Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и страны Европы в период Средневековья.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФГБОУ ВО «ИГУ» Педагогический институт Кафедра истории и методики
Рабочая программа дисциплины Б1.Б.1 История
Направление подготовки - 44.03.02 Педагогическое образование Тип образовательной программы - академический бакалавриат
Иркутск 2019 г.
Содержание
Цель и задачи дисциплины Цель освоения дисциплины Б1.Б.1 История - формирование у студентов конкретного представления об историческом пути развития России в единстве всех его политических, социально-экономических и культурных характеристик, осмысление её места в мировой цивилизации, готовность к использованию полученных базовых знаний и умений в профессиональной деятельности. Задачи дисциплины: · Сформировать представление о сущности, функциях исторического знания, методах исторического исследования, классификации исторических источников, современном состоянии научных исследований по отечественной истории. · Рассмотреть важнейшие события отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности. · Выделить основные этапы, закономерности и характерные особенности исторического развития России. · Выработать у студентов навыки исторического исследования. · Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории Отечества, гражданской позиции.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП: Дисциплина Б1.Б.1 История относится к базовой части дисциплин блока Б1. Время изучения и объем дисциплины: 1-й семестр, 144 часа (4 ЗЕТ) Дисциплина логически связана по содержанию с историей, изучаемой в средних общеобразовательных учебных заведениях. При освоении дисциплины необходимы знания основного фактического материала из курса истории России и всемирной истории, умения самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, готовность к овладению методами сравнительно-исторического анализа. . 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины Б1.Б.1 История направлен на формирование следующей компетенции:
Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы |
Всего часов / зачетных единиц |
Семестры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-й | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторные занятия (всего) | 48 | 48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | 32 | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (всего) | 60 | 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации (экзамен) | 36 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контактная работа (всего) | 54 | 54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 144 | 144 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 4 |
Содержание дисциплины
Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1. История как наука. Российское государство в контексте мирового развития (IX - XVII вв.)
1.1. Теория и методология исторической науки
Предмет исторического исследования. Функции истории. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Историография и основные направления исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории, средство гражданского, патриотического самоопределения, становления профессиональной компетентности.
Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и страны Европы в период Средневековья.
|
|
Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Античная Греция (скифские племена, греческие колонии в Северном Причерноморье). Античный Рим. Великое переселение народов в III-VI вв. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Переход Европы от Античности к феодализму. Варварские королевства. Государство франков. Властные традиции и институты в государствах, Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем Средневековье. Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
Древняя Русь (IX - начало XII вв.) Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Соседи Древней Руси: Византия, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Дискуссия по вопросу образования государства у восточных славян. Особенности внутренней и внешней политики первых русских князей: Олег, Ольга, Святослав, Владимир I. Принятие христианства, его последствия и значение. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Социальный строй Древней Руси. «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Устав Владимира Мономаха». Культура Древней Руси. Быт и нравы. Ремесло. Зодчество. Письменность. Языческие и христианские традиции.
Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Русские земли в период политической раздробленности (XII – первая половина XV вв.) Причины феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальская Русь, Новгородская Русь, Юго-Западная Русь. Русь в борьбе с иноземными захватчиками в XIII в. Битвы на Неве и Чудском озере. Александр Невский. Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Ордынское нашествие, иго, сопротивление русских княжеств. Тюркские народы России в составе Золотой орды. Предпосылки и этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Русская православная церковь. Сергий Радонежский. Русь и Орда: система взаимоотношений.
|
|
Образование единого Российского государства. Иван III. Объединение русских княжеств вокруг Москвы. Присоединение Новгорода и Твери. Организация центрального и местного управления. Свержение монгольского ига. Судебник 1497 г.
Особенности развития европейской культуры в эпоху Средневековья. Культура Руси в ХIII – ХV вв. Устное народное творчество. Литература. Архитектура. Живопись, иконопись. Андрей Рублев и Феофан Грек. Строительство Московского Кремля.
|
|