Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и страны Европы в период Средневековья.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВО «ИГУ»

Педагогический институт

Кафедра истории и методики

 

 

  Утверждаю Директор______________А.В. Семиров “____”______________201__ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Б1.Б.1 История

 

Направление подготовки - 44.03.02 Педагогическое образование

Тип образовательной программы - академический бакалавриат

 

  Согласовано с УМС ПИ ИГУ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель __________М.С. Павлова Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ От «___» _______________________20__г. Зав. кафедрой _____________Л.В. Занданова

 

Иркутск 2019 г.


 

Содержание

  стр.
1. Цели и задачи дисциплины 3
2. Место дисциплины в структуре ОПОП 3
3. Требования к результатам освоения дисциплины 3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 4
5. Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов и тем дисциплины 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 5.3 Разделы и темы дисциплин и виды занятий 4 4   10 10
6. Перечень семинарских, практических занятий, план самостоятельной работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов. 11
7. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии) 16
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература; б) дополнительная литература; в) программное обеспечение; г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы 16 16 16 17 17
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 17
10. Образовательные технологии 18
11. Оценочные средства (ОС) 18

 

Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины Б1.Б.1 История - формирование у студентов конкретного представления об историческом пути развития России в единстве всех его политических, социально-экономических и культурных характеристик, осмысление её места в мировой цивилизации, готовность к использованию полученных базовых знаний и умений в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

· Сформировать представление о сущности, функциях исторического знания, методах исторического исследования, классификации исторических источников, современном состоянии научных исследований по отечественной истории.

· Рассмотреть важнейшие события отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

· Выделить основные этапы, закономерности и характерные особенности исторического развития России.

· Выработать у студентов навыки исторического исследования.

· Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории Отечества, гражданской позиции.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП:

Дисциплина Б1.Б.1 История относится к базовой части дисциплин блока Б1. Время изучения и объем дисциплины: 1-й семестр, 144 часа (4 ЗЕТ)

Дисциплина логически связана по содержанию с историей, изучаемой в средних общеобразовательных учебных заведениях. При освоении дисциплины необходимы знания основного фактического материала из курса истории России и всемирной истории, умения самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, готовность к овладению методами сравнительно-исторического анализа.

. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины Б1.Б.1 История направлен на формирование следующей компетенции:

ОК-2 - Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (1-й этап формирования компетенции) Знает: - основные термины и понятия, относящиеся к историческому процессу развития общества; - периодизацию развития человеческого общества; - особенности исторических процессов в России в контексте мировой истории; - роль личности в истории. Умеет: -свободно владеть историческими знаниями;  - аргументированно доказывать свою точку зрения. - определять место и роль Российского государства в мировой истории; - формировать представление об историческом прошлом российского народа, исторической памяти, поколенческой и биографической истории; - выделять ключевые исторические личности, являющиеся примером патриотизма и героизма. Владеет: -умениями и навыками поиска исторической информации; - навыком анализа и систематизации полученных знаний - навыками изучения истории своего края, своей семьи; - пониманием уважительного отношения к героическому прошлому российского общества

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1-й  
Аудиторные занятия (всего) 48 48  
В том числе:      
Лекции 32 32  
Практические занятия (ПЗ) 16 16  
Самостоятельная работа (всего) 60 60  
Вид промежуточной аттестации (экзамен) 36 36  
Контактная работа (всего) 54 54  

Общая трудоемкость                     часы

зачетные единицы

144 144  
4 4  

Содержание дисциплины

Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел 1. История как наука. Российское государство в контексте мирового развития (IX - XVII вв.)

1.1. Теория и методология исторической науки

Предмет исторического исследования. Функции истории. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Историография и основные направления исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории, средство гражданского, патриотического самоопределения, становления профессиональной компетентности.

 

Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и страны Европы в период Средневековья.

Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Античная Греция (скифские племена, греческие колонии в Северном Причерноморье). Античный Рим. Великое переселение народов в III-VI вв. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.

Переход Европы от Античности к феодализму. Варварские королевства. Государство франков. Властные традиции и институты в государствах, Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем Средневековье. Византия – мост между эпохами и цивилизациями.

Древняя Русь (IX - начало XII вв.) Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Соседи Древней Руси: Византия, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Дискуссия по вопросу образования государства у восточных славян. Особенности внутренней и внешней политики первых русских князей: Олег, Ольга, Святослав, Владимир I. Принятие христианства, его последствия и значение. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Социальный строй Древней Руси. «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Устав Владимира Мономаха». Культура Древней Руси. Быт и нравы. Ремесло. Зодчество. Письменность. Языческие и христианские традиции.

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Русские земли в период политической раздробленности (XII – первая половина XV вв.) Причины феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальская Русь, Новгородская Русь, Юго-Западная Русь. Русь в борьбе с иноземными захватчиками в XIII в. Битвы на Неве и Чудском озере. Александр Невский. Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Ордынское нашествие, иго, сопротивление русских княжеств. Тюркские народы России в составе Золотой орды. Предпосылки и этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Русская православная церковь. Сергий Радонежский. Русь и Орда: система взаимоотношений.

Образование единого Российского государства. Иван III. Объединение русских княжеств вокруг Москвы. Присоединение Новгорода и Твери. Организация центрального и местного управления. Свержение монгольского ига. Судебник 1497 г.

Особенности развития европейской культуры в эпоху Средневековья. Культура Руси в ХIII – ХV вв. Устное народное творчество. Литература. Архитектура. Живопись, иконопись. Андрей Рублев и Феофан Грек. Строительство Московского Кремля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...