Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение дисциплины:




Специальные помещения: учебные аудитории для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего и промежуточного контроля, укомплектованные специализированной мебелью и оборудованные техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории: проектор мультимедиа, компьютер, колонки.

Специальные помещения: аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), помещение для самостоятельной работы обучающихся, оснащенное компьютерной техникой и возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации:

карты: Первая мировая война (1914-1918 гг.), Становление Советской России (1917-1922 гг.), СССР в 1946-1991 гг., Россия в составе СССР (20-30-е гг. XX в.), Европа в период наполеоновских войн (1799-1815 гг.), Отечественная война 1812 г., Смутное время в России в начале XVII в., Российская империя во II половине XVIII в., Российские княжества в XII – начале XIII вв., Российское государство во II половине XV – начале XVI вв., Вторая Мировая война. Военные действия на Тихом океане и в Азии в 1941-1945 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Революция 1905-1907 гг. в России, Россия в 1907-1914 гг., Российская империя в I половине XVIII в., Российская империя в XVIII в., Объединение русских земель в единое государство, Начало Второй Мировой войны 1.09.1939-21.06.1941 гг., Территориальные изменения в Европе после Второй Мировой войны, Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.,

Плакаты: Древняя Русь – Русь удельная – Московская Русь, Вассальная пирамида, Оформление крепостного права в России, Повинности средневековых крестьян

 

10. Образовательные технологии:

При реализации различных видов учебной работы дисциплины используются как стандартные методы обучения, так и интерактивные формы проведения занятий, доля которых составляет не менее 25% аудиторных занятий. В процессе преподавания дисциплины реализуются:

· Технология проблемного обучения

· Технология развития критического мышления

 

11. Оценочные средства (ОС):

Оценочные средства текущего контроля

 

 Вопросы для текущего контроля (устного опроса, подготовки докладов и сообщений)

 

Раздел 1. История как наука. Российское государство в контексте мирового развития (IX - XVII вв.)

1.1. Теория и методология исторической науки

1. Предмет исторического исследования. Функции истории.

2. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.

3. Историография и основные направления исторической науки.

 

Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и страны Европы в период Средневековья

1. Древние цивилизации.

2. Переход Европы от античности к феодализму.

3. Древняя Русь в IX - начале XII вв.

4. Феодальная раздробленность на Руси.

5. Образование единого Российского государства. Иван III.

6. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII- XIVвв. Александр Невский. Дмитрий Донской. Свержение монгольского ига.

7. Особенности развития европейской культуры в эпоху Средневековья.

8. Культура Древней и Средневековой Руси.

 

Россия в XVI - XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации.

1. Эпоха Возрождения. Великие географические открытия и начало нового времени в Западной Европе.

2. Государственные реформы Ивана IV, их социально-экономические последствия.

3. «Смутное время» в России.

4. Экономическое и социально-политическое развитие России в ХVII в

5. Внешняя политика России в XVI-XVII вв.

6. Культура и быт народов Европы и России в XVI-XVII вв.

 

Раздел 2. Россия и мир в XVIII – начале XX вв.

 

Российская империя и мир в XVIII веке: попытки модернизации

1. Особенности политических, экономических и социокультурных процессов стран Европы и Америки.

2. Петр I и начало модернизации страны.

3. Россия во второй половине XVIII в. Екатерин II. «Просвещенный абсолютизм».

4. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

5. Культура России в XVIII в.

 

Российская империя и мир в XIX веке: войны, реформы и контрреформы.

1. Россия в правление Александра I.

2. Движение декабристов. Декабристы в Сибири. Память о декабристах в Иркутской области (индивидуальные задания на основе материалов музея Волконских в Иркутске).

3. Развитие Европы во второй половине XIX в.

4. Россия во второй половине XIX в. Реформы Александра II и контрреформы Александра III.

5. Внешняя политика России.

6. Особенности развития европейской культуры.

7. Культура России в XIX в.

Российская империя и мир в начале XX в.

1. Международные отношения на рубеже XIX-ХХ вв. Основные направления внешней политики России в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг.

2. Россия на рубеже XIX-XX вв. Николай II.Особенности социально-экономического и политического развития.

3. Особенности развития культуры в странах Европы. Российская культура в начале XX в.

4. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

5. Россия в 1917 г. Февральская революция 1917 г.

Раздел 3. СССР, Российская Федерация и мир в 20-е гг. XX в. – начале XXI в.

Советская Россия и мир в 1917-1945 гг.

1. Становление советской государственности.

2. Гражданская война и интервенция (1918 – 1920 гг.).

3. Внутренняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

4. Политический режим в 30-е гг.

5. Культурная революция, ее сущность и значение.

6. Советская внешняя политика в 1920-1930-е гг. Вооруженные конфликты с японскими группировками на Дальнем Востоке.

7. Альтернативы развития западной цивилизации в конце 20-х - 30-е гг. ХХ в.

8. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

СССР и страны мира в 1945-1991 гг.

 

1. Международные отношения в послевоенном мире.

2. Развитие мировой экономики в 1945-1991 гг.

3. Внутренняя политика СССР в 1945 -1964 гг.

4. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

5. СССР в 1985-1991 гг. Внешняя политика. «Новое политическое мышление».

6. Распад СССР.

 

3.3. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв.

1. Внутренняя политика России.

2. Культура в современной России: особенности и развитие.

3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

4. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.

Вопросы для дискуссии

1. ЦК КПСС с 1985 по 1990 гг. обновился на 85%. С чем была связана кадровая политика и к чему она привела?

2. Заявив о гласности, КПСС преследовала свои узкопартийные цели. Появление в СМИ публикаций Н. Шмелева, О. Лациса, Г. Попова и других известных ученых и литераторов привело общество к разочарованию в ценностях социализма. Как вы можете объяснить такой парадокс?

3. На каком партийном форуме было принято решение о создании правового социалистического государства? Было ли обосновано такое решение? Аргументируйте ответ.

4. Как вы можете объяснить решение Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева стать президентом?

5. 1 января 1989 г. был принят Закон о государственном предприятии. Вла­сти рассчитывали, что с его принятием советская экономика выйдет из затяжного кризиса. Однако надежды не оправдались. Почему?

6. Индивидуальная тpудовaя деятельность в СССР была рaзрешена c 1986 г. Планировaлось направить ее в сферу услуг и производства товаров на­родного потpебления. Но вскоpe выяснилось, что эта сфера стaла наиболее криминализированной, a ожидаемого эффекта не полyчилось. Почему?

7. В 1990 г. в ходе дискyссии o пyтях экономическогo развития СССР предлaгaлось много проектов, в том числе извeстных экономистов Шаталина и Явлинского. Правительством была принята половинчатaя программа академика Абалкина. Кaк вы можете объяснить такое реше­ние?

8. IV съезд наpoдных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение целостности СССР. Об этом же свидeтельствoвaл всенародный референдум, проведенный весной 1991 г. Тем не менее, 8 декабря 1991 г. после беловежской встречи в верхах, СССР перестал существовать. Чем было вызвано это пpoтиворечие?

9. В 1988 г. M. C. Горбачев, выcтyпaя с трибуны Ассaмблеи ООН, зaявил o приоритeте общечeловeческих интepecов над классовыми. Каковы были причины, по которым СССР пришлось откaзаться от своего основополагаю­щего классовoго принципа во внешней политике?

10. Весной 1991 г. прекpатили деятельность Совeт Экономической Взаимопомощи и Opгaнизaция Варшавского Договора. Как вы можете объяснить этот факт?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...