Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Специальные помещения: учебные аудитории для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего и промежуточного контроля, укомплектованные специализированной мебелью и оборудованные техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории: проектор мультимедиа, компьютер, колонки. Специальные помещения: аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), помещение для самостоятельной работы обучающихся, оснащенное компьютерной техникой и возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. Учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации: карты: Первая мировая война (1914-1918 гг.), Становление Советской России (1917-1922 гг.), СССР в 1946-1991 гг., Россия в составе СССР (20-30-е гг. XX в.), Европа в период наполеоновских войн (1799-1815 гг.), Отечественная война 1812 г., Смутное время в России в начале XVII в., Российская империя во II половине XVIII в., Российские княжества в XII – начале XIII вв., Российское государство во II половине XV – начале XVI вв., Вторая Мировая война. Военные действия на Тихом океане и в Азии в 1941-1945 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Революция 1905-1907 гг. в России, Россия в 1907-1914 гг., Российская империя в I половине XVIII в., Российская империя в XVIII в., Объединение русских земель в единое государство, Начало Второй Мировой войны 1.09.1939-21.06.1941 гг., Территориальные изменения в Европе после Второй Мировой войны, Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., Плакаты: Древняя Русь – Русь удельная – Московская Русь, Вассальная пирамида, Оформление крепостного права в России, Повинности средневековых крестьян
10. Образовательные технологии: При реализации различных видов учебной работы дисциплины используются как стандартные методы обучения, так и интерактивные формы проведения занятий, доля которых составляет не менее 25% аудиторных занятий. В процессе преподавания дисциплины реализуются: · Технология проблемного обучения · Технология развития критического мышления
11. Оценочные средства (ОС): Оценочные средства текущего контроля
Вопросы для текущего контроля (устного опроса, подготовки докладов и сообщений)
Раздел 1. История как наука. Российское государство в контексте мирового развития (IX - XVII вв.) 1.1. Теория и методология исторической науки 1. Предмет исторического исследования. Функции истории. 2. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. 3. Историография и основные направления исторической науки.
Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли и страны Европы в период Средневековья 1. Древние цивилизации. 2. Переход Европы от античности к феодализму. 3. Древняя Русь в IX - начале XII вв. 4. Феодальная раздробленность на Руси. 5. Образование единого Российского государства. Иван III. 6. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII- XIVвв. Александр Невский. Дмитрий Донской. Свержение монгольского ига. 7. Особенности развития европейской культуры в эпоху Средневековья. 8. Культура Древней и Средневековой Руси.
Россия в XVI - XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации. 1. Эпоха Возрождения. Великие географические открытия и начало нового времени в Западной Европе. 2. Государственные реформы Ивана IV, их социально-экономические последствия. 3. «Смутное время» в России. 4. Экономическое и социально-политическое развитие России в ХVII в
5. Внешняя политика России в XVI-XVII вв. 6. Культура и быт народов Европы и России в XVI-XVII вв.
Раздел 2. Россия и мир в XVIII – начале XX вв.
Российская империя и мир в XVIII веке: попытки модернизации 1. Особенности политических, экономических и социокультурных процессов стран Европы и Америки. 2. Петр I и начало модернизации страны. 3. Россия во второй половине XVIII в. Екатерин II. «Просвещенный абсолютизм». 4. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. 5. Культура России в XVIII в.
Российская империя и мир в XIX веке: войны, реформы и контрреформы. 1. Россия в правление Александра I. 2. Движение декабристов. Декабристы в Сибири. Память о декабристах в Иркутской области (индивидуальные задания на основе материалов музея Волконских в Иркутске). 3. Развитие Европы во второй половине XIX в. 4. Россия во второй половине XIX в. Реформы Александра II и контрреформы Александра III. 5. Внешняя политика России. 6. Особенности развития европейской культуры. 7. Культура России в XIX в. Российская империя и мир в начале XX в. 1. Международные отношения на рубеже XIX-ХХ вв. Основные направления внешней политики России в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. 2. Россия на рубеже XIX-XX вв. Николай II.Особенности социально-экономического и политического развития. 3. Особенности развития культуры в странах Европы. Российская культура в начале XX в. 4. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. 5. Россия в 1917 г. Февральская революция 1917 г. Раздел 3. СССР, Российская Федерация и мир в 20-е гг. XX в. – начале XXI в. Советская Россия и мир в 1917-1945 гг. 1. Становление советской государственности. 2. Гражданская война и интервенция (1918 – 1920 гг.). 3. Внутренняя политика СССР в 1920-1930-е гг. 4. Политический режим в 30-е гг. 5. Культурная революция, ее сущность и значение. 6. Советская внешняя политика в 1920-1930-е гг. Вооруженные конфликты с японскими группировками на Дальнем Востоке. 7. Альтернативы развития западной цивилизации в конце 20-х - 30-е гг. ХХ в. 8. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) СССР и страны мира в 1945-1991 гг.
1. Международные отношения в послевоенном мире. 2. Развитие мировой экономики в 1945-1991 гг.
3. Внутренняя политика СССР в 1945 -1964 гг. 4. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. 5. СССР в 1985-1991 гг. Внешняя политика. «Новое политическое мышление». 6. Распад СССР.
3.3. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв. 1. Внутренняя политика России. 2. Культура в современной России: особенности и развитие. 3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. 4. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Вопросы для дискуссии 1. ЦК КПСС с 1985 по 1990 гг. обновился на 85%. С чем была связана кадровая политика и к чему она привела? 2. Заявив о гласности, КПСС преследовала свои узкопартийные цели. Появление в СМИ публикаций Н. Шмелева, О. Лациса, Г. Попова и других известных ученых и литераторов привело общество к разочарованию в ценностях социализма. Как вы можете объяснить такой парадокс? 3. На каком партийном форуме было принято решение о создании правового социалистического государства? Было ли обосновано такое решение? Аргументируйте ответ. 4. Как вы можете объяснить решение Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева стать президентом? 5. 1 января 1989 г. был принят Закон о государственном предприятии. Власти рассчитывали, что с его принятием советская экономика выйдет из затяжного кризиса. Однако надежды не оправдались. Почему? 6. Индивидуальная тpудовaя деятельность в СССР была рaзрешена c 1986 г. Планировaлось направить ее в сферу услуг и производства товаров народного потpебления. Но вскоpe выяснилось, что эта сфера стaла наиболее криминализированной, a ожидаемого эффекта не полyчилось. Почему? 7. В 1990 г. в ходе дискyссии o пyтях экономическогo развития СССР предлaгaлось много проектов, в том числе извeстных экономистов Шаталина и Явлинского. Правительством была принята половинчатaя программа академика Абалкина. Кaк вы можете объяснить такое решение? 8. IV съезд наpoдных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение целостности СССР. Об этом же свидeтельствoвaл всенародный референдум, проведенный весной 1991 г. Тем не менее, 8 декабря 1991 г. после беловежской встречи в верхах, СССР перестал существовать. Чем было вызвано это пpoтиворечие?
9. В 1988 г. M. C. Горбачев, выcтyпaя с трибуны Ассaмблеи ООН, зaявил o приоритeте общечeловeческих интepecов над классовыми. Каковы были причины, по которым СССР пришлось откaзаться от своего основополагающего классовoго принципа во внешней политике? 10. Весной 1991 г. прекpатили деятельность Совeт Экономической Взаимопомощи и Opгaнизaция Варшавского Договора. Как вы можете объяснить этот факт?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|