Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическо-методические основы изучения восприятия музыки молодежью.




ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

Допускаю к защите

Руководитель

____________ Н.И. Гаврилова

 

 

Тема: Восприятие музыки молодежью г. Иркутска.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«Социология культуры»

 

 

Выполнил студент группы СЦБ-14-1 Т. Е. Вахонина

 

Нормоконтроль Н.И. Гаврилова

 

Курсовая работа защищена с оценкой _______________________

 

 

Иркутск, 2015 г.

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу «Социология культуры»

Студенту группы СЦБ-14-1 Вахониной Т.Е.

Тема курсовой работы «Восприятие музыки молодежью г. Иркутска»

Исходные данные: монографии, материалы периодических изданий, научные статьи, учебники, касающиеся восприятия музыки, в частности, социологические исследования, научные доклады.

Рекомендуемая литература:

1. Теодор В. Адорно. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.

2. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994

 

Дата выдачи задания 3 сентября 2015 г.

 

Дата представления курсовой работы руководителю 11 декабря 2015 г.

 

Руководитель курсовой работы Н.И. Гаврилова

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 Теоретическо-методические основы изучения восприятия музыки молодежью. 10

1.1 Музыка как объект изучения социологии. 10

1.2 Особенности восприятия музыки. 16

2 Особенности восприятия молодежью: региональный аспект. 22

2.1 Восприятие музыки молодежью вторичный анализ данных. 22

2.2. Восприятие музыки молодежью анализ полученных данных. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ. 39

 

 


ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность курсовой работы. В современном обществе музыка давно стала частью повседневной жизни общества, принимая участие в процессе социальной идентификации личности, так и различных групп, особенно молодежных.

В современной индустрии музыки существует огромное количество различных жанров, направлений и стилей, у каждого из которых найдется огромная армия поклонников, отдающих свои симпатии именно этому жанру или стилю, зачастую совершенно отвергая все остальные.

В настоящее время нельзя определить какой-либо доминирующий жанр музыки, различия находятся не музыке, а в слушателе, это различие в том как проходит слушание музыки. Как прoисxoдит это слушание, чем oнo oпределяется, имеет ли oнo какие-нибудь закoнoмернoсти, какoй характер oнo несет? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо oбратиться непосредственно к самому слушателю. Конечно, прослушивание несет в себе индивидуальный характер, и каждый человек воспринимает музыку по-своему, но существуют некие общие критерии предпочтения того или иного жанра для определенной аудитории. Основа этих критериев лежит, все-таки, не в каких-то акустических особенностях музыкальных прoизведений, хoтя oни тоже играют роль, а в личностном смысле, который слушатель вкладывает в ту или иную песню, композицию.

В процессе слушания музыки её образцы проходят через личностное восприятие, разделяясь на «любимые» и «нелюбимые», каждый человек сам выбирает свой жанр музыки исходя из своих жизненных интересов.

Молодежи от природы жизненна активна, отсюда она постоянно стремится к новому, отвержение традиций и создание своей, отличной от официальной, культуры. Так, например, на смену классики в жизни молодежи приходит рок, поп и др. жанры современной музыкальной индустрии. Данная трансформация указывает на смену приоритетов в сторону того или иного музыкально-стилистического направления.

Оценивая свой социальный статус в обществе как достаточной низкий, молодежь замыкается в собственном мире и создает свою культуру, в том числе и музыкальную. Неформальные молодежные объединения, которые часто проявляют себя и через музыкальные приоритеты, значительно локализуют себя от общества. Данная локализация вполне согласуется с общественным мнением молодежи, поскольку открывает новые горизонты для самоутверждения без участия общества, для творчества, в том числе и музыкального.

Молодежь использует музыку в качестве средства для эмоциональной разрядки, для нее это способ уйти от насущных проблем. Музыка в функциональном значении все больше становится фоном, формой самоутешения. Отсюда в музыке возрастает функция наслаждения. Поиск развлекательности в музыке неизбежно приводит к явлению группового стереотипа.

Степень изученности курсовой работы. Проблемой восприятия музыки занимались многие ученные, социологи. М. Вебер считается первым социологом, рассматривающим искусство в социальном контексте. Социологию музыки, М. Вебер [2, с.469-550] представлял себе, как эмпирическую науку, предметом изучения которой являются средства реализации замысла художника, своего рода «техническая» сторона художественного творчества. В какой степени искусство зависит от технических средств и как влияет на него изменения социальной структуры - являются теми вопросами, на которые пытается дать ответы социология музыки как научная дисциплина. Развитие музыкального мышления в Европе приводит к рационализации. Рационализация понимается Вебером как прогресс.

В работе Т. Адерно руководствовался работой М. Вебера. Т. Адерно занимался философско-эстетическими проблемами современной музыки и занимался ими как крупнейший специалист-философ, социолог и музыковед. Его музыка интересовала не как социолога, а как человека большой музыкальной культуры. Он выделил несколько групп слушателей [1, с. 11]по их отношению к музыке и в зависимости от того как данная музыка ими воспринимается. А также он выделил функции музыки. [1, с. 41]

Один из ведущих представителей современного социокультурного знания, работающий в области социологии культуры, социологии образования, философии культуры - Пьер Бурдье. Важным вкладом, которого в современную теорию и социологию культуры является работа "Различие. Социальная критика суждения вкуса", в которой исследователь анализирует категорию вкуса, важнейшую для формирования социальных различий в обществе. В своей повседневной жизни люди постоянно совершают выбор между тем, что доставляет им эстетическое удовольствие, и тем, что они считают просто модным или даже безобразным. [4]

Лукьянов В. Г. в своей работе «Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации Б. В. Асафьева» Б. В. Асафьеву, учитывая специфику музыкального искусства, точнее, нежели у Адорно, удалось решить проблему взаимосвязи музыки и общественной жизни. С его точки зрения, она имеет две стороны. С одной стороны, музыка, так или иначе, подготавливает "социальные сдвиги", а с другой - в результате этих "сдвигов" изменяется мировоззрение и мироощущение людей, что находит свое выражение в новом интонационном строе музыки. [3, с. 63]

По его мысли, "кризис интонации"- это процесс переоценки и переплавки в новый эмоциональный строй наиболее для этого приспособленных и доступных массовому сознанию лирических напевов параллельно новому мелодическому творчеству. [3, с.64]

Т. Чередниченко своей работе «Поп-музыка» [8] рассматривала связь средств массовой коммуникации с распространением поп-музыки, также там можно найти описание поэтапного выхода музыкального произведения в свет.

«Типологическая определенность поп-музыки создается четырьмя факторами: развлекательной функцией, особой ролью художественного стандарта, аналогичной канону в фольклорном и традиционном профессиональном искусстве, тесной связью со СМИ» [6, с. 187].

В кн. "Музыка и слушатель" В. С. Цукермана [7] обобщены данные конкретных исследований музыкальной жизни Урала, сделана попытка определить такие понятия, как музыкальная культура общества, музыкальные потребности населения. Разрабатываются вопросы социальных функций музыки и её изменения в современных условиях, типологии слушательских групп, классификации и социально-воспитательной роли музыки, передаваемой по радио и телевидению.

Проблемой восприятия музыки недостаточно изучена. Среди тех то затрагивал данную тему является Теодор Адорно, который типологизировал слушателей. М. Вебер считается первым социологом, рассматривающим искусство в социальном контексте. Социология музыки, в том виде, в каком представляет ее себе Вебер, есть эмпирическая наука. Т.Чередниченко своей работе «Поп-музыка» рассматривала связь средств массовой коммуникации с распространением поп-музыки, также там можно найти описание поэтапного выхода музыкального произведения в свет. В работе Пьер Бурдье исследователь анализирует категорию вкуса, важнейшую для формирования социальных различий в обществе

Объект курсовой работы: Восприятие музыки молодежью г. Иркутска.

Предмет курсовой работы: Особенности восприятия музыки молодежью г. Иркутска.

Цель курсовой работы: Проанализировать Особенности восприятия музыки молодежью г. Иркутска

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать термин музыка с точки зрения социологии.

2. Выявить общие закономерности в восприятии музыки молодежью.

3. Рассмотреть факторы влияющие на восприятие музыки молодежью г. Иркутска.

4. Выявить определенные ценности в восприятии музыки молодежью и определить музыкальные предпочтения г. Иркутска.

Гипотезы:

1. Молодые люди в возрасте от 26-30 лет с высшим образование наиболее чаще слушают классическую музыку.

2. Молодые люди в современном обществе наиболее часто предпочитают ту музыку, которая является модной.

3. Молодежи наиболее важен текст чем сама музыка.

Методы исследования курсовой работы: метод вторичного анализа опубликованной социологической информации, а также во второй части работы используется такой опросный метод как анкетирование.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Материалы монографий, периодических изданий, справочной и научной литературы, научные статьи, учебные пособия, материалы, информация глобальной информационной сети, содержащие данные об особенностях восприятия музыки молодежью

2. Результаты социологического исследования, проведенного автором самостоятельно на тему «Восприятие музыки молодежью г. Иркутска» в ноябре 2015 года. В исследовании участвовали 100 жителей г. Иркутска мужского и женского пола в возрасте 18-30 лет.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что работу можно использовать при подготовке к практическим занятиям по курсу «Социология культуры», а также написанию теоретических статей по проблеме восприятие музыки молодежью. Также данное исследование может пригодиться для комитета по молодежной политике г. Иркутска

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определение объекта и предмета данной работы, проводится постановка целей и задач, а также дается общий анализ степени изученности проблемы

В первой главе представлен анализ понятий, являющихся основой курсовой работы, таких как «социология музыки», «восприятие музыки» и «молодежь». Выделены их сущность, характеристики и основные подходы к их изучению.

Во второй главе курсовой работы рассматривается собственно процесс восприятия музыки молодежью и его особенности в современных условиях. Анализ проводится на основе данных других соц. Исследований, проводимых другими социологами, а также социологического исследования, проведенного автором в рамках данной курсовой работы.

В заключении даются обобщающие тезисы и основные выводы, содержащиеся в работе и подтверждающие гипотезу исследования.


 

Теоретическо-методические основы изучения восприятия музыки молодежью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...