Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыка как объект изучения социологии.




 

Социология музыки - наука о взаимодействии музыки и общества. Данная наука изучает влияние общества на музыкальное творчество, исполнительство и публику. В социологии музыки изучаются общие закономерности развития музыки, различные виды музыкальной деятельности (профессиональный и самодеятельные, фольклор), формирование музыкальных потребностей и интересов различных социальных групп общества.

Музыка с точки зрения социологии - это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых проследований, состоящих в основном из тонов. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей. В социологии музыки можно выделить три направления. Теоретическая социология музыки занимается изучением общих закономерностей взаимодействия музыки и общества, типологии музыкальной культуры. Историческая социология музыки изучает и обобщает факты истории музыкальной жизни общества. В сферу эмпирической (конкретной, практической или прикладной) социологии музыки входит исследование и обобщение фактов, относящихся к роли музыки в современном обществе (изучение статистических отчётов о посещаемости концертов, о продаже грампластинок, о работе самодеятельности, непосредственных наблюдение над музыкальной жизнью, всякого рода опросы, анкеты, интервью и др.).

Музыка всегда выражает предпочтения той или иной социальной группы, она предает эмоциональное состояние эпохи, мысли и эмоции социальных групп. В музыки всегда господствуют положительные образы, которые отвечают эстетическому и этическому идеалу автора

Огромное значение в музыкальной критике занимали вопросы восприятия музыки публикой.

В книге М. Вебера "Рациональные и социологические основы музыки"[2, стр.469-550]. Он считается первым социологом, рассматривающим искусство в социальном контексте. Социология музыки, в том виде, в каком представляет ее себе Вебер, есть эмпирическая наука, предметом изучения которой являются средства реализации замысла художника. М. Вебер писал о том, что Европейская музыка отличается от другой музыки. Это различие он объясняет тем, что в Европе исключительно высокий уровень развития средств музыкальной выразительности. Причину этого ученый видит в тенденции к рационализации, под знаком которой проходит развитие музыкального мышления в Европе. Рационализация в понимании Вебера это «прогресс». Термин «прогресс» используется Вебером применительно к технической стороне искусства. Вебер проводит анализ «прогресса» Западноевропейского искусства. Он выделяет два фактора прогресса внемузыкальный и внутри музыкальный Первые проявляются в эволюции инструментария — материального базиса музыки, зависимого от общего технического и экономического уровней. Именно развитие инструментария, по мнению Вебера, явилось важнейшим источником прогресса музыки не менее значительную роль в процессе рационализации играли и факторы внутри музыкальные. Основным результатом внутри музыкального прогресса является изменившееся лада, то есть гармонии в музыке, музыка стала более мелодичная. И еще одним из важнейших показателей рационализации музыки, Вебер считает выделение музыки в самостоятельную область и превращение ее в собственно эстетический феномен. Иначе говоря, в процессе рационализации европейская музыка освобождается от выполнения прикладных задач (практических, ритуальных и др.) и приобретает качество независимости от чего-либо.

В работе «Социология музыки» Т. Адорно [1] музыки получила в основном теоретическое освещение. В своей работе Адорно рассматривал социальные функции музыки, типологию слушателей, проблемы современной музыкального быта. Теоретическую концепцию Т. Адорно, именно как концепцию, невозможно представить без социологических работ М.Вебера. Т. Адорно занимался философско-эстетическими проблемами современной музыки и занимался ими как крупнейший специалист-философ, социолог и музыковед. Он выделил несколько групп слушателей по их отношению к музыке [1, стр.11]:

1) Слушатель-эксперт: вполне сознательный слушатель, от внимания которого не ускользает ничто и который в каждый конкретный момент отдает себе отчет в том, что слышит. Он отчетливо воспринимает все усложнения и хитросплетения данного момента, т.е. сложную гармонию и многоголосие.

2) Хороший слушатель: слышит не только отдельные музыкальные детали, он спонтанно образует связи, высказывает обоснованные суждения - судит не только по категориям престижа или произволу вкуса. Но он не осознает - или не вполне осознает - структурных импликаций целого. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, - ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе, - неосознанно владея имманентной музыкальной логикой.

3) Образованный слушатель (потребитель культуры): много слушает, при благоприятных условиях просто ненасытно, хорошо информирован, собирает пластинки. Он уважает музыку как культурное достояние, иногда как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе: такая позиция простирается от глубокого чувства долга до вульгарного снобизма.

4) Эмоциональный слушатель: его отношение к музыке не такое неподвижное и стороннее, как у потребителя культуры, но он уходит еще дальше от объекта: слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации.

5) Развлекающийся слушатель: музыка для него не смысловое целое, а источник раздражителей. Всё поглощено и опошлено потребностью в музыке как в комфорте, нужном для того, чтобы рассеяться.

В своей работе «Социология музыки» Т. Адерно он понимал музыку как искусства, выражающего дух времени [1,с.10]. Для него данное определение было достаточным для того, чтобы вести разговор о музыке. Он выделил функции музыки:

1. Функция эстетического наслаждения без видимой практической цели. При прослушивании музыки слушатели испытываю наслаждение без видимых на то причин. Данные слушатели являются потребителями музыкального искусства. В процессе жизни у них еще в ранние годы сложился определенные стереотип музыкального произведения и в последствии они слушают то что напоминает им детство и молодость.

2. Функция интеллектуально философской игры. Данная функция доступна только профессиональным музыкантам и деятелям искусства. В данной функции невозможно присутствие слушателя потребителя. В данной функции удовольствие испытывают непосредственно от игры.

3. Фоново-лечебная функция. В данной функции музыка прослушивается в зависимости от настроения или душевного состояния. Музыка либо расслабляет, либо возбуждает слушателя. Она позволяет снять напряжение. Данная функция присуща для людей, которые не могут жить без музыки.

В своей работе Лукьянов В. Г. «Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации Б. В. Асафьева» [5] писал, что Б. В. Асафьев анализировал музыку, опираясь на понятия "мировоззрение" и "мироощущение", т.е. фактически рассматривал музыку как процесс, в котором человеческие способность переходят в предмет. Такой подход позволил Б. В. Асафьеву, учитывая специфику музыкального искусства, точнее, нежели у Адорно, решить проблему взаимосвязи музыки и общественной жизни. С его точки зрения, она имеет две стороны. С одной стороны, музыка, так или иначе, подготавливает "социальные сдвиги", а с другой - в результате этих "сдвигов" изменяется мировоззрение и мироощущение людей, что находит свое выражение в новом интонационном строе музыки. Что касается первой стороны, то ученый подчеркивал: "Иногда задолго до великих политических и общественных переворотов, иногда почти накануне их, в области человеческой интонационной культуры (язык, слово, речь, пение) заметно "волнение".

С другой стороны, общественные потрясения вызывают к жизни "новый эмоциональный строй", происходит "переустройство музыкального сознания", музыка при этом выступает проводником мироощущения и мировоззрения, "идейного мира" новых социальных сил: "Человечество меняло мировоззрение, шла борьба понятий, мнений, традиционных убеждений. Люди переосмысливают и свой эмоциональный строй. Какими интонациями была насыщена эпоха, то она желала слышать и в музыке. [5, с. 63]

Эмпирическая музыкальная социология в нашей стране находится пока еще в стадии первоначального становления. Она располагает весьма малым количеством надежных фактических данных, ей предстоит период их накопления; еще меньше рабочих гипотез, частных специализированных теорий, базирующихся на фактах или нуждающихся в проверке эмпирическим путем

Одной из фундаментальных и сложных задач, стоящих перед эмпирической музыкальной социологией, является то чтобы показать какая музыка какими группами слушателей предпочитается. Сложность задачи заключается в том, что, отсутствует единое основание для группировки слушателей, на формирование слушательских групп воздействует множество факторов: от социально-демографических (пол, возраст, род деятельности) и социально-культурных (образование, ценностные установки среды, слушательских опыт) до личностностных установок.

Социология музыки - наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её обществ. бытования на муз. творчество, исполнительство и публику. Социология музыки изучает общие закономерности развития муз. культур и их историческую типологию, формы муз. жизни общества, различные виды музыкальной деятельности (профессиональные и самодеятельные, фольклор), особенности музыкальной коммуникации в разных социальных условиях, формирование музыкальных потребностей и интересов различных социальных групп общества.

Музыка с точки зрения социологии - это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых проследований, состоящих в основном из тонов. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей.

Музыка всегда выражает предпочтения той или иной социальной группы, она предает эмоциональное состояние эпохи, мысли и эмоции социальных групп. В музыки всегда господствуют положительные образы, которые отвечают эстетическому и этическому идеалу автора

Огромное значение в музыкальной критике занимали вопросы восприятия музыки публикой.

М. Вебер писал о том, что Европейская музыка отличается от другой музыки. Именно развитие инструментария, по мнению Вебера, явилось важнейшим источником прогресса музыки. И еще одним из важнейших показателей рационализации музыки, Вебер считает выделение музыки в самостоятельную область. В своей работе Адорно рассматривал социальные функции музыки, типологию слушателей, и дал свое определение музыки как искусства, выражающего дух времени.

Эмпирическая музыкальная социология в нашей стране находится пока еще в стадии первоначального становления. Она располагает весьма малым количеством надежных фактических данных, ей предстоит период их накопления; еще меньше рабочих гипотез, частных специализированных теорий, базирующихся на фактах или нуждающихся в проверке эмпирическим путем

Одной из фундаментальных и сложных задач, стоящих перед эмпирической музыкальной социологией, является то чтобы показать какая музыка какими группами слушателей предпочитается. Сложность задачи заключается в том, что, отсутствует единое основание для группировки слушателей, на формирование слушательских групп воздействует множество факторов: от социально-демографических (пол, возраст, род деятельности) и социально-культурных (образование, ценностные установки среды, слушательских опыт) до личностностных установок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...