Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая деятельность и взгляды Я.Корчака.




Януш Корчак (1878–1942)- известный польский писатель, врач и педагог; был директором двух воспитательных учреждений для детей-сирот в Варшаве - Дома сирот (1911) и Нашего дома (1919); создатель гуманистической педагогической системы, основанной на ненасилии, уважении и любви к ребенку. Автор повестей «Дети улицы», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый»...

Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже – в получившей широкую известность книге «Как любить ребенка».

Януш Корчак родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье. Его отец был известным в Варшаве адвокатом. Когда он тяжело заболел, молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру. Однако он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В это же время он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берет себе псевдоним «Януш Корчак», под которым становится одним из самых известных мыслителей педагогики и детских писателей. После окончания университета он работает в детской больнице, в качестве военного врача принимает участие в Русско-Японской войне, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам», быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение.

Это был «Дом сирот», который просуществовал тридцать лет. Всю свою жизнь его создатель посвятил чужим детям, своим воспитанникам, сделав выбор и отказавшись от возможности построить собственную семью. В «Доме сирот» было более ста детей и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причем все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли. Это было маленькое «государство» детей, во главе которого стояли сами дети.

Корчак выступил продолжателем идей великого русского писателя и педагога Л. Н. Толстого, выраженных в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в «Дневнике Яснополянской школы» и в позднем творчестве Л. Н. Толстого.

Главной целью воспитания в детских домах Корчака было объявлено благо ребенка и воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Важнейшими принципами его воспитательной системы стали: уважение личности ребенка и доверие к нему; взаимодействие воспитания и самовоспитания; безоговорочное соблюдение прав ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании («…права ребенка на уважение его незнания и труда познания, его неудач и слез, текущего часа и сегодняшнего дня, усилий и доверчивости; права ребенка быть тем, что он есть; права на участие в рассуждениях о нем и приговорах, на внимательное отношение к его проблемам, на высказывание своих мыслей, на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибки, на движение на игру» и др.) Задачи изучения ребенка и законов, которые управляют психическим и физическим развитием личности, подготовки воспитанников к жизни и помощи им в выборе профессии, изучения и «выяснения причин отравляющей атмосферы в детском доме и поиска путей ее изменения», создания условий для самовоспитания, самосовершенствования, привития навыков самопознания, самообладания и самостоятельности стали в детских домах Я. Корчака задачами первостепенной важности.
Гуманизм воспитательной системы Корчака ярко проявился в его стремлении ориентировать всю организацию жизни своих учреждений на удовлетворение потребностей психического и физического развития детей-сирот. В его детских домах проводился целый комплекс мероприятий, имевших целью правильное развитие ребенка: организация рационального питания; личная гигиена и гигиена помещений; организация развивающей среды, выражавшаяся в продуманном расположении учебных, игровых, подсобных и жилых помещений; организация полноценного отдыха, сна, движения на свежем воздухе; постоянное измерение роста, веса ребенка и другие систематические исследования.
Разделяя толстовскую идею свободы как одного из важных условий успешного развития ребенка, Корчак вместе с тем отвергал две крайности в воспитании – деспотизм и полную свободу. В воспитательных системах Нашего дома и Дома сирот нашла реализацию его идея «разумного воспитания». Главными характеристиками «разумного воспитания» Я. Корчак считал бескорыстие, постоянное и глубокое изучение ребёнка, понимание и терпимость воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основным методом разумного воспитания он считал метод ослабления отрицательных и развития положительных черт характера ребенка. Принцип взаимодействия разумного воспитания и самовоспитания детей стал одним из основополагающих в его сиротских домах наравне с принципом уважения личности и прав ребенка.

Цели и задачи, поставленные польским педагогом при воспитании детей-сирот, требовали новых, активных, воспитательных технологий. Главным средством достижения целей воспитания в воспитательной системе Я. Корчака, несомненно, стала организация жизни детей на основе самоуправления, которое обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования ребенка. Система самоуправления имела разветвленную структуру и включала в себя суд, который отнюдь не копировал задачи и функции суда в государстве, был не органом насилия, наказания и возмездия, а органом, деятельность которого направлялась на создание условий защищенности для каждого ребенка, утверждение в жизни детского дома законов равноправия, регулирование отношений между всеми обитателями дома; совет самоуправления – законодательный орган; сейм – высший орган детского самоуправления; педагогический совет; общие собрания детей и педагогов. Корчак несколько раз сам подавал на себя в суд: когда необоснованно заподозрил девочку в краже, когда сгоряча оскорбил судью, когда выставил расшалившегося мальчишку из спальни и т.д. В этом не было и тени позы. Он сам был частью созданного им государства.
Мудрое детское самоуправление, внеся элемент игры в жизнь детей, в то же время встало на пути детской и взрослой тирании, способствуя развитию гуманистических отношений.
В рамках воспитательной системы Корчаком были разработаны своеобразные воспитательные приемы и средства, которые вносили в жизнедеятельность домов сирот элементы игры и в то же время регулировали поведение детей и способствовали их саморазвитию: «списки раннего вставания», «списки драк»; переписка с детьми;и многие другие.

В 1940 году гитлеровская администрация переселила «Дом Сирот» с Корчаком и его восемью сотрудниками целиком в Варшавское гетто. Впереди был лагерь смерти в Треблинке. Сотни людей пытались спасти Корчака. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти...

Можно пропустить, почитать для себя:

Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами, добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. И он остался только для того, чтобы скрыть от них правду, чтобы до последней минуты, искренне и с любовью глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню... Обман, на который способны только родители умирающего ребенка...

А потом наступил такой день, когда «Дому сирот», детям и воспитателям было приказано явиться с вещами на Умшлягплац - так называлась площадь у Гданьского вокзала при немцах. Когда на заполненной массой избиваемых людей площади появились двести умытых и аккуратно причесанных воспитанников детского дома с Корчаком впереди, немцы, дошедшие до неистовства, кричавшие, хлеставшие бичами и стрелявшие, опешили и остановились.
Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку известно, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зеленое знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное... Корчак шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой, поддерживая в них надежду, отгоняя от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор? Еще одно свидетельство: «Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти... Так, строем... сюда еще никто не приходил. «Что это?!» - крикнул комендант. «Корчак с детьми», - сказали ему... Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» - «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор...» - «А дети?» - «Невозможно, дети поедут». – «Вы ошибаетесь, - крикнул доктор, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - и захлопнул за собой дверь вагона.

6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.

Имя Януша Корчака навсегда останется символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.

Педагогические идеи Корчака, получив дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через проходящий в Израиле Корчаковский семинар, через корчаковские общества, которые есть в тридцати странах мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...