Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просвещение и школа на землях Беларуси в XI-ХV I II вв. Типы учебных заведений.




В обозначенный период времени Беларусь находилась в составе разных государственно-политических образований, в связи с чем выделяются следующие этапы в развитии просвещения и образования:

1 Полоцкое и Туровское княжества (IX – XII вв.).

2 Великое Княжество Литовское (середина XIII – 1569 г.);

3 Эпоха Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.).

В период с IX по XII вв. воспитание и педагогическая мысль восточнославянских племен и народов, проживавших на территории некогда западной Руси (в границах современной Беларуси), определялась взаимодействием двух культур: языческой и христианской. Огромное влияние на воспитание детей оказывала народная педагогика. Посредством сказок, песен, пословиц, поговорок у подрастающих поколений воспитывалось бережное отношение к природе, уважение к старшим, труду, родной земле.

Важным фактором становления письменной культуры, развития образования стало появление крупных городов (Полоцк, Туров, Брест, Витебск, Минск, Могилев, Новогрудок и другие) и создание первых государственно-политических образований. Создание государств-княжеств привело к росту потребности в образованных людях и, как следствие, в становлении системы воспитания и школ. Наиболее значимыми и высокоразвитыми государственными образованиями на территории Беларуси стали Полоцкое и Туровское княжества, которые имели тесные торговые и культурные связи со странами Запада, Киевом и Византией.

На развитие письменности и просвещения огромное влияние оказало также распространение христианства. Подлинными центрами культуры были православные монастыри, княжеские дворы, при которых открывались школы, библиотеки, велась переписка книг и создавались оригинальные летописные источники. Под влиянием всех этих факторов не только в княжеской среде, но и в народе распространялась письменность и грамотность. Об этом свидетельствуют летописи, деятельность мастеров грамоты, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле, рукописное Туровское Евангелие, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках.

Крупный вклад в развитие культуры и просвещения в восточнославянских землях в XII веке внесли белорусские просветители. Одной из таких ярких фигур является Ефросинья Полоцкая (1110–1173). Будучи дочерью полоцкого князя Святослава Всеславича, Прадслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства она выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Еще в ранней юности, вопреки воле родителей, Прадслава ушла в монастырь, где приняла имя Ефросинья. Затем с разрешения полоцкого епископа она поселилась в Полоцком Софийском соборе и увлеклась перепиской книг. За свою жизнь Ефросинья переписала массу религиозных текстов, византийских и отечественных хроник, природоведческих трактатов, участвовала в создании местной полоцкой летописи, являлась автором собственных литературных произведений.

Высокообразованная игуменья расширила учебную программу местной церковной школы. В ней учили не только церковнославянский, но и греческий, латинский языки, получали сведения о природе, по истории, риторике, медицине. Ефросинья основала два монастыря, открыла при них школы, сплотила вокруг себя талантливых людей – художников, ювелиров. По ее заказу была построена всемирно известная церковь Спаса (ныне Спасоефросиньевская церковь), а полоцкий ювелир Лазарь Богша сделал для нее знаменитый крест – крест Ефросиньи Полоцкой, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа.

Другим очагом культуры и просвещения древнебелорусских земель является Туровское княжество, где жил и творил известный просветитель, деятель церкви, писатель и проповедник Кирилла Туровский (1130–1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование: знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. Для постижения книжной премудрости ушел в послушником в монастырь, где занимался самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Примерно 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове.

Таким образом, деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи, занимался обустройством епархии, обладал ораторскими способностями, что содействовало его известности за пределами туровской земли. Кирилла Туровский не оставил целостной педагогической системы. До настоящего времени дошли 60 его работ, наиболее значимыми из которых являются три дидактические повести-притчи: «Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин». Известны также его проповеди, где содержатся советы по воспитанию («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и другие).

Взгляды просветителя на воспитание можно условно подразделить на две основных канвы. Первая связана с пониманием места и роли воспитания как самосовершенствования человека. Грамотность и просвещение в данном случае – необходимые условия. Вторая канва – проповедническая, где основное место отводится бичеванию человеческих пороков: гордыни, зла, обмана, лени, стяжательства и так далее, и прославлению важнейших нравственных качеств – любви и милосердия, так как именно последние помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели, к постижению Бога.

В целом расцвет просвещения и педагогической мысли в Полоцком и Туровском княжествах был связан с распространением христианства и проповеднической деятельностью священников православной церкви. Именно в этот период времени закладывались основы развития отечественной традиции воспитания, педагогической мысли и школьного дела. Кроме того, в отличие от большинства древнерусских княжеств, белорусские земли не подверглись опустошительному нашествию монголо-татар и поэтому получили благоприятные возможности для социокультурного развития, но уже в составе другого государства – Великого Княжества Литовского. Период второй половины XIII–первая половина XVII вв. (до 1569 года) некоторые историки называют «золотым веком» белорусского средневековья, имея в виду формирование белорусской народности и расцвет самобытной материальной и духовной культуры белорусского народа. Действительно, белорусские земли, как и ряд украинских, оказались вовлеченными в общеевропейский культурно-исторический процесс развития, что позитивно сказалось на развитии педагогических идей, на темпах просвещения, которые позволили некогда западнорусским землям Руси достичь ряда существенных преимуществ в образовании, в отличие от других княжеств, вошедших в состав Московского государства.

Нахождение Беларуси в составе Великого княжества Литовского благоприятным образом сказалось на становлении белорусской народности. В частности, белорусский язык становится государственным. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. И хотя церковь удерживала монополию на образование, она не была абсолютной, так как получает развитие и светское образование под влиянием идей европейского Возрождения. А развитие письменности и культуры стали предпосылкой для становления и развития книгопечатания.

В истории восточнославянской культуры и письменности особое место принадлежит белорусскому просветителю и первопечатнику Франциску Скорине (1490 – не позднее 1551). Он получил основательное образование в ведущих университетах Европы в Кракове (Польша) и Падуе (Италия), разносторонние знания в различных областях – в философии, медицине, математике, языках. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей гуманизма, о чем свидетельствуют вся его жизнь и деятельность.

Ф.Скорина родился в Полоцке, в купеческой семье. С 1504 по 1512гг. получал образование в университетах Польши (Краков) и Италии (Падуя), в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицинских наук. С 1517 г. занимался издательской деятельностью в Праге, где им и были изданы 19 отдельных книг под общим названием «Библия руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка, Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению» (1517–1519). В начале 20-х гг. он переезжает в Вильно, где основал первую на территории Беларуси типографию.

Ф.Скорина создал первую в истории восточнославянских народов типографию – сначала в Вильне, затем в Полоцке, издал 23 иллюстрированные книги первой белорусской библии под названием. Это первое в истории издание Библии на родном языке – белорусском. До XVI в. издание Библии, а, тем более, ее толкование, были исключительной прерогативой церкви и духовенства. Поэтому перевод Библии на другой язык, ее издание вне церкви и прочтение расценивались как святотатство.

Библия Ф.Скорины утверждала идеи гуманизма: достоинство человека, важность его дел и знаний, уважение к личности, служение родине. Стиль скорининской Библии приближает человека к пониманию смысла и содержания текста, извлечению той практической пользы, которую дает ее чтение. Автор снабдил издание своими предисловиями и послесловиями, в которых содержатся педагогические идеи. Так, в его знаменитом предисловии к «Библии…» отчетливо прослеживается обоснование принципов природосообразности в воспитании и развитии человеческой личности. Он стремился проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Ф.Скорина обоснует необходимость образования и воспитания понятными человеку наблюдениями за живыми существами в природе, сравнивая вскармливание птенцов с формированием опыта жизни и поведения детей. А главная мысль заключается в обосновании потребности подрастающих поколений и вообще любого «посполитого люда» в знаниях о мире, о жизни и ее таинствах.

Таким образом, Ф.Скорина во многом опередил свое время, проповедуя в эпоху господства религиозной нетерпимости любовь к ближнему, культ просвещения и важности знаний об окружающем мире.

Продолжателем просветительской традиции Скорины был белорусский мыслитель, теолог и педагог С.Будный (1530–1593). Он окончил Краковский университет и получил блестящие для того времени знания по истории, философии, теологии и литературе. Известен также как проповедник протестантской церкви и критик католичества. Большое внимание уделял вопросам просвещения, развитию самосознания белорусского народа и его культуры, выступал за распространение грамотности среди всех слоев населения, за развитие светской школы, считал, что изучение античной литературы и культуры есть необходимое условие образования. Основой воспитания С.Будный провозгласил труд. Он выступал против иезуитских методов воспитания молодежи, ратовал за всестороннее развитие человека. Автор книг: «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед богом» «Новый завет», «Библия» и др.

Другими известными просветителями и общественными деятелями того времени были:

Н.Гусовский (1470(?)–1533(?) известен как поэт-гуманист. Свою педагогико-просветительскую программу он изложил в «Песне о зубре». В воспитании отводил большую роль морально-этическому совершенствованию общества, общению с природой, искусству и науке.

В.Тяпинский (около 1540‑около 1604) ратовал за создание национальных школ и образование для широких слоев населения. Известен изданием ряда церковных книг с параллельными текстами на церковнославянском и белорусском языках. В воспитании главным считал учет особенностей личности и народных традиций.

В 1569 году после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей возникло федеративное государство – Речь Посполитая. Это событие и последовавшая позднее Бресткая церковная уния (1596), целью которой в конечном итоге было полное окатоличивание и ополячивание белорусского народа, сыграли весьма драматическую роль в судьбах белорусского образования и школы.

Во-первых, белорусский язык становится второразрядным (в 1696 году белорусский язык был запрещен и все делопроизводство окончательно переходит на польский язык).

Во-вторых, обострилось открытое противоборство между римско-католической церковью, за которой стоял Ватикан и польско-литовская правящая верхушка и православной церковью, опиравшейся на православное в массе своей белорусское население.

В-третьих, появляется униатская церковь, подчиненная Ватикану, но при сохранении православных обрядов и церковнославянского богослужения. Однако сопротивление унии среди верующих потребовало от руководства церкви подготовки проповедников и создания школ. Складывается система униатских школ, предназначенных для бедного населения, где изучались катехизис и языки и общий уровень обучения был невысоким.

Для борьбы с католической экспансией и унией, в которой православная церковь видела средство окатоличивания и ополячивания белорусского и украинского народов, в Беларуси и Украине стали создаваться братства (православные братства) – национально-религиозные и общественные объединения, возникшие во второй половине XVI в. Их основной целью была борьба за народные традиции, веру отцов и духовное просвещение подрастающих поколений. При братствах открывались школы, где учились дети из разных сословий, а плата за обучение дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи.

Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» – лица, назначаемые от братства для контролирования деятельности школы. Учебный день делился на две части: до обеда и после обеда. Так, занятия начинались утром, в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или его помощников из старших наиболее успешных учеников, ученики выполняли задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу проверялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. Сначала преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно заменяется коллективным, а вначале XVII в – классно-урочным.

Классно-урочная система обучения в братских школах Беларуси в известном смысле предвосхитила ее разработку в светской педагогике, которая выделилась из общей системы знаний в отдельную науку благодаря деятельности чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского в первой четверти XVII в.

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому их называли еще и греко-славянскими. Позже в программу обучения включили латинский и польский языки. Но основное внимание концентрировалось на изучении произведений православных авторов (И.Златоуст, В.Великий, И.Дамаскин) и деятелей братских школ (Л.Зизаний, И.Копинский, М.Смотрицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Некоторые братские школы имели типографии и обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками.

Братские школы отличались строгой дисциплиной: пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог стать основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете и так далее. Физические наказания применялись крайне редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Среди них нужно отметить Л.Зизания (?–после 1633) – гуманиста и просветителя белорусского, русского и украинского народов. Работал учителем в братских школах во Львове, Бресте, Вильно. Его крупнейшими произведениями являются: «Азбука», «Грамматика словенска», «Лексис». Последнее является своего рода первой славянской энциклопедией, где в числе прочих толкуются и некоторые педагогические и психологические термины. Много внимания уделял вопросам воспитания и обучения.

Мелетий Смотрицкий (около 1578–1633)– ученый-филолог, педагог, общественный и церковный деятель. Боролся против унии и католицизма в Беларуси. Автор сочинений: «Антиграфи», «Фринос или Плач по восточной церкви». Однако впоследствии тайно присоединяется к унии, что отразилось на его воззрениях. Его педагогические взгляды основаны на осуждении иезуитских методов преподавания. Он выступал за сочетание аналитического и абстрактного подходов в обучении и за самосовершенствование личности как цели воспитания.

Симеон Полоцкий или Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович (1629‑1680) видел задачу наставника в научении детей читать книгу, «написанную Богом», так как мир ему представлялся божественным познанием. Придерживался известной идеи «tabula rasa» о врожденной непогрешимости человека (задача воспитания – помочь дитя следовать мужеству, мудрости и правде в жизни). Пример и подражание он считал важнейшими способами воспитания, а природу, искусство и книги, – его важнейшими средствами. Считал, что человек рождается без каких-либо врожденных идей, нравов и принципов. Душа, ум ребенка подобны «скрижалем ненаписанным», следовательно, ведущая роль в развитии человека принадлежит воспитанию и воспитателю. Выступал против теории врожденных идей.

Утверждал, что душа ребенка, его ум обогащаются как в процессе целенаправленного обучения, так и в процессе общения с окружающей средой, которую рассматривал как «море жизни», из которого ребенок черпает разнообразный жизненный опыт. Акцентировал внимание на необходимости организации целенаправленного воспитательного процесса. Вместе с тем не отрицал влияния на развитие ребенка и стихийных факторов, в частности, воздействия людей, которые окружают ребенка. Считал, что если человек из знатного рода живет среди пьяниц, блудников и блудниц, он тоже может стать таким. Призывал оберегать детей от «злого общества» и поощрять их отношения с хорошими людьми.

Все зло существующее в обществе объяснял низким уровнем образованности его членов. Следовательно, путь улучшения общества – устранение необразованности, непросвещенности. Через образование и воспитание предлагал решать все социальные проблемы общества. Подчеркивал огромную роль родителей, учителей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Затрагивал вопрос подготовленности родителей к воспитанию детей. Отмечал значительную роль образа жизни родителей на воспитание. Не отрицал применения наказания как метода воспитания. Важную роль в решении задачи подготовки детей к жизни отводил школе. Считал, что школа должна давать знания, которые связаны с практической деятельностью человека, а следовательно, которые могут быть использованы в самостоятельной жизни.

Как существенный фактор, влияющий на воспитание человека, на подготовку его к жизни рассматривал книгу «...разум во книгах изобретают». В книгах сосредоточены все знания, книга это «вторая память человека». Выделял возрастные особенности и соответствующую им возрастную периодизацию детей и юношей:

1) от рождения до 7 лет – период нравственного воспитания;

2) от 7 до 14 лет – период практического обучения;

3) от 14 до 21 года – период умственного развития и гражданского воспитания.

Основными трудами С.Полоцкого являются: «Вечеря душевная», «Обед душевный», Ветроград многоцветный».

В 1664 году он переезжает в Москву и становится советником русского царя по церковным вопросам. С 1667 года – воспитатель и учитель детей царя Алексея Михайловича, в том числе малолетнего Петра, будущего русского царя Петра I.

В целом деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительно важную роль в борьбе против католицизма, полонизации и отстаивания православной веры. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры.

XVIII век в истории Беларуси является периодом полного господства польско-католической традиции образования, когда все учебные заведения школьного типа сконцентрировались полностью в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилиан, кармелитов, францисканцев, бернардинцев. Этому содействовала прежде всего политика польских правящих верхов. В 1696 году постановлением Сейма Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве.

Такое решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение и привело к вытеснению из сферы образования школ других конфессий – они стали повсеместно закрываться, братские школы прекратили свою деятельность. Кроме того, усиливаются гонения на православных – практика изъятия православных церквей в ведение униатской церкви и перевод богослужения в них на польский язык становятся повсеместным явлением. Доступ к обучению для детей обедневших православных и униатских священников в монашеские католические школы был почти закрыт, а получить образование в иных учебных заведениях было невозможно, ведь требовалось перейти в католичество, то есть, изменить вере своих отцов и предков. И хотя пиарские школы принимали, например, детей всех сословий, особой популярностью они пользовались у представителей ополяченной шляхты: обучение в пиарских школах было бесплатным и велось на польском языке. Вместе с тем в середине XVIII в. польскими властями предпринимаются реформы с целью придать системе образования светский характер.

Первым объектом реформаторской деятельности становятся как раз пиарские школы. Дело в том, что передовым польским мыслителям и государственным деятелям засилье орденских школ и католического образования представлялось чрезмерным, так как все эти учебные заведения ориентировали на знание латинского языка и католической веры, но не содействовали развитию в своих воспитанниках польского национального самосознания. Государство решило принять определенные меры для совершенствования правил приема, методов преподавания и воспитания молодежи. Так, С.Канарским были внесены изменения в содержание программы школьного образования: в основу программы обучения в пиарских школах были положены польский язык и произведения польских авторов, история Польши, всемирная история и география, общественные и естественные науки, математика.

Однако наиболее масштабной попыткой придать школе светский характер посредством реформы всей системы образования Речи Посполитой была предпринята в 70-х гг. XVIII в. Эдукационной комиссией (1773–1794) – государственным органом управления системой образования. Деятельность комиссии проходила в сложных условиях. Практически все школы находились в руках монашеских орденов, основным контингентом которых являлись дети шляхты. Школы для низших сословий практически везде отсутствовали. Была предпринята попытка отделить школу от церкви – общее управление образованием изымалось из рук духовенства, а преподавание теологии в школах запрещалось.

Содержание школьного образования пересматривалось в сторону увеличения часов на преподавание математики, предметов естественного цикла (знания по природоведению, элементы знаний из биологии и химии, астрономии, физики), математики. Подчеркивалась важность физического воспитания. В то же время вопрос о женском образовании и образовании на родном языке для представителей белорусского и украинского крестьянского сословия не рассматривался.

За 20 лет деятельности Эдукационная комиссия открыла только двадцать школ. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Они сорвали планы комиссии по открытию приходских школ для крестьян. Не был также реализован принцип бессословности образования. Наконец, разгоревшаяся междоусобица и политическая нестабильность, которые в конечном итоге привели к ликвидации независимости польского государства в результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией, не дали возможности реализовать задуманную реформу. В результате этих разделов (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли к России и были объединены в пять губерний. Вхождение Беларуси в состав Российской Империи подвели черту под целым историческим периодом и открыли новую страницу в истории просвещения в Беларуси.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...