Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая мысль во второй половине XVIII в. (И.И. Бецкой, Ф.И.Янкович, М.В.Ломоносов)




В 60-80 гг. XVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной целью воспитания. На Екатерину II оказали влияние идеи французских философов-энциклопедистов: От Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дидро - идею о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях, от русских просветителей - внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота. В воспитании Екатерина II видела главное условие формирования «новой породы людей». Задача формирования гражданина возлагалась на правильное воспитание. Воспитание должно начинаться с детства. Далее надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Положив в основу создаваемой ею системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребёнка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей, просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху, должна была способствовать система закрытых учебных заведений.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Его педагогические взгляды формировались под влиянием Коменского, Локка, Руссо, Дидро. Именно ему Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для дворянских детей. Образование без воспитания лишь вредит натуре ребёнка, портит его. Оптимальной формой организации воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. План создания государственной системы образования начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764), Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивид, подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося. Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей свело на нет практически все благие намерения Бецкого. Единственно успешной была деятельность воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. Название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого учреждения - Николаевской. Втора его половина носила название Александровского училища. На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, а на Александровскую - дочерей мелкопоместных дворян, а также дочерей священнослужителей. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать свою дочь домой. Содержание обучения - русский и иностранные языки, арифметика, география, история, стихосложение, музицирование, рисование. На практике серьезно изучались лишь языки французский и немецкий.

Федор Иванович Янкович (1741-1814) - австрийский педагог. Играл главную роль в Комиссии об учреждении училищ. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволяло русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западноевропейской организацией школьного дела. По всей России должны были создаваться народные училища 2-х типов: в губернских городах - главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах - малые народные училища со сроком обучения 2 года. Вводилась классно-урочная система вместо традиционной индивид, работы с уч-ся. Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование. Телесные наказания запрещались. Большое внимание уделялось личности учителя. Он должен был обладать миролюбием, порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здоровьем и трудолюбием.

М. В. Ломоносов (1711-1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Л. был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем - для дворян и для разночинцев. Благодаря этому удалось создать систему среднего и высшего образования. В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты ун-та, языком обучения был русский. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес. Образование крестьянских детей было вне сферы внимания государства. Оно зависело от инициативы самого населения, «вольными учителями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...