ЕЛЕНА ЯНУШКО. установление контакта. способы взаимодействия. развитие речи. психотерапия. Реализация прав детей
Стр 1 из 37Следующая ⇒ СЕРИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» ЕЛЕНА ЯНУШКО
Игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия
Практическое пособие для психологов, педагогови родителей
изданиеосуществлено в рамках проекта Центра лечебнойпедагогики Реализация прав детей с нарушениями развития на образование и достойную жизнь в России, финансируемого Диаконичоской службой Евангелической церкви Германии
Теревинф
Москва 2004
ББК 88. 37 Я65
Я65 Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. — М.: Теровипф, 2004. — 136 с. — (Особый ребенок). ISBN 5-901599-21-7
Рисунки автора
Книга посвящена раннему детскому аутизму, В нейописаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичнымребенком, выявить унего подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу поих преодолению, в целом помогают ребенкустать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжотно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме. В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настольной книгой как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка.
© Янушко Е. А., 2004 © Теревинф, оформление, 2004
оглавление от автора _ 5 1. СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА Введение в проблему _ 7 Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы _ 8
Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы _ 9 Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов _ 9 Вопросы диагностики, коррекции и образования _ 10 Координация работы специалистов и семьи _ 11 Общие требования _ 11 Пожелания родителям _ 12 Пожелания педагогам и психологам _ 12 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА Организация пространственной среды _ 14 Жизненное пространство аутичного ребенка _ 14 Детская комната _ 14 Пространство квартиры _ 16 Ближайшее социальноеокружение _ 16 Дальние прогулки _ 18 Организация времени _ 20 Режим дня ребенка _ 20 Формированиевременных представлений _ 21 Бытовые ритуалы _ 23 Создание информационных и других фильтров _ 26 3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА Особенности развития игры аутичного ребенка _ 29 Предметная игра _ 29 Элементы сюжетно-ролевой игры _ 29 Стереотипная игра _ 31 Особенности стереотипной игры _ 31 Стереотипная игра как основа взаимодействия _ 31 Сенсорные игры _ 32 Особенности сенсорных игр _ 32 Сенсорные игры как возможность установления контакта _ 33 Виды сенсорных игр _ 34 Игры с красками _ 34 Игрыс водой _ 35 Игры с мыльными пузырями _ 37 Игры со свечами _ 37 Игры со светом и тенями _37 Игры со льдом _ 39 Игры с крупами _ 39 Игры с пластичными материалами _ 40 Игры со звуками _ 41 Игры с ритмами _ 42 Игры с движениями и тактильными ощущениями _ 43 Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр _ 44 Игровая терапия (терапевтические игры) _ 45 Необходимость психотерапевтическойработы _ 45 Терапевтическая игра как первый шаг к контролю надэмоциями _ 47 Виды терапевтических игр _ 50 Психодрама _ 55 Страхи йутичпого ребенка _ 55 Психодрама как способ борьбысо страхами _ 56 Варианты психодрамы _ 56 Совместное рисование _ 58 Метод совместногорисования _ 58 Этапы развития совместного рисования _ 60 Использование специальных приемов в ходе совместного рисования _ 62 Взаимосвязь разных видов игр _ 63 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ Организация занятий _ 65 Психологическая помощь родителям аутичного ребенка _ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Тексты стихов и песенок _ 68 Приложение 2. Где можно получить помощь _ 73 Приложение 3. Ресурсы Интернет _ 75 Словарь специальных терминов _ 76 Литература _ 78 от автора
Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись. Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки — «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз — «ранний детский аутизм». Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей... Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали. С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями. Затем были три года работы в экспериментальной школе Института коррекциопной педагогики Российской академии образоваия. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми. Каждая новая встреча с синдромом рапного детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучшается: сложности возникают уже при постановке диагноза, родители не получают ответа на свои вопросы, а организация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов — врачей, педагогов, психологов — трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку специальные условия для обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонимания и осуждения со стороны окружающих.
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения — единственно возможный. Еще одна цель книги — информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов. В книге описаны игры и приемы, использование которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие — прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма — необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управлять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в целом) может оказаться вредным для ребенка.
Устройство книги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей занятия и т. п. Описания игр подробны, снабжены примерами, представлены разные варианты дальнейшего развития игры. Предлагаются советы по преодолению возможных затруднений в ходе игры. В Приложении 1 приведены используемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски). Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая — работе специалистов. Задача родителей — прежде всего организация пространственно-временной среды (глава 2, с. 14), в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 23), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 65). Задача специалиста на начальном этапе обучения — установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 31), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений (раздел «Сенсорные игры», с. 32); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 45); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления (раздел «Психодрама», с. 55). При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития. В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 32), организации взаимодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 58), формирования элементарных представлений о времени (с. 21). Далее рассматривается взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка, предложены пути достижения взаимопонимания между ними. Напомним: в книге описан лишь самый первый, начальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приемов работы и их оптимального сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций. Поскольку синдром раннего детского аутизма активно изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска. 1 синдром раннего детского аутизма
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|