Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- приготовление еды. - огород. Игры со звуками. - послушаем звуки. - постучим, погремим! . - свистульки. - музыканты. - звуки природы




- ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цве­та —получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «кол­басу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и органи­зовать «День рождения».

Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попро­буйте организовать с ним лепку «пирожков».

- огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно ис­пользовать крупы — так, горох станет «репкой», а крас­ная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика пре­вратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчи­ки»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.

 

игры со звуками

- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Об­ращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скри­пу тормозов, стуку колес поезда и т. д.

- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: посту­чите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите кос­тяшками пальцев по стеклу.

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коро­бочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потря­сите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звуча­нию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.


- свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие иг­рушки — погремушки, свистульки, пищалки и т. п.

- МУЗЫКАНТЫ

Приобретите для ребенка детские музыкальные инстру­менты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармош­ку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слухих звуча­ние, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх — «У мишки день рождения. Давай сыграем для негона пианино», когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т. д.

- ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.   

 

игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.                                 

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

— хлопки в ладоши;

— топанье ножками;                         

— прыжки в определенном ритме;

— танцы;

— проговаривание текстов стихотворений;

— пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:         

— Сопровождение текста движениями;          

— Воспроизведоиие сюжета с помощью игрушек;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).                                        

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуж­дает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и прогова­ривать стишки самостоятельно, по собственному жела­нию. Но если внимательно вслушаться в самостоятель­ное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая рече­вая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки исполь­зовать активную речь.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной кар­тинки или игрушки, то текст песенки или стиха связы­вается у ребенка с определенным образом — предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гар­мошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гу­сей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

Рекомендуем начинать занятия со следующих тек­стов: песенки — «Антошка», «Песенка львенка и черепа­хи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки — «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

В Приложении 1 мы предлагаем полные тексты этих песенок и стихотворений с описанием сопровождаю­щих их движений.

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не по­вторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела. В этом могут помочь подбор наи­более интересных ребенку игр и многократное их по­вторение.

Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами пред­ставляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее, полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу — договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку — для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотво­рения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопро­вождайте проговаривание или пропевание подходящим по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Помимо вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру — громким криком «попросит» взрослого остановиться. Это можно объяснить повышенной чувствительностью ребенка — ему не понравился тембр вашего голоса, случайно взятая фальшивая нота или же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет занятия, но стоит продолжать поиски. Подберите новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ре­бенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие для него, исходя из его реакции и учитыва. конкретную ситуацию.                

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...