Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями




Рассмотрим подробно два типа ситуаций: а) ребенок пы­тается повысить свой эмоциональный фон, собственны­ми действиями провоцируя переживание определенных примитивных эмоций, дающих ему заряд энергии; б) вы­плескивает негативные эмоции. Такие ситуации дают большие возможности научить ребенка владеть собст­венными эмоциями и контролировать поведение. Помните, что в обоих случаях ребенок действует на уровне подсознания: он просто ощущает, к примеру, переизбы­ток негативных эмоций или недостаток психической энергии и интуитивно пытается вернуться в более сба­лансированное состояние. То, как это происходит, конт­ролю со стороны сознания не поддается.

В результате негативные проявления в поведении ре­бенка становятся мукой для окружающих и могут стать опасными для самого ребенка. К сожалению, родители часто не понимают психологическую причину поведе­ния ребенка. Вместо того чтобы помочь ребенку выйти из кризисной для него ситуации, они начинают объяс­нять правила поведения, запрещают вести себя подоб­ным образом или наказывают.

Однако нельзя оставлять ребенка один на один с его негативными переживаниями. Еще хуже, если они ста­нут накапливаться внутри, мешая дальнейшему разви­тию. Необходимо понимать и помнить, что ребенок не умеет действовать по-другому, и бессмысленно требо­вать от него «прекратить истерику» и «взять себя в ру­ки». Ему необходимо помочь, и немедленно.

Повышение уровня эмоционального фона — это свое­образная психическая «подзарядка». Внешние проявле­ния такой самостимуляции часто трудноотличимы от не­гативных вспышек. Так, ребенок может неожиданно, без видимых на то причин, броситься на пол и начать бить себя кулаком по голове.

Так как ребенок не в состоянии помочь себе сам, в этой ситуации необходимо присутствие и помощь взрослого. Таким помощником, возможно, станет психолог илипедагог. Главная задача, которую специалисту предстоит решить в этом случае, — помочь ребенку «легализовать» его неадекватное поведение. Она решается путем предложения социально приемлемого объяснения поступков ребенка. Также необходимо объяснить родителям смысл происходящего, заручиться их поддержкой.       

Основным способом психотерапевтической помощи ребенку в обоих случаях станет проведение терапевтических игр, цель которых — помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, т. е. имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:                         

помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

— сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;  

— научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.                                 

В состоянии психического равновесия ребенок спо­коен и уверен, общий эмоциональный фон у него поло­жительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.                 

Выделим особенности терапевтических игр:

1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка, поэтому психолог должен быть готов к проведению такой игры.                         

2. В терапевтической игре необходим ведущий — психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя про­исходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.

3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы — крупы, вата, вода и предметы — кубики, конструктор, газеты.                

4. Проводить терапевтические игры следует в спо­койной обстановке — дома или в учебном центре. При возникновении необходимости в проведении терапевтической игры психолог оценивает ситуацию и решает, годится ли ситуация и окружающая обстановка для проведения такой игры или нет. Если организация терапевти­ческой игры невозможна, необходимо успокоить ребенка. Сделать это можно разными способами: переключить его на стереотипную игру, отвлечь, перевести в другое помещение.

5. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости. Усвоив эту игру как способ «легализа­ции» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмо­ционального тонизирования или разрядки, сам предло­жит поиграть в нее.

6. В ходе проведения терапевтической игры стано­вится возможным выявление скрытых страхов ребенка.

Понимание причин психологически неадекватного состояния ребенка и знаниеособенностейпроведения терапевтических игр помогают понять, для чего мы вы­полняем желания ребенка. Помните: основная цель про­ведения терапевтических игр — правильная, психологи­чески адекватная реакция специалиста на неадекватное поведение ребенка с учетом особенностей конкретной ситуации. В этом случае, исходя из потребностей ребен­ка и действуя в его интересах, возможно вернуть его в состояние эмоционального равновесия, сделать первый шаг к контролю ребенка над собственным эмоциональ­ным состоянием.

Как для психолога, педагога, так и для родителей аутичного ребенка такой подход может оказаться труд­новыполнимым. С позиции взрослого человека такой путь может показаться неверным: что же будет дальше, если мы станем позволять ребенку все что угодно, будем удовлетворять все его желания (часто такие нелепые)?

Взрослому может показаться более рациональным да­вать ребенку конкретные знания —познакомить с гео­метрическими формами, цветами, научить считать и т. д. Но если пойти по этому пути, то через некоторое время вы будете вынуждены признать, что хотя запас знаний ребенка пополнился количественно, но в жизни он их не использует, а проблемы в поведении нарастают.

Исходя из собственной логики, взрослые пытаются организовать поведение ребенка. А поскольку поведение аутичного ребенка разлажено, близкие могут чувствовать себя беспомощными в моменты его неадекватных выпа­дов. И в результате выбирают путь прямого давления, который на первый взгляд кажется вполне приемлемым и дает пусть сомнительный, но быстрый результат: ребе­нок ведет себя более смирно, становится более удобным.

Но плата за это — рост числа страхов, подавленные негативные эмоции, а в результате —торможение развития.

Одна из целей книги — предупредить подобные ошибки, последствия которых могут стать необратимыми.

Для этого постараемся объяснить особенности и закономерности развития аутичпого ребенка. Прежде всего, представьте себе: такой ребенок живет в мире дискомфорта и страха. Эти страхи копятся с самого раннего детства, откладываясь в глубинах подсознания. И чаще, всего ребенок совершенно одинок в своих переживаниях. Даже самые близкие люди не понимают его, напротив, могут усугубить состояние ребенка. Малыш начи­нает кричать — его просят замолчать, он хочет получить какую-то вещь — ему говорят: «Нельзя! », в конце кон­цов он погружается в стереотипную игру — но это почему-то раздражает и злит маму, и она пытается оторвать его от любимого занятия. В результате такого опыта, который накапливается ежедневно, мир вокруг становится для ребенка все более мрачным и страшным, а сам ребенок — все более беспомощным и запуганным.

Чтобы не допустить такого развития ситуации, и ро­дители, и психолог (педагог) должны принять как аксиому следующее утверждение: на первом этапе обучения следует исходить из собственных желаний ребенка. Это позволит внести больше положительных впечатлений в его мир, сделать этот мир более приятным и комфорт­ным. С другой стороны, это поможет избавиться от тя­желого груза негативных эмоций и страхов.         

Предупредим сразу: работа по такому сценарию тре­бует самоотречения. Действительно, не каждый согла­сится даже на время забыть себя, растворяясь в другом. Но если у вас получится, вы станете той тропинкой, по которой ребенок пойдет навстречу миру. И однажды вы обнаружите, что ребенок с нетерпением ждет вашего прихода: общение с вами реально помогает ему найти себя в этом мире, дает ему новые возможности.

На этом пути есть множество подводных камней. В результате психотерапевтической работы в поведении ребенка обязательно возникнут изменения, но внешние их проявления могут показаться на первый взгляд негативными. Может казаться, что ребенок становится еще более неадекватным и неуправляемым. Чтобы подгото­виться к таким неизбежным трудностям, разберемся в психологических закономерностях происходящего.

Ребенок выплескивает негативные эмоции, избавляет­ся от накопившегося напряжения, его страхи постепен­но гаснут и теряют свою интенсивность и силу. В таком состоянии открываются новые возможности для его раз­вития. В результате он становится более активным в сво­ем познании мира. И ранее внешне спокойный и апатич­ный ребенок вдруг оживает и начинает более активно выражать свои желания, требует их выполнения.

Такая перемена в поведении, безусловно, положитель­ное нововведение для ребенка, однако это может ока­заться утомительным для близких. Ведь ребенок еще не научился контролировать свои желания — он может за­хотеть «всего и сразу». При этом он еще не умеет аде­кватно выражать свои желания, не умеет ждать. Ребе­нок одержим своими желаниями и не успокоится, пока не добьется своего. Но как бы ни было трудно, этот этап надо пройти.

Недопустимо пытаться контролировать поведение ре­бенка на этом этапе, ведь это станет подавляющим фак­тором для недавно проявившейся активности. Напротив, мы советуем любыми возможными способами эту актив­ность поддерживать. Покупайте новые предметы и иг­рушки, стараясь «обыгрывать» их вместе. Позвольте ре­бенку совершить желаемое действие — пусть походит по луже или попробует на вкус зубную пасту. Ваша задача — подстраховать его: после лужи скорее бежать домой су­шиться, потому что «так холодно и мокро стало ножкам»; зубную пасту скорее выплюнуть и прополоскать рот — такая она «невкусная и несъедобная». При этом сохра­няйте спокойствие. Недопустимо проявлять раздраже­ние или растерянность. К тому же потребуется действо­вать очень гибко — в одном случае предложить замени­тель желаемого, в другом — подстраховать, а в третьем постараться переключить на стереотипную игру.

Такой подход может показаться экстремальным. Но здесь во главе утла — интересы ребенка. Если же попро­бовать на этом этапе вводить необходимые правила и запреты, то мы вновь вынудим ребенка испытывать много негативных эмоций. Ведь ребенок еще не готов усва­ивать эти правила. Для начала он должен почувствовап собственную силу, «осмелеть». К тому же он пока не понимает, почему «нельзя», а рационально построенные словесные объяснения здесь не действуют — на этом этапе ребенок действует опытным путем. Дайте же ему возможность изучать мир, более активно действуя в нем. В результате у него появится необходимый опыт, на ос­нове которого он получит возможность начать осмысление простых причинно-следственных связей. И только в этом случае ему станет доступен смысл необходимых правил, которые помогут организовать его поведение. Итак, тактика действий взрослого при проведении терапевтических игр предполагает следующие пути:

— Организация исполнения желания ребенка при контроле всего течения игры. Целесообразность избра­ния такого пути подтверждается тем, что сила желания аутичного ребенка велика, а особенности его психики не позволят ему просто забыть о нем. Здоровые дети также являют чудеса изобретательности, добиваясь своего. Но в этом случае ими движет прежде всего мотив получения удовольствия; если желание оказывается трудноисполнимым, ребенок со временем забывает о нем. Аутичный ребенок испытывает прежде всего диском­форт: именно желание избавиться от напряжения явля­ется для него мотивом достижения желаемого, При этом он не забывает о желании, может помнить о нем годами. К тому же если здоровому ребенку можно объяснить, почему его желание не может быть исполнено (дети на­делены живым воображением, они еще не подвержены, взрослой тотальной целесообразности, поэтому им ничего не стоит захотеть луну с неба или настоящую волшебнуто палочку, как в сказке) и он примет такую аргу­ментацию, аутичному ребенку объяснить это невозмож­но. При этом аутичный ребенок не фантазирует, а жела­ния его направлены в основном на мир предметов, часто он хочет бросить желанную вещь и посмотреть, что из этого выйдет. То есть можно говорить о стереотипности и примитивности его желаний;

— Предложение ребенку более адекватного замени­теля желаемого: вместо плюшевого мишки бросить в окно бумажный самолетик, а вместо стеклянной банки — пластмассовую крышку от нее. Дети неохотно соглашаются на такие замены, но если его желание опасно, будь­те настойчивы в своем предложении — ребенок согла­сится, если почувствует, что по-другому не получится;

— Переключение ребенка на стереотипную игру. Та­кой путь — единственно возможный, если ребенок захо­тел чего-то опасного для жизни, социально совершенно неприемлемого. Конечно, ребенок не согласится сразу с отказом, будет возвращаться к этой ситуации вновь и вновь. В этом случае взрослый должен сказать: «Нет! » и быть твердым в своем решении; недопустимо малейшее колебание, которое может почувствовать ребенок. Кро­ме того, возвращение к стереотипной игре станет обыч­ным окончанием проведения любой терапевтической игры. Объясняется это тем, что аутичный ребенок не умеет контролировать свое поведение; из-за отсутствия такого произвольного контроля он, как правило, не мо­жет остановиться, тем более находясь на пике эмоцио­нального возбуждения. Поэтому требуется контроль извне со стороны взрослого, который не должен допу­стить перенасыщения ребенка эмоциями;

Проведение единой линии воспитания. Если ре­бенку говорить сначала «нет», а после долгих просьб вдруг сказать «да», у ребенка не сформируются четкие представления о том, что действительно возможно, а что нет. Он начинает совершенно искренне верить, что воз­можно все, но для того, чтобы это получить, надо попла­кать, покричать и т. п. Для аутичного ребенка это особен­но опасно: он не может учитывать тонкости человече­ской психологии, и у него сформируется искаженная система представлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...