Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды терапевтических игр. игры с крупами. - ДОЖДЬ, ГРАД




Виды терапевтических игр

Перед тем как приступить к описанию вариантов тера­певтических игр, представим правила их проведения:

— Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций и чувств. Осуществить это можно путем по­вторения действий ребенка, его слов и вокализаций. Если ребенок закричит —покричите вместе с ним, если упал на пол — присядьте рядом, если произносит слова или фразы — повторите их. Благодаря таким вашим дей­ствиям ребенок не будет чувствовать себя одиноким в этот сложный для него момент. Однако здесь может воз­никнуть ряд трудностей у взрослого —скорее всего, вы обнаружите в себе ряд ограничений: окажется трудным крикнуть, т. к. в нашей культуре подобное поведение не принято и мы годами отучались проявлять эмоции подоб­ным образом; скажутся стереотипы поведения («Что обо мне подумают? », «Как это будет выглядеть со стороны? »). Но постарайтесь отказаться от стереотипов мышления цивилизованного человека, забудьте на время о правилах приличия, думайте только о ребенке и не оставляйте его один на один с его переживаниями. Если вы после­дуете этому совету, то в последующем ребенок будет ждать от вас ответной реакции, проникнется к вам до­верием, вы станете для него «своим»;              

— Во время терапевтических игр перед взрослым стоит важная задача — объяснить ребенку его поведение путем эмоционального комментария. Основной смысл комментария — дать ребенку понять, что он «не плохой», а то, что происходит, — это такая игра. Обычно ребенок принимает такой способ «легализации» собственного поведения. И тогда грохот разбрасываемых игрушек ста­новится «землетрясением», а истошные крики ребенка: «Ну, погоди! » перетекают в игру «Заяц и волк»;

— Изучив ребенка, понимая мотивы его поведения, его желания, заручившись его доверием, начинайте предлагать ему новые, более социально адекватные способы проявления эмоций. Так, вместо того, чтобы стучать молотком по полу, предложите «забивать гвоздики», мастеря домик для кукол. А когда ребенок играет с водой, переливая ее в бутылки, предложите «полить цветочки». Помните, что такое предложение возможно в том случае, если ребенок уже в более спокойном со­стоянии, пик эмоционального напряжения миновал. Но и в этом случае успех не гарантирован, ребенок может упорно не принимать такое развитие событий, однако следует продолжать попытки;

— Помните, что нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т. п. ). В такой ситуации не­медленно переведите агрессивные действия ребенка на объекты предметного мира — крупу, песок, кубики, подушки, воду. Если ребенок замахнулся для удара, спокойно, но твердо перехватите его руку. А в случае, когда ребенок готовится выбросить мишку за окошко, заберите игрушку, сказав твердо: «Нет». Взамен предложите палочку, кусочек пластилина, бумажку. Даже если реакция ребенка на запрет будет острой, стойте на своем;

— Такие игры возникают спонтанно, Например, во время сенсорной игры с крупой ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра пере­текла в терапевтическую. Не делайте попыток «образу­мить» ребенка и вернуться к спокойной игре, а дейст­вуйте дальше в соответствии с принципами терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее спокойное русло;

— Со временем острота переживаемых ребенком во время таких игр ощущений начнет спадать. Как только это произойдет, становится возможным развитие сюже­та игры, предложение новых вариантов развития сю­жета. Более того, такое развитие необходимо — ребенок не должен зацикливаться на единственном варианте игры. К тому же нельзя допустить, чтобы у ребенка был зафиксирован единственный способ действия с данным конкретным материалом или предметом;

— В ходе проведения терапевтической игры, которая нравится ребенку, со временем появится возможность постепенного введения контролирующих правил и за­претов. Так, нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить небольшое «на­воднение», но после придется собирать воду тряпкой; нельзя вытряхивать содержимое маминой сумочки, но можно высыпать конструктор из коробки. При этом по­стоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.

Приступим к описанию игр. Принцип этой классификации игр используемый в игре материал.

 

игры с крупами

- ДОЖДЬ, ГРАД

Эта игра обусловлена фактурой материала — мелкие раз­меры, характерные звуки, издаваемые при падении, осо­бые тактильные ощущения при перебирании в руках. Ве­роятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне), а в момент, ког­да сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте дсйстиия ребенка: «Ой, дождь по­шел! » (гречка, рис), «Ой! Град начался! » (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с зтого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать реше­ние относительно выбора наилучшей тактики:

— позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

— некоторое время не использовать крупу в играх;


— давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количе­ствах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

 

игры с ватой

Вата — очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы

используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, зарываться в нее, подготовь­тесь заранее — запаситесь большим куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, предложите ему весь объем материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...