Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие педагогической мысли в первые десятилетия советского государства. Н.К.Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский о воспитании.




Большую созидательную роль в преобразовании школьной системы СССР 20-30-х гг., создании советской педагогики сыграли такие видные деятели, как Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), основоположник советской педагогики, видный организатор советской школы. В дооктябрьский период работала учителем в вечерней воскресной школе для рабочих в Петербурге. Будучи за границей, наряду с революционной работой изучала постановку народного образования в Германии, Англии, Франции, знакомилась с трудами зарубежных педагогов. Опубликовала ряд статей, критиковавших школьную политику царского правительства, работу «Народное образование и демократия» (1915), в которой раскрыла истоки трудовой школы и роль труда в воспитании подрастающего поколения.

После революции 1917 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного Учёного Совета(1921-1932), была членом НКП РСФСР, с 1929 г.- заместителем наркома просвещения. При её содействии проходили педагогические съезды, конференции, совещания, она редактировала педагогические журналы, участвовала в разработке основополагающих документов советской школы, в создании советской педагогики.

Крупская внесла существенный вклад в разработку проблем коммунистического, дошкольного и семейного, трудового воспитания и политехнического обучения, коллективного воспитания, много сделала для практической реализации установки на идеологизацию и политизацию молодёжи, в первую очередь, школьников.

Когда решался вопрос о новом содержании и характере построения школьных программ, Крупская считала, что именно комплексный метод сможет установить диалектическую связь между отдельными учебными предметами. Впоследствии признав ошибочность комплексного построения программ, она первая самокритично указывала на их недостатки. Крупская постоянно говорила о необходимости использования в учебном процессе активных методов обучения(исследовательского, трудового), предупреждала о недопустимости превращения широко используемого метода проектов в единственный метод преподавания в школе.

В центре внимания Крупской находилась проблема трудового воспитания и политехнического обучения, которой она посвятила большую часть своих работ. Именно Крупская стала одним из организаторов и теоретиков пионерского движения.

Станислав Теофилович Шацкий(1878-1934), видный русский и советский педагог, организатор экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, внёс существенный вклад в разработку и реализацию идей социальной педагогики, которая вызвала большой интерес и на Западе.

До революции участвовал в создании и работе учебно-воспитательных учреждений «Сеттльмент» (1906) и «Бодрая жизнь» (1911), где вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы. В основу деятельности этих учреждений был положен коллективный труд и самоуправление.

После революции принял участие в работе научно-педагогической секции ГУСа по составлению новых программ для школ первой ступени, развернул опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, в частности, был организатором и руководителем первой опытно показательной станции НКП (1919-1932), включавших в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительских учреждений: детские сады, школы, внешкольные учреждения, просветительские учреждения для взрослых, курсы для учителей. НКП имела свои мастерские, фермы, сады, которые давали хороший доход. Центрально задачей станции было исследование влияния среды на развитие ребёнка, использования в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс.

Шацкий рассматривал школу как центр воспитания в микросреде, координатора всех воспитательных воздействий. Обобщая свой опыт работы, он пришёл к выводу о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процесса школы в масштабе государства. При этом организующим ядром школьной жизни он считал эстетическое воспитание, которое в единстве с трудовым выступает в качестве катализатора творческого потенциала личности.

Одним из первых Шацкий предметом исследования сделал влияние микросредовых условий на социализацию ребёнка. Сегодня его творчество привлекает внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды ребёнка.

Павел Петрович Блонский (1884-1941), известный русский и советский педагог, психолог, автор более 200 книг и статей по различным проблемам психологии, педагогики, истории, философии. Изданный им «Курс педагогики» (1916) получил широкую известность среди педагогической общественности.

После революции принимал участие в работе научно-педагогической секции ГУСа, участвовал в составлении школьных программ, писал учебники для школы («Красная зорька») и педагогических вузов («Педология»), в Москве организовал высшее педагогическое учебное учреждение нового типа - Академию социального воспитания.

Блонский уделял большое внимание разработке основ трудовой политехнической школы. Его книга «Трудовая школа» (1919) принесла ему всемирную известность. В ней он рассмотрел следующие проблемы: связь трудового обучения с общим образованием, а также содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки.

Большой интерес Блонский проявлял к педологии, поскольку считал, что образование без опоры на физиологию, психику ребёнка, социализирующие факторы среды малоэффективны. Поворот современной педагогики к ребёнку, усиливающийся интерес к уничтоженной в 30-е гг. Педологии побуждают обратиться к трудам одного из лидеров педагогики 20-х гг. П. П. Блонскому.

Блонского часто называли «советским Песталоцци». Он оказывал большое влияние на менталитет научного сообщества педагогов 20-х гг. Образ педагогической науки первого послереволюционного десятилетия во многом складывался под влиянием его идей, изложенных в работах «Реформа науки» и «Трудовая школа». В науке он всегда занимал плюралистическую позицию, используя всё ценное для развития педагогической науки.

Одним из первых он осознал разрыв между авангардом, работающим в опытно-показательных учреждениях, и массовой педагогической практикой. С одной стороны, новые педагогические идеи, новая школа, вызывавшие восторги известных представителей западной педагогики - Дж. Дьи, У. Килпатрика, Г. Гансберга, а с другой -убожество массовой школы, насилие чиновников, регламентирующих деятельность школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...