Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование, как инструмент стратегического управления




СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Ситуационный анализ.

Основные этапы ситуационного анализа показаны на рис. 10. Это первый вид анализа, который производится в ходе диагностики предприятия. Его задача – определение ситуации, в которой находится предприятие (место в экономическом пространстве, основные действующие факторы и его укрупненные характеристики).

Рис. 10

Анализ бизнес-процессов организации

В основе метода лежит функционально-структурный подход (ФСП), сущность которого заключается в том, что объект анализа (в данном случае это организация) рассматривается абстрактно как иерархическая система функций, которые он выполняет. Одной из основных аксиом ФСП является первичность функционального назначения объекта по отношению к его структурному построению: функция первична – структура элементов, выполняющих эти функции, вторична.

ФСП используется с различными целями:

· исследование и анализ существующих систем для выявления их состояний;

· радикальное изменение существующих систем на основе проведенного анализа – реинжиниринг;

· проектирование новых систем – инжиниринг.

Как отмечалось выше, понятие «функция» в настоящее время заменяется на более широкое понятие «бизнес-процесс».

Функция – определенная деятельность (работа), выполняемая человеком или подразделением в рамках разделения труда в организации.

Бизнес-процесс – деятельность (работа), получающая входные данные одного или нескольких типов и выдающая результат, имеющий ценность для клиента.

Отличие между этими двумя родственными понятиями в том, что бизнес-процессы не рассматриваются по отдельности, они связаны иерархической структурой и различного вида потоками – материальными, информационными, финансовыми. При этом каждый последующий бизнес-процесс (точнее исполнитель этого БП – подразделение, человек или машина) является клиентом предыдущего, так как получает от него результат. Таким образом, понятие бизнес-процесс в большей степени отвечает критерию системности, чем понятие функция и, кроме того, оно реализует концепцию «внутрифирменного маркетинга». Это означает то, что результат выполнения бизнес-процесса должен в максимальной степени отвечать потребностям внутрифирменного клиента.

Методика исследования и анализа бизнес–процессов включает следующие основные процедуры:

1. Идентификация бизнес–процессов – вычленение самостоятельных функций (работ) из всей операционной деятельности организации.

2. Дефиниция бизнес–процессов – присвоение каждому БП имени.

3. Классификация бизнес–процессов по различным признакам.

4. Композиция бизнес–процессов – составление иерархических структур.

5. В результате выполнения вышеперечисленных процедур создается в том или ином виде модель бизнес-процессов организации, которая носит название «AS IS» – «Как Есть». Эта модель отражает текущее функциональное состояние организации и может быть подвергнута дальнейшему анализу.

6. Рейтинговая оценка бизнес–процессов по определенным свойствам.

7. Стоимостная оценка бизнес–процессов – расчет затрат на их выполнение.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – сопоставительный анализ важности и стоимости бизнес–процессов. Метод функционально-стоимостного анализа бизнес–процессов представляет собой сочетание объективной (стоимостной) и субъективной (рейтинговой) оценок деятельности организации.

Описание и анализ бизнес-процессов может производиться различными способами:

Ø BP-win (рассмотрена в информатике).

Ø С помощью сетей (рассмотрена в управлении качеством).

Прогнозирование, как инструмент стратегического управления

Таким образом, прогнозирование – это предсказание будущего состояния внутренней и внешней среды фирмы, основанное на научных методах и интуиции.

Прогнозирование применяется как на этапах исследования и анализа среды и построения стратегий, так и на этапе их реализации. При реализации стратегий прогнозирование используется для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей. Основные компоненты прогнозирования показаны на рис. 11.

Типы прогнозирования. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание менеджера, его интуицию, опыт. Это – предчувствие и предугадывание. Такое прогнозирование может дать хорошие результаты при постоянном его применении и накапливании соответствующего опыта. Оно дополняет методы количественного прогноза.

 

Рис. 11.

2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от прошлого и настоящего к будущему. В результате поискового прогнозирования возможно создание стратегических сценариев, как видов прогнозов.

3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают возможности развития фирмы, исходя из этих целей и состояния среды. Оно применяется при обратном стратегическом планировании.

Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и внешней среды в будущий период времени.

Прогнозы разделяются в зависимости от их временного охвата – краткосрочные и долгосрочные (перспективные) прогнозы. Краткосрочные прогнозы могут быть построены на неделю, месяц, год.

Прогнозирования выполняется следующими методами:

Ø методы экспертных оценок;

Ø методы экстраполяции трендов;

Ø методы регрессионного анализа;

Ø методы экономико-математического моделирования.

4. Моделирование, как метод стратегического планирования

Стратегические исследование и планирование широко используют методы моделирования. Моделирование представляет собой метод опосредованного познания с помощью использования объектов-заменителей. Основным видом мыслительных моделей являются знаковые модели. Наиболее широко применяемой в настоящее время разновидностью знаковых моделей являются логико-математические модели, представляющие собой систему математических и логических выражений, отражающую существенные свойства исследуемого объекта. Эти модели включают в себя три группы элементов:

1. характеристики объекта, которые необходимо определить;

2. характеристики, меняющихся внешних условий;

3. внутренние параметры объекта.

Используемые в исследовании, анализе и планировании логико-математические модели можно классифицировать по нескольким признакам. По объекту исследования выделяются макроэкономические и локальные модели. По направлениям познания и отражения сущности объекта – структурные, описывающие внутреннюю организацию оригинала, его составные части, внутренние взаимосвязи и отношения и т. д.; функциональные, характеризующие деятельность, процессы, связи и отношения между процессами (например, моделирование бизнес-процессов организации).

По целевому назначению модели могут быть теоретико-аналитическими, используемыми в научно-познавательных целях, и прикладными, применяемыми в целях решения конкретных задач управления и планирования. По способу отражения фактора времени модели делятся на статистические, состоящие из зависимостей, относящиеся к одному моменту или периоду времени, и динамические (имитационные), описывающие протекание каких-либо процессов во времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...