Прогнозирование, как инструмент стратегического управления
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ Ситуационный анализ. Основные этапы ситуационного анализа показаны на рис. 10. Это первый вид анализа, который производится в ходе диагностики предприятия. Его задача – определение ситуации, в которой находится предприятие (место в экономическом пространстве, основные действующие факторы и его укрупненные характеристики). Рис. 10 Анализ бизнес-процессов организации В основе метода лежит функционально-структурный подход (ФСП), сущность которого заключается в том, что объект анализа (в данном случае это организация) рассматривается абстрактно как иерархическая система функций, которые он выполняет. Одной из основных аксиом ФСП является первичность функционального назначения объекта по отношению к его структурному построению: функция первична – структура элементов, выполняющих эти функции, вторична. ФСП используется с различными целями: · исследование и анализ существующих систем для выявления их состояний; · радикальное изменение существующих систем на основе проведенного анализа – реинжиниринг; · проектирование новых систем – инжиниринг. Как отмечалось выше, понятие «функция» в настоящее время заменяется на более широкое понятие «бизнес-процесс». Функция – определенная деятельность (работа), выполняемая человеком или подразделением в рамках разделения труда в организации. Бизнес-процесс – деятельность (работа), получающая входные данные одного или нескольких типов и выдающая результат, имеющий ценность для клиента. Отличие между этими двумя родственными понятиями в том, что бизнес-процессы не рассматриваются по отдельности, они связаны иерархической структурой и различного вида потоками – материальными, информационными, финансовыми. При этом каждый последующий бизнес-процесс (точнее исполнитель этого БП – подразделение, человек или машина) является клиентом предыдущего, так как получает от него результат. Таким образом, понятие бизнес-процесс в большей степени отвечает критерию системности, чем понятие функция и, кроме того, оно реализует концепцию «внутрифирменного маркетинга». Это означает то, что результат выполнения бизнес-процесса должен в максимальной степени отвечать потребностям внутрифирменного клиента.
Методика исследования и анализа бизнес–процессов включает следующие основные процедуры: 1. Идентификация бизнес–процессов – вычленение самостоятельных функций (работ) из всей операционной деятельности организации. 2. Дефиниция бизнес–процессов – присвоение каждому БП имени. 3. Классификация бизнес–процессов по различным признакам. 4. Композиция бизнес–процессов – составление иерархических структур. 5. В результате выполнения вышеперечисленных процедур создается в том или ином виде модель бизнес-процессов организации, которая носит название «AS IS» – «Как Есть». Эта модель отражает текущее функциональное состояние организации и может быть подвергнута дальнейшему анализу. 6. Рейтинговая оценка бизнес–процессов по определенным свойствам. 7. Стоимостная оценка бизнес–процессов – расчет затрат на их выполнение. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – сопоставительный анализ важности и стоимости бизнес–процессов. Метод функционально-стоимостного анализа бизнес–процессов представляет собой сочетание объективной (стоимостной) и субъективной (рейтинговой) оценок деятельности организации. Описание и анализ бизнес-процессов может производиться различными способами: Ø BP-win (рассмотрена в информатике).
Ø С помощью сетей (рассмотрена в управлении качеством). Прогнозирование, как инструмент стратегического управления Таким образом, прогнозирование – это предсказание будущего состояния внутренней и внешней среды фирмы, основанное на научных методах и интуиции. Прогнозирование применяется как на этапах исследования и анализа среды и построения стратегий, так и на этапе их реализации. При реализации стратегий прогнозирование используется для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей. Основные компоненты прогнозирования показаны на рис. 11. Типы прогнозирования. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание менеджера, его интуицию, опыт. Это – предчувствие и предугадывание. Такое прогнозирование может дать хорошие результаты при постоянном его применении и накапливании соответствующего опыта. Оно дополняет методы количественного прогноза.
Рис. 11. 2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от прошлого и настоящего к будущему. В результате поискового прогнозирования возможно создание стратегических сценариев, как видов прогнозов. 3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают возможности развития фирмы, исходя из этих целей и состояния среды. Оно применяется при обратном стратегическом планировании. Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и внешней среды в будущий период времени. Прогнозы разделяются в зависимости от их временного охвата – краткосрочные и долгосрочные (перспективные) прогнозы. Краткосрочные прогнозы могут быть построены на неделю, месяц, год. Прогнозирования выполняется следующими методами: Ø методы экспертных оценок; Ø методы экстраполяции трендов; Ø методы регрессионного анализа; Ø методы экономико-математического моделирования. 4. Моделирование, как метод стратегического планирования
Стратегические исследование и планирование широко используют методы моделирования. Моделирование представляет собой метод опосредованного познания с помощью использования объектов-заменителей. Основным видом мыслительных моделей являются знаковые модели. Наиболее широко применяемой в настоящее время разновидностью знаковых моделей являются логико-математические модели, представляющие собой систему математических и логических выражений, отражающую существенные свойства исследуемого объекта. Эти модели включают в себя три группы элементов: 1. характеристики объекта, которые необходимо определить; 2. характеристики, меняющихся внешних условий; 3. внутренние параметры объекта. Используемые в исследовании, анализе и планировании логико-математические модели можно классифицировать по нескольким признакам. По объекту исследования выделяются макроэкономические и локальные модели. По направлениям познания и отражения сущности объекта – структурные, описывающие внутреннюю организацию оригинала, его составные части, внутренние взаимосвязи и отношения и т. д.; функциональные, характеризующие деятельность, процессы, связи и отношения между процессами (например, моделирование бизнес-процессов организации). По целевому назначению модели могут быть теоретико-аналитическими, используемыми в научно-познавательных целях, и прикладными, применяемыми в целях решения конкретных задач управления и планирования. По способу отражения фактора времени модели делятся на статистические, состоящие из зависимостей, относящиеся к одному моменту или периоду времени, и динамические (имитационные), описывающие протекание каких-либо процессов во времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|