Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль экономики в жизни общества




Социальная структура и социальные отношения

(к § 1 «Социальная структура и социальные отношения»)

1.

Текст. Автор Э. Гидденс — современный английский социо­лог.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера — таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение. <...>

Виды ассоциаций

Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий — агрегата и социальной категории. Социаль­ная группа — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приво­дит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в от­дельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведе­ния, не требующихся от нечленов. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллекти­вов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокуп­ность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожи­дающие в очереди записи на курс обучения, — все это примеры агрегатов. Используя высказывание Ирвинга Гоффмана, агрега­ты — скопления людей, находящихся в нефокусированном взаи­модействии друг с другом. <...> Конечно, внутри агрегатов обыч­но можно обнаружить различные виды групповых отношений.

Социальная категория является статистической группиров­кой — в рамках классификации людей объединяют вместе на осно­ве конкретных характеристик, таких, как определенный уровень дохода или профессиональное положение. Люди из одной социаль­ной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в од­ном месте; они не обязательно придают особое значение тем общим характеристикам, согласно которым их объединяют. <...>

Первичные и вторичные группы

Не все группы, к которым мы принадлежим, одинаково важны Для нас. Некоторые группы воздействуют на многие аспекты на­шей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими. Американский социолог Чарлз Хортон Кули (1864—1929) исполь­зовал термин «первичная группа» для обозначения небольшой ас­социации людей, связанных узами эмоциональной природы. Как пример можно привести семью, а также группы друзей. <...>

Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. Индивиды во вторичных группах не имеют близких связей друг с другом и обычно собираются вместе со специфическими практическими целями. Комитеты и клубы — хо­рошие примеры вторичных групп. Конечно, в действительных жиз­ненных ситуациях различия между первичными и вторичными группами не столь отчетливо выражены. Например, люди, регуляр­но встречающиеся на заседании комитета, могут стать большими друзьями и проводить время вместе в неформальной обстановке.

Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — М., 1999. — С. 266—267.

Вопросы и задания.

1) Какова, по мнению автора, роль груп­пы и организаций в жизни человека?

2) Что автор называет соци­альной группой?

3) Что автор называет агрегатом?

4) Чем соци­альная группа отличается от социальной категории?

5) Чем различаются социальная группа и агрегат?

6) Социологи по-раз­ному классифицируют группы. Какое название по другой класси­фикации соответствует понятию «агрегат»?

7) В чем состоят раз­личия между первичной и вторичной группами?

 

Социальные институты

(к § 2 «Социальные институты»)

1.

Текст. Фрагмент рассуждений немецкого экономиста, истори­ка и социолога Макса Вебера (1864—1920) о сущности социаль­ных институтов.

Существует ряд очень важных форм общественного объедине­ния, где общественное поведение... в значительной степени рацио­нально упорядочено в своих средствах и целях принятыми уста­новлениями, следовательно, «обобществлено», но внутри этих обобществлении едва ли не в качестве основной предпосылки их существования действует следующий принцип: как правило, от­дельный индивид оказывается участником в общественных дейст­виях и, следовательно, одним из тех, на кого распространяются ожидания, что его поведение будет ориентировано на упомянутые установления, — без своего содействия этому....при наличии из­вестных объективных данных, присущих определенному лицу, от него ожидают участия в общностных действиях, в частности ори­ентации его действий на установленный порядок, причем в сред­нем эти ожидания оправданны, поскольку упомянутые индивиды эмпирически считаются «обязанными» участвовать в общностных действиях, конститутивных для данного сообщества, и поскольку существует шанс на то, что, если они не захотят участвовать, их заставит повиноваться (пусть даже посредством мягких мер воз­действия) «аппарат принуждения». Объективные данные, с кото­рыми эти ожидания связаны, в особо важном случае, в случае политической общности, — прежде всего происхождение, родст­венные связи, а иногда даже просто пребывание или определенная деятельность в определенной области. Обычно вступление индиви­да в сообщество такого рода предопределено его рождением и вос­питанием. Такого рода сообщества характеризуются, во-первых, тем, что в отличие от «целевого союза» добровольное вступление заменено в них зачислением на основании чисто объективных дан­ных, независимо от желания зачисляемых лиц; во-вторых, тем, что в отличие от сообществ, основанных на согласии, преднамерен­но отказывающихся от рационального порядка, следовательно, в этом отношении аморфных образований, здесь одним из опреде­ляющих поведение факторов служит наличие рациональных уста­новлений и аппарата принуждения. Такие сообщества мы будем называть «институтами». Не каждое сообщество, к участию в ко­тором индивид предопределен рождением и воспитанием, являет­ся «институтом»; таковым не является, например, языковое или семейное сообщество, поскольку оба они лишены рациональных установлений. Однако им, безусловно, является та структура по­литического сообщества, которую мы называем «государством», или та структура религиозного сообщества, которую в строгом тех­ническом смысле принято определять как «церковь».

Вебер М. Избр. произв. / М. Вебер. — М., 1990. — С. 536-537.

Вопросы и задания. 1) Какой принцип, по мнению автора, определяет общественное поведение индивида? Приведите собст­венные примеры, иллюстрирующие действие данного принципа. 2) Как вы поняли объяснения автора об оправданном характере ожидаемого поведения индивида? 3) Сравните приведенные харак­теристики понятия «институт» с текстом учебника, сделайте выво­ды. 4) Какие сообщества, по мнению автора, являются института­ми, а какие — нет? В чем проявилась особенность его позиции? Что по этому поводу думаете вы? Свое мнение аргументируйте.

 

Роль экономики в жизни общества

(к § 3 «Роль экономики в жизни общества»)

1.

Текст. Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, кандидат экономических наук А. Чиркин о перспективах экономического развития страны и роли государства в условиях глобализации мировой экономики.

По данным представительства Европейской комиссии в Моск­ве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в ВТО, с од­ной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой — чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внут­реннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесроч­ной перспективе 19 млрд, а в долгосрочной — 64 млрд долл. в год.

На рубеже XXI в. стало очевидным, что дальнейшее развитие России на базе унаследованной от СССР экономической и внешне­торговой структуры с использованием методов административ­но-командного управления может завести страну в тупик... Растет осознание того, что ситуация может ухудшиться из-за противоре­чий, связанных с глобализацией. Правда, все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процес­сах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим до­стижениям мировой науки и техники и перейти к более эффектив­ному использованию материальных и трудовых ресурсов. В то же время они констатируют затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества, что чревато угрозой выталкивания отстающих на «обочи­ну» цивилизации, закрепления их подчиненного положения.

В результате объективного процесса глобализации меняется вся система мирохозяйственных связей: значительно усиливаются тен­денции к взаимодействию высокоразвитых и развивающихся

стран характер правящих режимов все в меньшей степени влияет на эти отношения. На первый план выходят экономические интере­сы Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного весьма непродолжи­тельного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную про­дукцию и снижение ее конкурентоспособности на мировых рын­ках... Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности агра­риев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориаль­ного размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работаю­щим в экстремальных климатических условиях.

Сказанное свидетельствует о важности роли государства в эпо­ху глобализации. Осуществляя либерализацию своих функций в области управления экономикой, оно не может полностью устра­няться от выполнения стоящих перед ним задач в данной сфере. Напротив, как показывает мировой опыт, его регулирующая роль должна возрастать для предотвращения неизбежного хаоса из-за стихийного развития рыночных процессов. Государственная под­держка проявляется в проведении протекционистской политики по отношению к сельскохозяйственным производителям, а также к только встающим «на ноги» перерабатывающим отраслям...

Не будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере ис­пользовать преимущества международного разделения труда и из­бежать существенных рисков мирового рынка... Находясь вне ра­мок ВТО, мы не можем участвовать в выработке условий внешнеэкономической деятельности.

Чиркин А. Предстоящее вступление в ВТО и потенциальные эконо­мические риски / А. Чиркин // Вопросы экономики. -— 2005. — № 5. — С. 133 — 134.

Вопросы и задания. 1) Какие проблемы, связанные с новыми внутренними и международными условиями экономического разви­тия страны, раскрывает документ? Найдите в тексте факты, подтвер­ждающие актуальность рассматриваемых проблем. 2) Автор считает несостоятельным использование методов административно-команд­ного управления экономикой в новых условиях развития страны. Можно ли с ним согласиться? Аргументируйте свой ответ. 3) Какие выгоды и потери ждут Россию в результате вступления во Всемир­ную торговую организацию? В чем заключается опасность для стра­ны «выпадения» из процесса глобализации мировой экономики? 4) Почему автор предупреждает о необходимости учета собственного опыта развития рыночных отношений в стране при следовании эко­номическим моделям глобализации? Приведите аргументы, подтвер­ждающие этот вывод. 5) Какова роль государства в адаптации отече­ственных производителей к условиям мирового рынка? Опираясь на знания, полученные из курсов обществознания и современной рос­сийской истории, приведите известные вам примеры протекционист­ской политики правительства. 6) Обсудите в классе аргументы за и против участия России в экономической глобализации.

 

Социальные статусы и роли

(к § 4 «Социальные статусы и роли»)

1.

Текст. Автор Д. Майерс — современный английский социолог.

Слово «роль» заимствовано из театра, и, так же как и там, оно означает предписанные действия, характерные для тех, кто занима­ет определенную социальную позицию. Когда мы преодолеваем но­вую ступеньку на социальной лестнице, то вынуждены поступать в соответствии с нашим положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. Но это чувство редко сохраняется длительное время.

Вспомните время, когда вы стали играть новую роль, — свои пер­вые дни на работе, в колледже, в какой-нибудь организации или в об­щине. <...> В такие моменты мы осознаем самих себя. Мы следим за своей новой речью и поступками, потому что они для нас неестествен­ны. А потом, в один прекрасный день, происходит удивительная вещь. Мы замечаем, что... наш псевдоинтеллектуальный разговор больше не представляет для нас труда. Мы вошли в роль, и она стала для нас такой же привычной, как потертые джинсы и футболка.

В одном эксперименте студентам-добровольцам предложили «отсидеть» в импровизированной тюрьме, созданной Филиппом Зимбардо на факультете психологии Стэнфордского университета. Зимбардо, так же как и многих других, давно интересовал во­прос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников, или же сами роли охранни­ка и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых лю­дей? Приносят ли жестокость в заведение сами люди или же заве­дение делает людей жестокими?

Кинув монетку, Зимбардо выбрал охранников из числа сту­дентов. Он выдал им униформу, дубинки, свистки и проконсуль­тировал, как поддерживать дисциплину. Оставшихся студентов заперли в камерах и заставили носить унизительную робу. После веселого первого дня, когда все «вживались» в свои роли, охран­ники, заключенные и даже экспериментаторы оказались пленни­ками ситуации. Охранники стали «жать» заключенных, некото­рые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апа­тию. «Так возникло, — писал Зимбардо, — все растущее несоот­ветствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью...» <...> Углядев опасность социаль­ной патологии, Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели.

Майерс Д, Социальная психология / Д. Майерс. — СПб. — Минск —

Киев, 2000. — С. 165.

Вопросы и задания. 1) Что, по мнению Д. Майерса, означает понятие «социальная роль»? 2) С какой целью Ф. Зимбардо ре­шил провести эксперимент? 3) Какое предположение ученых было подтверждено в результате эксперимента? 4) Как вы считае­те, чем можно объяснить, что все участники эксперимента — и охранники, и заключенные — так естественно вошли в роль, пол­ностью почувствовали себя теми, кого играли? 5) В начале текста Д. Майерс в качестве поясняющего примера приводит ситуацию, которая многим хорошо знакома: человек оказался в новом кол­лективе. Сопоставьте эту ситуацию и ситуацию эксперимента: что общего, в чем различия? 6) Вернитесь еще раз к ситуации с экспериментом, проведенным Зимбардо: как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не стать «как все»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...