Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отклоняющееся поведение и социальный контроль




(к § б «Отклоняющееся поведение и социальный кон­троль»)

Текст. Автор П. Бергер — современный социолог.

Девиация1 и моральные различия

Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содер­жит множество восприятий нами людей, которые тем или иным,,Г>рязом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один,(прный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, — ястреб на вечеринке с коктейлями, устроен­ной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамерен­ное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или за­стенчивым, или калекой — это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконфор­мистом — это акт выбора. <...>

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим да­лее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако сре­ди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к та­кому поведению, которое является нарушением правил, вырабо­танных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отли­чие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, ко­торые превалируют в том социальном контексте, о котором идет

речь. <...>

Типичное — это то, о чем думают как о нормальном. Отклоне­ние от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт.

Бергер П. Личностно ориентированная социология / П. Бергер,

Б. Бергер, Р. Коллинз. — М., 2004. — С. 305—307.

Вопросы и задания. 1) Какие из приведенных автором приме­ров относятся к девиантному поведению? 2) В чем различие ме­жду девиантным поведением и другими поведенческими актами?

3) Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение».

4) Какое поведение, по мнению авторов, является девиантным?

5) Приведите примеры (из жизни или литературы), когда инди­вид отказывался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе. 6) Приведите примеры (из жизни или лите­ратуры), когда индивид был неспособен выполнять моральные нормы, превалирующие в какой-то социальной группе. 7) Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном со­циальном сообществе? Приведите примеры. 8) Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением? 9) Какую причину отторжения социумом лю­дей с девиантным поведением называет автор? 10) Чем автор объ­ясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением? 11) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.

 

 

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

(к § 7 «Социальные интересы и формы социального взаимодействия >>)

1.

Текст. Современный социолог А. В. Дмитриев о поддержании и развитии сотрудничества.

Прежде чем вступить в противоборство, и соперники вероят­нее всего находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения кон­фликта — налаживание и укрепление сотрудничества. Конфлик-тологами разработан ряд принципов и методов поддержания и развития сотрудничества.

Согласие предполагает вовлечение возможного противника в

совместную деятельность...

Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в поло­жение партнера, понимание его трудностей, сочувствие и готов­ность помочь.

Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение к нему, даже если интересы одного партнера расходят­ся с интересами другого.

Взаимное дополнение тех качеств партнера, которыми не об­ладает другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.

Исключение социальной дискриминации предполагает запре­щение подчеркивать свое превосходство над партнером (хотя оно, возможно, и имеется). «Даже если вы делаете работу лучше дру­гих, не ведите себя как победитель».

Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и сни­маются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т. п. Психологический настрой предполагает в конкретных прояв­лениях, например, своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, осуждение с ним их по­следствий и т. п. В нашей действительности государственные ру­ководители зачастую пренебрегают этим методом предупрежде­ния конфликтов...

Психологическое «поглаживание» (синтон) предполагает под­держивание хорошего настроения, положительных эмоций по са­мым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым препятствует возник­новению конфликтной ситуации.

Названные методы и принципы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все что может способствовать сохранению нормальных деловых отно­шений между людьми, укреплению их взаимного доверия и ува­жения, противодействует развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникнет, помогает его разрешить.

Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное/ А. В. Дмитриев. — М., 2002. — С. 323—324.

Вопросы и задания. 1) Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте? Дополните список собственными примерами. 2) Какой путь предупреждения конфликта автор считает самым надеж­ным? Свой ответ объясните. 3) В тексте приведены разработанные конфликтологами принципы и методы поддержания и развития сотрудничества. Чем методы отличаются от принципов? Что из перечисленного относится к принципам, а что — к методам? 4) Подумайте, чем определяется предпочтение тех или иных мето­дов в конкретной ситуации.

 

Этнос и нация

(к § 8 «Этнос и нация»)

1.

Текст 1. Российский ученый Л. Н. Гумилев (1912—1992) об этногенезе.

Этнос — коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального при­знака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная куль­тура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда — нет. Вынести за скобки мы можем только одно — при­знание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие».

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Л.,

1990. — С. 95.

Текст 2. Современный отечественный ученый Ю. В. Бромлей об этносах.

Совокупность людей, обладающая общностью культуры, вы­ступает как единый этнос только в том случае, если ее члены в той или иной мере осознают эту общность, считая ее выражением общности исторических судеб, в том числе, как правило, общно­сти происхождения (фактической или иллюзорной — это уже осо­бый вопрос). Не случайно этнос существует лишь до тех пор, пока у его членов сохраняется сознание общности. Вместе с тем следует учитывать, что, когда под термином «этнос» понимается «осо­знанная культурная общность», речь идет, как нами уже отмеча­лось, об узком значении данного термина.

Нередко, однако, можно встретить и его более широкое толкова­ние. В этих случаях обычно имеются в виду такие формы существова­ния этноса, как племя, народность, нация. Эти сложные образования, которые мы условно называем «этносоциальными организмами», обычно обладают не только культурной, но и территориальной, соци­ально-экономической, а подчас и политической общностью.

Бромлей Ю. В. Несколько замечаний о социальных и природных фак­торах этногенеза / Ю. В. Бромлей // Природа. — 1971. — № 2. — С. 83.

Вопросы и задания. 1) Сравните взгляды двух ученых на при­роду этноса: в чем состоит их основное отличие? Что их сближает? 2) Какие признаки, по мнению Л. Н. Гумилева, отличают один эт­нос от другого? 3) Назовите исторические формы этноса. 4) Поду­майте, какие аргументы могут быть у сторонников и противников каждой из приведенных позиций. 5) Какая из них кажется вам наиболее убедительной и аргументированной? Свой ответ поясни­те. 6) Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

 

g. Межэтнические отношения и национальная политика

(к § 9 «Межэтнические отношения и национальная по­литика»)

1.

Текст. Конституция Российской Федерации (извлечение).

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод чело­века и гражданина — обязанность государства. <...>

Статья 4.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и непри­косновенность своей территории. <...>

Статья 19.

...2. Государство гарантирует равенство прав и свобод челове­ка и гражданина независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...>

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, на­ционального, религиозного или языкового превосходства.

Вопросы и задания. 1) Что означает положение «высшая цен­ность», как реализуется конституционная установка на признание, защиту государством прав и свобод человека? 2) В чем состоит сущ­ность и значение распространения суверенитета РФ на всю ее терри­торию? 3) Что означает верховенство Конституции, федеральных за­конов на всей территории РФ? 4) Почему обеспечение целостности и неприкосновенности российской территории — одна из центральных задач внутренней и внешней политики РФ? 5) Каким образом госу­дарство гарантирует равенство прав и свобод гражданина, как оно пресекает пропаганду, возбуждающую национальную ненависть и вражду? 6) На основе приведенных статей Основного Закона РФ, привлекая материал учебника, сформулируйте конституционные ос­новы государственной национальной политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...