Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смирение. Воздержанность и умеренность




Смирение

Смирение — это важнейшее условие для достижения целей религиозной жизни. Всякое самодовольство, порождаемое превосходством ума, богат­ством, высоким положением в обществе или похвалами других людей, есть препятствие на пути спасения. Искреннее смирение лишено позы и аффек­тации. Оно требует постоянного стремления к самоотречению и самокрити­ке, к подчинению божественным предписаниям, даже если они вступают в противоречие с собственными убеждениями верующего.
Данный раздел начинается с фрагментов священных писаний, прослав­ляющих смирение, кротость и скромность. Смирение требует искренности и честности; поэтому смиренного человека иногда сравнивают с ребенком, чьи естественные порывы и гармония с миром противопоставлены более сложному душевному состоянию взрослого человека с его лицемерием, скрытой злобой и предрассудками. Человек смиренный, ощущающий свое ничтожество, побеждает и достигает большего уважения окружающих, нежели человек могущественный, преисполненный гордости. Далее следу­ют тексты, в которых содержится призыв смириться перед лицом Господа, ибо успех любого начинания зависит от божественной милости. Это убеждение выражено в привычном для мусульманина восклицании " insha'llah", " Да будет воля Аллаха". Смиренный человек смотрит на свое имущество или на свои достижения как на Божий дар и возносит за это хвалу Господу. В следующей группе фрагментов приведены размышления о мимолетности, ничтожности и тщетности человеческого существа, которое сравнивается с дуновением ветра, выгребной ямой и пищей для червей. Заключают раздел тексты, содержащие предостережение, что похвалы других людей, ученость или высокое положение в обществе вредно воздействуют на человека, приводя его к самодовольству. Дейст­вительно, именно те, кому дарованы большой талант, ум, жизненный успех, чаще всего впадают в грех гордыни и тем самым сбиваются с праведного пути.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Христианство. Евангелие от Матфея 5: 5
Смирение возвышает человека и дарует ему уважение друзей. Африканские традиционные религии. Поговорка народа кипсигис (Кения)

Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение, которые хранят свои члены...
Ислам. Коран 23: 1—5

Стенающий [кто ожидает видения] плачет, ибо смиряет себя, памятуя о своем ничтожестве перед лицом Великого Духа.
Религии американских индейцев. Черный Лось, религия племени сиу

В мире этом
широки колонны дворца, но сердце человека должно быть скромным.
Синтоизм. Моритака Аракида, Сто поэм о мире
Смирение, искренность, честность, неврежденье, терпенье, Почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость, Отвращение от предметов чувств, от себялюбья, свобода, Пониманье страданья от рожденья, болезни, старости, смерти...
Индуизм. Бхагавадгита 13. 7—8

Обуздывай гордость скромностью, побеждай лицемерие простотой и борись с алчностью довольством.
Джайнизм. Саманасуттам 136

Природный человек — враг Богу, был врагом с грехопадения Адама, и будет на вечные времена, пока не отринет соблазны Высшего Духа, пока не отвергнет природного человека и не станет святым чрез искупление Господа Христа, пока не станет, подобно ребенку, покорным, кротким, смиренным, терпеливым, преисполненным любви и подчинения всему, что угодно Богу наложить на него, как ребенок подчиняется своему отцу.
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Книга Мормона, Мосия 3. 19

В Книге Песен сказано:
Под расшитой богатой одеждой
Она носит простое скромное платье,
тем самым показывается, что она презирает яркость и пышность облачения своего. Точно так же незаметно ведет себя нравственный человек, но сила его растет и становится очевидной для всех; тогда как обычный человек ведет себя навязчиво, но падает влияние его, пока не исчезнет и не обратится в ничто.
Жизнь нравственного человека проста, но не лишена привлекательности; она проста — но полна благодати; она легка — но требует постоянства. Он знает, что великое деяние проис­ходит из малых свершений, сделанных хорошо. Он знает, что великие результаты происходят от малых причин. Он знает очевидность и реальность того, что не постигается при помощи всех пяти чувств. Поэтому дано ему войти в мир нравственности и просвещения.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 33

Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот [подобно] горному ручью становит­ся [главным] в стране. Кто стал главным в стране, тот не покидает постоянное дэ и возвраща­ется к состоянию младенца. Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отрывается от постоянного дэ и возвращается к изначальному. Кто, зная свою славу, сохраняет для себя безвестность, тот становится главным в стране. Кто стал главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном дэ и возвращается к естественности.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 28

Не говори ни о чем: " Я это сделаю завтра" без того, что пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда забудешь, и скажи: " Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте".
Ислам. Коран 18: 23—24

Теперь послушайте вы, говорящие: " сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: " если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Христианство. Послание Иакова 4: 13—16
Нет во мне достоинств; все они Твои.
Владыка, все достоинства Твои — какими словами
смогу вознести хвалу Тебе?
Сикхизм. Ади-Грантх, Вадханс М. 5

Хоть ищу я убежища в праведной вере в Чистую Землю, Но в сердце моем не было подлинной искренности. Плоть моя заключает в себе лукавство и обман, А в душе моей нет ясного света.
Внешне все люди выглядят усердными, делая вид, что говорят правду, Но в душах их гнездятся алчность, гнев и неправедное лукавство. А во плоти их побеждают ложь и коварство. Слишком сильно зло, которое таится в моем сердце. Не могу побороть его.
Поэтому душа моя подобна змеиному яду;
Даже праведные мои деяния отравлены этим ядом,
И называть их должно деяниями коварства.
Но хоть нет во мне стыда и нет правды в душе моей,
Благая сила Святого Имени, дарованная Им мне в просвещение,
Распространяется по миру через слова мои,
Хоть я таков, каков я есть.
Нет сострадания в моей душе.
Не дорожу я тем добрым, что есть у людей, собратьев моих. Если бы не было Ковчега Сострадания и Милосердия, Божественного обещания Бесконечной Мудрости, Как бы пересек я Океан Злосчастья?
Я, чей разум полон лжи и коварства, сходного с ядом змей, Я, неспособный к свершению праведных дел. Если бы не нашел я убежища, дарованного нам Отцом, Пришлось бы мне умереть смертью бесчестья.
Буддизм. Шинран
Все люди — дети Адама, а Адам был сотворен из грязи. Ислам. Хадис Тирмидхи
Очень глубоко смири свою душу, ибо будущее человека — рима [тлен]. Иудаизм. Мишна, Абот 4. 4

... Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 143: 3—4

Тело нечисто, воняет, наполнено всяческим смрадом, проистекающим отовсюду. Если кто-либо, имеющий такое тело, высоко мнит о себе и презирает других — происходит это только от неразумия его.
Буддизм. Сутта Нипата 205—206

Обрати внимание на три вещи, и ты не впадешь в грех: знай, откуда ты явился, куда ты уйдешь, и кому ты должен будешь отдать отчет. [Откуда ты явился? — из смердящей капли. Куда ты уйдешь? — на место праха, тлена и червя. Кому ты должен будешь отдать отчет? — Царю царей, святому (благословен Он! )].
Иудаизм. Мишна, Абот 3. 1
Брахман пусть всегда боится почета, как яда, и всегда желает презрения, как амриты. Индуизм. Законы Ману 2. 162

Кун-цзы сказал: " Благородный человек не печалится, если люди не признают его досто­инств; он печалится о своем собственном несовершенстве".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 14. 32

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 71

Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, " глупец".
Буддизм. Дхаммапада 63

... Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
Христианство. Послание к филиппийцам 2: 3

Субхути, как думаешь? Говорит ли Святой самому себе: " Я достиг совершенного знания? " Субхути ответил: " Нет, всеми почитаемый [... ] Если Святой, достигший совершенного знания, говорит это самому себе, значит, он неизбежно соглашается с утверждением о существовании " Я", личности, существа, души".
Буддизм. Алмазная сутра 9

На Крайнем Севере, где нет ни деревьев, ни трав, находится Пучина-океан. Это — Небес­ный водоем. [В нем] водится рыба шириной в несколько тысяч ли, а сколько ли она длиною — неведомо. Имя ей — Кит. Водится там птица, имя ей — Феникс. Спина у нее точно гора Великая, распростертые крылья — точно нависшие тучи. Оперевшись [о волны] и раскачав­шись, она взвивается по спирали [на высоту] девяносто тысяч ли — туда, где нет ни облаков, ни воздуха, над ней — лишь небесная синь, а затем устремляется на юг, к Южному океану.
— И куда она стремится? — усмехнулась перепелка на болоте. — Я подпрыгну, взлечу, а через несколько жэней опущусь. Порхать между кустиками полыни — вот предел полета. Куда же она стремится?
Вот в этом и заключено различие между малым и великим! [Перепелке] и уподобляется тот, чьих знаний хватает для [какой-то] одной службы, кто связывает свою деятельность с [какой-то] одной областью, а свое достоинство — с [каким-то] одним правителем и способен управлять лишь одним царством.
Даосизм. Чжуан-цзы 1

 

Воздержанность и умеренность

Этот раздел открывают наставления к воздержанию от зла, общие для всех религий. Очень большое значение придается воздержанности в джай­низме, где понятие ахимса (ненасилие) расширено до крайних пределов: человек должен быть крайне внимательным и осторожным, дабы не убить насекомое или крохотное животное, когда ходит, ест, пьет и дышит. Далее приводятся наставления воздерживаться от неправедных деяний, даже ког­да рассудок склоняется ко злу или толпа побуждает свершить грех. Боль­шой ценностью в этом отношении обладают молчаливость и сдержанность.
В некоторых текстах содержится призыв использовать свою честь как ограду, установить для себя запреты, основанные на нравственных принци­пах, дабы можно было четко различать добро и зло. Почва должна быть очищена от грязных обломков, и следует избегать сумрачных мест, чтобы не впасть в грех помимо воли.
В заключение приводятся тексты, в которых проповедуется умеренность во всем. Чрезмерность любых проявлений — в страданиях или в пороке, в умерщвлении плоти или в полном беспутстве, в праведных деяниях или в желаниях угодить другим — вредна, и ее следует избегать, выбирая Золотую Середину или Средний Путь.


Оставляйте и явный грех и скрытый; поистине, тем, которые приобретают грех, будет воздано за то, что они снискивали!
Ислам. Коран 6: 120

Пусть избегает он зла, как купец, без спутников, но с большим богатством, — опасной дороги, как желающий жить — яда.
Буддизм. Дхаммапада 123
Осознав карающую природу карм, мудрец воздерживается от накопления их. Джайнизм. Акарангасутра 4. 51
Высшим милосердием является воздержание от насилия. Индуизм. Шримад Бхагаватам 11. 12
Кто верует в Аллаха и в последний день, пусть либо говорит доброе, либо молчит. Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 15

Главнейшим предписанием, установленным для верующего Владыкой Махавирой, являет­ся ахимса — ненанесение вреда живым существам, и это должно исполняться со всевозможным тщанием и безо всяких исключений по отношению ко всем живым существам, с надлежащим воздержанием и предосторожностью.
Джайнизм. Дасхаваикаликасутра 6. 9

Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 64

Зачем вступать на дорогу зла,
Если за этим воспоследует злая кара?
Если умеешь предвидеть, вообще не станешь делать зла.
Бросай кости так,
Чтобы вместе с Владыкой не проиграть. Устремляйся к собственной выгоде.
Сикхизм. Ади-Грантх, Аса-ки-Вар, М. 1

Один браслет никогда не звенит.
Африканские традиционные религии. Поговорка народа игала (Нигерия)

Истинный Господь прощает моему народу злые устремления, зародившиеся в сердце, до тех пор пока они остаются невысказанными и не ведут к совершению действий.
Ислам. Хадис Муслима

Мэн-цзы сказал: " Только когда человек не совершает некоторых поступков, он способен совершать великие дела".
Конфуцианство. Мэн-цзы IV. B. B

Под воздействием сильного чувства человек, лишенный умения сдерживать себя, по собственной воле совершает поступки, которые, как он знает, навлекут на него в будущем несчастье. Но проницательный человек, даже если обуревают его желания, сразу осознает зло, заключенное в них, и не уступает им.
Индуизм. Шримад Бхагаватам 11. 7

... Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: " иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним ломы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 1: 10—16

Когда бы ни возникла привязанность в уме моем,
И когда бы ни появился гнев,
Я ничего не сделаю и ничего не скажу,
Но подобен буду куску дерева.
Когда бы ни возжаждал я похвалы
Или же захотел порицать других,
Когда бы ни возникло во мне желание
Сказать резкое слово или завязать спор,
Всегда остаюсь я подобен куску дерева.
Когда бы ни пожелал я выгоды, почестей, славы,
Когда бы ни захотелось мне быть в окружении
Приближенных и друзей,
Когда бы ни потребовал разум, чтобы служили мне, Всегда остаюсь я подобен куску дерева. Когда бы ни захотелось мне меньше трудиться В пользу других или совсем это прекратить, А преследовать только собственную выгоду, Если возникает [из-за таких мыслей] желание Сказать что-либо,
Всегда остаюсь я подобен куску дерева.
Буддизм. Шантидева, Руководство в образе жизни Бодхисаттвы 5. 48—52

Делай лишь то, что не вызывает порицания [... ] Если же возникает сомнение, как правильно поступить, руководствуйся примером великих душ, ибо они бесхитростны, судят здраво и привержены истине.
Индуизм. Тайттирийа упанишада 1. 11. 2, 4


16 Заказ № 283

Р[абби] Акиба говорит: смех и шутки приучают человека к разврату; предание (масорет) — ограда для Торы, десятина — ограда для богатства, обеты — ограда для воздержанности, ограда мудрости — молчание.
Иудаизм. Мишна, Абот 3. 13

Очевидно законное, и очевидно незаконное; и между ними есть вещи, о которых этого нельзя сказать с точностью, и об этом многие люди не ведают. Поэтому кто осторожен с двусмысленным, оправдан в вере и чести своей; а кто неосторожно поступает с двусмыслен­ным, вторгается в запрет, подобно пастуху, который, если приводит стадо свое к ограде святилища, пасет его почти что в святом месте. Разве не верно, что у каждого царя есть святилище и разве не является святилищем Аллаха то, на что Им наложен запрет?
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 6

Учитель сказал: " Достаточно хорошо, если просто положишь что-нибудь на пол. Но если положишь белые камыши, то ошибки не будет. В этом верх осмотрительности. Камыши сами по себе бесполезны, но могут иметь большое значение. Если человек осмотрителен во всем, что делает, то не совершает ошибок".
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 1. 8. 7
Будь щедр, но не расточителен, будь бережлив, но не до скаредности. Ислам. Нахджул Балагха, Заветы 32
Как бы ни был ты голоден, не хватай еду обеими руками. Африканские традиционные религии. Поговорка народа акан (Гана)

Учитель сказал: " [Песнь] " Встреча невесты", будучи радостной, не непристойна, будучи печальной, не ранит".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 3. 20

... Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?
Иудаизм и христианство. Книга Екклесиаста 7: 16—17

В соблюдении обычных добродетелей и в ходе обычного разговора, если имеется в чем-то нехватка, выдающийся человек никогда не унизится до усилий, а там, где избыток — никогда не удостоит дойти до предела.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 13. 4

Эти вещи существовали — это один предел учения, о Кассана. Эти вещи не существовали — и это другой предел. Татхагата избегает и той, и другой крайности, и проповедует среднее учение.
Буддизм. Самйутта Никайа xxii. 90

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...