Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отказ от материальных благ




Во всех священных писаниях привязанность к материальным благам и собственности расценивается как препятствие для духовного совершенст­вования. Обладание ими вызывает проявление жадности и алчности, кото­рые влекут разум в трясину эгоистичных желаний. Поэтому путь к трансце­ндентальному требует отказа от материальных благ и желаний, связанных с их обладанием.
Отказ от материальных благ бывает двух видов. Первый — полный отказ от них, обет бедности, даваемый монахами. Второй — в более умеренной форме отказ от стяжательства; материальные блага рассматри­ваются при этом как нечто второстепенное, не заслоняющее волю Господа или задачу духовного совершенствования. Какое-то дело может завершить­ся получением выгоды, но эта выгода никогда не становится самоцелью, равно как не желательно, чтобы это вступало в противоречие с правилами добродетели или вело к необходимости эксплуатировать других людей. Для большинства священных текстов характерен призыв к полному отречению.
Мы разделили подобранные фрагменты священных писаний на три группы. Те, которые составляют первую, отражают взгляды религии на материальные блага: для человека Бог должен быть на первом месте, привязанность же к материальным благам является препятствием на пути достижения духовной цели. Вторая группа фрагментов проповедует не собственническую позицию: люди должны работать не ради награды, не стремясь к обладанию ею. В Бхагавадгите описывается труд, совершаемый без заинтересованности и желания получить вознаграждение, как освобож­денный труд, не влекущий за собой карму. Даосские тексты описывают He-действие, которое лишено своекорыстия, как путь к владению всем. В текстах третьей группы представлена иерархия ценностей: праведность и долг стоят выше личной выгоды. Однако в определенных условиях получение выгоды допустимо, неправильным считается поиск выгоды с от­ступлением от правды.

Что пользы в богатстве для приверженного религии? Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 14. 16

Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Иудаизм и христианство. Второзаконие 8: 3; Евангелие от Матфея 4: 4

Не гонись за богатством, не жертвуй собой ради совершенства, отбрось все и станешь естественным.
Даосизм. Чжуан-цзы 29

Не сосредоточивай свой интерес на этом мире, ибо огнем Мы проверяем золото, и золо­том Мы проверяем слуг Наших.
Бахаизм. Тайные слова Бахауллы 54
... И кто скупится, тот скупится в отношении самого себя. Поистине, Аллах богат, а вы бедны! Ислам. Коран 47: 40(38)

Горе всякому [... ] который собрал богатство и приготовил его! Думает он, что богатство его увековечит.
Ислам. Коран 104: 1—3

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Христианство. Евангелие от Матфея 6: 24

Богатства убивают глупого, а не тех, кто ищет другого берега. Желая богатства, глупый убивает себя, как других.
Буддизм. Дхаммапада 355

И, призвав двенадцать, [Иисус] начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
Христианство. Евангелие от Марка 6: 7—9
Таков путь Торы: ешь хлеб с солью и воду пей мерою; спи на земле, веди жизнь страдальческую и трудись в Торе. Если сделаешь так, блажен ты и благо тебе.
Иудаизм. Мишна, Абот 6. 4

Учитель сказал: " О как мудр Хуэй! Немного пищи и воды, скромное жилище; то, что других повергает в печаль, ему не портит настроения. О как мудр Хуэй! "
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания]

Благословенна соломенная хижина, где восхваляют Господа;
Никчемен белый дворец, где позабыли о Боге.
Свята бедность, созерцающая Бога; это есть блаженство.
Проклята гордыня высокомерия, окутывающая личность самообольщением.
Потребление грубой пищи приносит уму радость и удовлетворение.
" Майтрейи, — сказал Яджнявалкья, — поистине, я собираюсь оставить это состояние [домохозяина]. Давай же я произведу раздел между тобой и Катьяяни".
Майтрейи сказала: " Господин! Если бы вся эта земля, полная богатств, сделалась моей, стала бы я от этого бессмертной? " " Нет, —сказал Яджнявалкья. — Какова жизнь наделенных имуществом, такой стала бы и твоя жизнь. Но нет надежды [достичь] бессмертия с помощью богатства".
Майтрейи сказала: " Что я буду делать с тем, от чего [все равно] не стану бессмертной. Поведай мне, блаженный, что ты знаешь [о бессмертии]".
Индуизм. Брихадараньяка упанишада 2. 4. 1—3

Али ибн Абу Талиб сказал: " Когда мы с Посланником Аллаха находились в мечети, к нам подошел Мусаб ибн Умайр в залатанной одежде. Посланник Аллаха увидел его и заплакал, памятуя о его былом богатстве и положении, которое он занимал прежде. И тогда он сказал: " Что было бы с тобой, если бы утром ты надевал одну одежду, а вечером — другую, если бы перед тобой меняли одно блюдо за другим, если бы ты закрыл свой дом, как закрыта Кааба? " И услышав в ответ: " О посланник Аллаха, я был бы тогда лучше, чем теперь, располагая свободным временем для богослужений и обладая всем необходимым", он сказал: " Нет, теперь ты лучше, чем был бы тогда".
Ислам. Хадис Тирмидхи

Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это — пользование ближайшей жизни, а у Аллаха — хорошее пристанище!
Скажи: " Не сообщить ли нам вам про лучшее, чем это? " Для тех, которые богобоязненны, у Господа их — сады, где внизу текут реки, — они там пребудут вечно, — и супруги чистые, и благоволение от Аллаха.
Ислам. Коран 3: 12(14)—13(15)

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Христианство. Евангелие от Матфея 19: 21—24

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай В поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Христианство. Евангелие от Луки 12: 16—21
Я вижу богатых людей в мире —
обладая собственностью, они не собираются раздаривать ее;
из жадности копят они богатства
и страстно жаждут чувственных удовольствий.
Наследники захватывают их богатства;
но жизнь идет по своим законам.
Богатство не последует за тем, кто должен умереть,
ни ребенок, ни жена, ни богатство или царство.
Богатство не делает жизнь длиннее,
имущество не заставит отступить старость,
" Жизнь коротка", — говорит мудрец,
она не вечна, переменчива.
Богатый и бедный ощущают прикосновение [смерти], глупый и мудрый испытывают то же самое. Но если глупый, сраженный своей глупостью, лежит распростершись ничком,
Мудрый, почувствовав это касание, не испытывает дрожи. Поэтому мудрость лучше богатства, ибо она помогает достичь освобождения.
Буддизм. Мадждхима Никайа ii. 72—73 Раттапала сутта

Великий человек телом слит с Великим Единством, в Великом Единстве лишен собствен­ного " я". Разве может лишенный собственного " я" владеть существующим бытием?
Даосизм. Чжуан-цзы 11

Побуждение " Я хочу" и побуждение " Я буду иметь" — избавься от них! Именно здесь увязает большинство людей. Отринув эти побуждения, ты сможешь предоставить своим глазам вести себя через состояние страдания.
Буддизм. Сутта Нипата 706

По достижению желаемого, не чувствуешь подъема духа. Не достигнув желаемой цели, не испытываешь состояния удрученности. Если же всего достигаешь в избытке, не делаешь запасов. Удерживайся от стяжательства. Кто видит Реальность, тот потребляет вещи иначе, чем мирянин.
Джайнизм. Акарангасутра 2. 114—119

Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние;
осуществляя учение, не прибегает к словам;
вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам;
создавая, не обладает [тем, что создано];
приводя в движение, не прилагает к этому усилий;
успешно завершая [что-либо], не гордится.
Поскольку он не гордится,
его заслуги не могут быть отброшены.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 2

Итак, на дело направь усилье, о плодах не заботясь;
Да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся.
В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Дхананджея!
В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем называется йога.
Ибо дело значительно ниже, чем йога мудрости, Дхананджея;
Ищи прибежище в мудрости; плодами прельщенные — жалки.
Здесь покидает мудрец и грехи и заслуги; ■
Предайся поэтому йоге, йога — в делах искушенность.
Индуизм. Бхагавадгита 2. 47—50
Учитель сказал: " Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 4. 16

Не будьте как рабы, служащие господину с мыслью получить паек, но будьте как рабы, служащие господину без мысли получить паек, и да будет страх Божий на вас.
Иудаизм. Мишна, Абот 1. 3

Добродетель есть причина, богатство — следствие.
Если же он причину ставит на второе место, а следствию отводит первое, он будет только пререкаться со своими людьми и учить их грабежу.
Следовательно, накопление богатства — это путь к разрозненности людей, а возможность его тратить — путь к их объединению.
Конфуцианство. Да сюэ [Великое учение] 10. 7—9

 

Аскетизм и монашество

Материальные удобства, удовлетворяющие телесные потребности, все­гда рассматривались как препятствие для устранения чувствительности из духовной жизни. Аскетизм, строгие обеты, суровая дисциплина в отноше­нии к телу — соблюдение этих предписаний рекомендовалось для сокраще­ния материальных запросов по отношению к духовным. Пост, воздержание, простая пища, ограниченный сон обогащают духовную жизнь. Тот, кто желает посвятить себя целиком религиозной цели, должен полностью отой­ти от мирских забот, избрав уединенную, а порой одинокую жизнь монаха или монахини. Стезя аскетизма и монашества является темой данного раздела.
В первой подборке текстов рассматривается аскетический образ жизни, как он понимается в религиях Южной Азии. Индуистская традиция — ее представляют здесь фрагменты Законов Ману — предписывает каждому брамину последнюю четверть его жизни, когда дети его уже выросли, проводить как одинокий аскет в лесу, предаваясь медитации и стремясь достичь состояния освобождения [мокши]. Необходимые средства к сущест­вованию он будет получать, собирая подаяние в ближних селениях, а рели­гиозная обязанность селян — подать милостыню странствующему аскету.
Этот идеал отречения — уход в уединенную жизнь — труднодостижим, немногие индусы в настоящее время выбирают подобное существование. Но всегда находилась героическая душа, решающая посвятить всю свою жизнь одинокому пути аскета. Монашество же, как более доступный образ жизни, может быть религиозным призванием для любого, желающего достичь состояния освобождения, или нирваны. Пожизненное отречение — принцип буддийских и джайнских монахов, следующих примеру основателей своих религий; Будда и Махавира начинали как главы монашеских общин.
Несколько приводимых ниже текстов предписывают соблюдение поста; это полезно для всех людей, не только для монахов. В исламе соблюдение поста есть обязанность каждого мусульманина на протяжении месяца Рама­дан. Во фрагменте, представляющем одну из традиционных религий амери­канских индейцев, пост поощряется как средство обретения духовной под­держки и помощи в жизненных испытаниях.
В христианском учении воздержание изначально было предназначено для всякого, кто мог следовать ему; многие из ранних последователей учения Иисуса Христа стремились достичь этого идеала путем целомудрен­ных браков. Опираясь на основные библейские догматы, христианское монашество росло в численности и оформлялось организационно, обес­печивая поддержку всякому, кто хотел дать обет бедности и безбрачия, кто дорожил любовью Христа, отдавая ей предпочтение перед любовью жен­щины. Существовало широкое разнообразие его форм: отшельничество, монастырская уединенность, в круг деятельности включалось призрение, обучение, накапливание научных знаний и другие формы служения миру.
Последняя подборка фрагментов содержит критику аскетизма и мона­шества; подобные критические воззрения имеют место в каждой религии. Такая критика идет по двум направлениям: в одном случае утверждается, что аскетизм как изначальная направленность на свершение духовного подвига по сути своей и есть эгоистичное и тщеславное стремление. Истин­но духовный путь лишен всякой заинтересованности, тогда как строгое соблюдение сурового обета может повлечь самодовольство от гордыни. Не отрицая идеи аскетизма полностью, многие конфессии вносили существен­ные коррективы в ее осуществление на практике: чистая вера, самоотрече­ние, милосердие и внутрений путь медитации. Во втором случае утвержда­ется, что монашество несовместимо с созидательной и воспроизводитель­ной жизнью, которая предписана Господом. Так, индуизм противопостав­ляет эффективность аскетизма для достижения успеха в духовной жизни и необходимость иметь потомство и заботиться о нем как меру проявления ответственности перед миром; это правильная дхарма для каждого в пре­допределенных ему для жизни времени и месте. Ислам и сикхизм осуждают монашество, по крайней мере те его формы, которые требуют изоляции людей от экономической и социальной жизни общества.


Летающий синешеий павлин никогда не сравнится по скорости с лебедем. Так же и главу семьи невозможно сопоставить с монахом, наделенным качествами мудреца, который раз­мышляет, удалившись в джунгли.
Буддизм. Сутта Нипата 221

" Не оскорбляй, не обижай, живи, владея собой; Из пищи потребляй мало, спи и пребывай в бездействии один; Сохраняй расположенность ума к высоким мыслям". Таково есть послание свыше.
Буддизм. У дана 43

В первую очередь мудрец отказывается от привязанности к предметам, одушевленным или неодушевленным; тогда в его подчинении будут разум и чувства; а под конец он принимается укрощать плоть с постепенно возрастающей силой [... ] Только полное избавление от чувст­вительности дает силу. Это есть истина; следуй ей.
Джайнизм. Акарангасутра 4. 40, 45

Знание гармонии называется постоянством.
Знание постоянства называется мудростью.
Обогащение жизни называется счастьем.
Стремление управлять чувствами называется упорством.
Существо, полное сил, стареет — это называется нарушением дао. *
Кто дао не соблюдает, тот погибает раньше времени.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 55
Боги ради Твоего взгляда
подвергали себя наказанию, посту и омовению;
Йоги и монахи строго следовали обетам
и выбирали желтые одежды.
Для Тебя, Господин, все стремления
обращались в преданность.
Неисчислимы имена Твои, исчислимы Твои формы, невыразимы Твои свойства. Люди в поисках Тебя отрекались от родины,
Роскошных дворцов, слонов и боевых коней,
И проживали в чужой стране.
Святые и пророки, ищущие и преданные —
Отрешались от мира и с целью
получить Твое одобрение
Они отказывались от удовольствий, удобств,
радостей жизни;
Переставали наряжаться и кутаться в меха.
В вечном беспокойстве, продолжая мучительные
поиски ради того, чтобы попасть к Тебе,
Они посвящают себя Тебе и шагают тропой отшельничества. Сикхизм. Ади-Грантх, Аса М. 1

Проведя таким образом в лесах третью часть жизни, следует бродить четвертую часть жизни, отбросив мирские связи [... ]
Для того толкователя Веды, кто, дав всем живым существам безопасность, идет из дома странничать, бывают [наградой] лучезарные миры;
поскольку от дваждырожденного для живых существ не исходит даже малейшей опас­ности, [то и] для него, освобожденного от тела, ниоткуда не исходит опасность.
Выйдя из дома, отшельник, снабженный средствами очищения, пусть бродит, равнодуш­ный к накопленным предметам желания.
Ради достижения успеха следует бродить одному, без спутников; поняв, что успех зависит от одного его, он достигнет [успеха] и не покидается им.
Ему не следует иметь очаг и жилище; он может ходить в деревню за пищей, сохраняя молчание, равнодушный ко всему, твердый в намерениях, сосредоточенный в мыслях.
Глиняная чаша, корни дерева, лохмотья, одиночество и одинаковое отношение ко всему — таков признак освобожденного.
Не следует желать смерти, не следует желать жизни; пусть он ожидает [свое] время, как слуга — жалованье.
Следует ставить ногу, очищенную взором, пить воду, очищенную тканью, говорить речь, очищенную истиной, исполнять [дело], очищенное мыслью.
Следует спокойно переносить брань, никого не презирать и ради тела ни с кем не враждовать.
На гневающегося пусть не гневается со своей стороны, проклинаемый — благословляет и ложную речь, относящуюся к мирским делам, пусть не говорит.
Находя удовольствие во всем, относящемся к атману, будучи равнодушным, воздержива­ясь от чувственных удовольствий, стремясь к достижению вечного блаженства, пусть бродит в этом мире в обществе самого себя [... ]
Милостыню полагается просить один раз [в день] и не заботиться о большем, ибо аскет, приверженный к милостыне, привязывается к мирским утехам.
Аскету всегда следует собирать милостыню, когда нет дыма, оставлен пест, угли погасли, люди поели, когда в чашках находятся [только] объедки.
При неполучении [милостыни] пусть не печалится, получение пусть его не радует; следует иметь только достаточное для жизни, отказываясь от употребления домашней утвари.
Следует всегда избегать милостыни, данной из уважения; аскет, даже освободившийся от мирских уз, связывается такими подаяниями.
Употреблением малого количества пищи, стоянием и сидением в уединении следует обуздывать органы чувств, приверженные к мирским утехам.
Обуздыванием чувств, уничтожением любви и ненависти и воздержанием от нанесения вреда живым существам он подготовляется к бессмертию.
Индуизм. Законы Ману 6. 33—60
О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! —
на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то — число других дней. А на тех, которые могут это, — выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это — лучше для него. А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете.
Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, — может быть, вы будете благодарны.
Ислам. Коран 2: 179(183)—181(185)

Сын мой, тебе следовало бы немного помочь, и именно по этой причине я рекомендую тебе соблюдать пост. Наши предки, души которых пребывают среди нас, шлют тебе свои благословения. Постарайся, и ты получишь одно из них. Попытайся иметь одно от наших предков, одно от вождей племени, жаль мне тебя. Тогда, когда-нибудь, когда ты продвинешься вперед по дороге жизни, ты будешь знать, что делать, и не встречать препятствий. Без всяких затруднений ты будешь тогда способен добиться осуществления своего желания. Тогда станут гордиться твоей славой, без всякого усилия ты получишь ее. Все военное могущество, что существует, было отдано нашим предкам, и они держат под контролем ход войны, и если ты, почтительно, сам жаждешь для себя смерти, тогда они даруют тебе свое благословение. И если теперь ты не потерял точку опоры, если не раскрасил углем свое лицо черными узорами, значит напрасно ты причиняешь себе страдание. Это благословение не получают без усилия. Постарайся, чтобы одна из душ, сотворенных Создателем, сжалилась над тобой. Все, что он сказал, то случается. Если у тебя не хватит духа собраться с силами, ты утратишь свое положение и люди будут мало уважать тебя.
Религии американских индейцев. Заповеди Отца, племя виннебаго

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Христианство. Евангелие от Матфея 19: 11—12

... Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа [... ] Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе [... ]
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
Христианство. Первое послание к коринфянам 7: 1—3, 6—7, 32—35

Подвергнутое очень строгому посту, за шесть лет тело его истощилось [... ] Однако то, что тело его вынесло подобное испытание, не принесло пользы [... ] Это не есть путь достижения бесстрастия, просветленности, освобождения. Как может достичь его человек, который не имеет покоя и свободы, который так изнурен голодом и жаждой, что рассудок его выведен из равновесия?
Буддизм. Ашвагхоша. Буддхачарита [Жизнеописание Будды] 12. 95—101

О брат, избавься от своей чувственности, страстей и самовлюбленности. Не приносит пользы изнурение тучных тел [наказаниями]. Мы никогда не станем хвалить тебя только за твое изнуренное тело.
Джайнизм. Ниситхабхасья 3758
Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: " не прикасайся", " не вкушай", " не дотрагивайся" [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насы­щении плоти.
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.
Христианство. Послание к колоссянам 2: 20—23; 3: 1—2

Прежде в Сосновом Лесу были брамины, подвергавшие себя строгим испытаниям, сопер­ничая в этом друг перед другом, однако они не достигли успеха. Тогда они решили: " Мудрецы не сказали правды, они говорили, что успех во всем достигается посредством аскетизма". Обуянные нетерпением, они отставили в сторону свой аскетизм и стали атеистами. Но в это время голос сказал им: " Не презирайте священные писания, не порицайте ни аскетизм, ни дхарму, не порицайте самих себя. Вы соперничали друг с другом, желая успехов, от этого и ваш аскетизм оказался бесполезным, был разрушен желанием, эгоизмом, гневом и жад­ностью. Человек достигает совершенства через аскетизм только тогда, когда он наблюдает за жизнью другого человека как за жизнью своей матери. Умилостивите Шиву, и вы обретете успех".
Индуизм. Сканда Пурана 5. 2. 11

Если человек будет идти нагим [... ] питаться кореньями, диким рисом или семенами Нивары [... ] носить грубую ткань из конопли или совершать какие-либо другие аскетические подвиги [... ] но еще не ощутит, не достигнет состояния блаженства в своем поведении, в сердце и уме, тогда он еще будет далек от того, чтобы называться шрамана или брамин. Но со временем, о Кассапа, когда монах возделает свою душу любовью, которая не знает гнева, не знает злой воли [... ] со временем, о Кассапа, именно этот монах станет называться шрамана, станет называться брамин!
Буддизм. Дигха Никайа i. 167 Кассапа-Сиханада сутта

Один выполняет миллион ритуальных действий и от этого испытывает гордость, Но они оставляют его утомленным и приносят мало пользы.
Тот, кто совершает бесчисленные аскетические подвиги
и от этого испытывает гордость,
Попадет в невыгодное положение после смерти,
оказавшись в подвешенном состоянии между раем и адом.
При всех своих усилиях он не станет склонным к состраданию,
Что же делать ему, чтобы быть допущенным к Небесным Вратам?
Сикхизм. Ади-Грантх, Гаури Сукх мани М. 5

Был великий мудрец, величайший среди знатоков закона, славный Мандапала, суровый в обетах и сведущий в ведах отшельник. Обуздав свои страсти и находя радость в законе и изучении вед, этот праведник, о царь, пошел по пути мудрецов, удерживавших свое семя. Достигнув предела подвижничества, он, оставив свое тело, о Бхарата, направился в мир предков, но не получил там награды. Увидев, что бесплодны для него миры, даже завоеванные подвижничеством, он спросил небожителей, находившихся близ царя закона: " Почему закрыты для меня эти миры, хотя они достигнуты [мною] подвигами? Какое деяние не совершено мною на земле, за которое дается такая награда? Боги сказали: Слушай, о брахман, отчего люди рождаются должниками. Это, несомненно, религиозные обряды, воздержанная жизнь и потом­ство. И весь этот [долг] погашается жертвоприношениями, подвижничеством и сыновьями. Ты — отшельник и совершаешь жертвоприношения, но у тебя нет потомства. Эти миры закрыты для тебя из-за [отсутствия] потомства. Произведи его и тогда ты будешь наслаждаться нетленными мирами. Говорят, что сын спасает своего отца от ада, называемого Пут, о отшель­ник! Поэтому приложи старанье для произведения потомства, о лучший из дваждырожденных!
Индуизм. Махабхарата, Адипарва 220
Мы отправили [... ] Ису, сына Марйам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердце тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие, а монашество они изобрели; Мы им его не предписывали, если не для снискания благоволения Аллаха. Но они не соблюли этого должным соблюдением. И мы даровали тем из них, которые уверовали, их награду, а многие из них распутны.
Ислам. Коран 57: 27

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...