Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сдерживай гнев. Подавляй желания и страсти




Сдерживай гнев

Гнев представляет собой крайнее выражение неконтролируемых эмоций, и его необходимо обуздывать, если человек желает продвинуться на пути к духовному совершенству. Гнев — это естественное чувство, возникающее при виде несправедливости, но необузданность в гневе приносит еще боль­ший вред. Примеры тому можно найти и среди великих основателей религии. Гневливость была слабостью Моисея: он не сумел сдержать гнев в ущерб самому себе, когда ударил по скале Мерива.


Да победит он гнев отсутствием гнева... Буддизм. Дхаммапада 223

Гнев разрушает любовь [... ] Поэтому человек должен уничтожать гнев забвением. Джайнизм. Саманасуттам 135—6

Нельзя прогнать муху, гневаясь на нее.
Африканские традиционные религии. Поговорка народа идома (Нигерия)
... Ибо гнев человека не творит правды Божией... Христианство. Послание Иакова 1: 20

Гнев отнимает у мудреца разум, у пророка — дар видения. Иудаизм. Талмуд, Песахим 66Ь
... Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 16: 32

Абу Хурайя передает слова посланца Аллаха: " Сильный человек не тот, кто побеждает других в борьбе. Сильным можно назвать лишь того, кто владеет собой во гневе".
Ислам. Хадис Букхари и Муслима

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.
Христианство. Послание к ефесянам 4: 26—27

Когда человек собирается Совершить жертвоприношение, он должен быть в мире со всеми и не иметь горячего сердца. По крайней мере один день должен он провести так. Если он затевает ссору или горячится сердцем в этот день, то заболевает, не может произнести слова и совершить жертвоприношение.
Африканские традиционные религии. Наставление народа луйя (Кения)

Если дурной человек, слыша доброе слово, приходит и затевает смуту, ты должен сохранять спокойствие. Не следует с гневом укорять его, ибо тот, кто пришел проклинать тебя, вредит лишь самому себе.
Буддизм. Сутра сорока двух разделов 7
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: " рака", подлежит синедриону; а кто скажет: " безумный", подлежит геенне огненной.
Христианство. Евангелие от Матфея 5: 21—22

Как, господин, вы гневаетесь на того, кто гневается на вас? Что выигрываете вы этим? Что он теряет?
Телесный гнев навлекает бесчестие на вас самого; Душевный гнев нарушает ход ваших мыслей.
Может ли огонь, вспыхнувший в вашем доме, уничтожить соседский, не охватив пламенем ваш собственный?
Индуизм. Басаванна, Вакана 248

... И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.
Иудаизм и христианство. Числа 20: 2—13

 

Подавляй желания и страсти

Все религии единодушны в том, что желающий достичь Высшей Реально­сти должен сдерживать страсти и подавлять плотские желания. Тем не менее не следует считать воззрения всех религий единообразными. Нужно прове­сти линию раздела между буддизмом, джайнизмом и даосизмом, с одной стороны, и иудаизмом, христианством, конфуцианством и исламом — с дру­гой. Если в первых считается необходимым подавлять на пути к святости любые желания, в том числе желание обрести праведность и желание уничтожения желаний, то вторые призывают подавлять эгоистические жела­ния, похоть и алчность, а добрые желания взращивать в своей душе.
В конце данного раздела представлен мотив, общий для многих религи­озных текстов: мысль приравнивается к деянию, ибо " всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем". Поэтому чрезвычайно важно избегать ситуаций, вводящих в соблазн и восп­ламеняющих рассудок огнем вожделения. Ведь даже если человек обладает волей, чтобы сдерживать свои желания, как может душа его сохранить спокойствие и уравновешенность, когда разум пылает страстью?

Бессмертие достигается через отказ от желаний. Буддизм. Самйутта Никайа xlvii. 37
Нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освобождаться от страстей.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 19

Учитель сказал: " Если выразить одной фразой смысл трехсот стихов " Ши цзин" [" Книги песен" ], то можно сказать, что в них нет порочных мыслей.
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 2. 2

Осознав, что удовольствие и страдание есть личное дело каждого, следует обуздывать рассудок свой и чувства.
Джайнизм. Акарангасутра 2. 78

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу.
Христианство. Первое послание Петра 2: 11

Разве же тот, кто имеет ясное знамение от своего Господа, таков, как тот, которому украшено зло его деяния? Они последовали за своими страстями!
Ислам. Коран 47: 15(14)

Пусть доброе побуждение в душе человека всегда борется с дурным. Подавил его — очень хорошо. Если же нет — пусть внимательно читает Тору. Если [этим] подавил его — очень хорошо; если нет — пусть молится пред ложем своим.
Иудаизм. Талмуд, Брахот 5а

Кто загасит огонь желания посредством Святого Слова,
Сразу же исчезнет у него ложное ощущение двойственности.
Таков тот, в чьем сердце Имя пребывает под руководством Учителя.
Сикхизм. Ади-Грантх, Гаури Астпади М. 1

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжа­ние, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших...
Христианство. Послание к колоссянам 3: 5—8

Из приятного рождается печаль, из приятного рождается страх; у того, кто освободился от приятного, нет печали, откуда страх?
Из склонности рождается печаль, из склонности рождается страх; у того, кто освободился от склонности, нет печали, откуда страх?
Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда страх?
Из страсти рождается печаль, из страсти рождается страх; у того, кто освободился от страсти, нет печали, откуда страх?
Из желания рождается печаль, из желания рождается страх; у того, кто освободился от желания, нет печали, откуда страх?
Буддизм. Дхаммапада 212—216
Об этом такой стих:
К чему привязан его разум, с тем связано деянием [его] внутреннее существо. Достигнув конца какого-либо деяния, которое он здесь делает, Он снова приходит из того мира в этот мир для [нового] деяния.
Это — о желающем. Теперь — о нежелающем. Кто лишен желаний, свободен от желаний, достиг [исполнения] желаний, имеет желанием [лишь] Атмана, из того не выходят жизненные силы. Будучи Брахманом, он идет к Брахману.
Об этом такой стих:
Когда исчезают все желания, которые обитают в его сердце,
То смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.
Подобно тому, как лежит на муравейнике змеиная кожа, мертвая, сброшенная, так лежит тело. Но бесплотное, бессмертное дыхание и есть Брахман, и есть свет.
Индуизм. Брихадараньяка упанишада 4. 4. 6—7

Каково значение утверждения, что воспитание личности зависит от исправления разума? Оно означает, что, если кто-либо поражен гневом хоть в какой-нибудь степени, разум его не в порядке. Если поражен он любовью хоть в какой-нибудь степени, разум его не в порядке. Если поражен тревогой и беспокойством хоть в какой-нибудь степени, разум его не в порядке. Когда же нет в нас разума, мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим, и едим, но вкуса пищи не ощущаем. Вот каково значение утверждения, что воспитание личности зависит от исправления разума.
Конфуцианство. Да сюэ [Великое учение] 7

Кун-цзы сказал: " Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 16. 7

Вот о чем я слышал. Однажды, когда Владыка находился в Муравьиной роще, достопоч­тенный Кассапа-юноша находился в Роще слепца. Как-то ночью один человек, осветив рощу, обратился к Кассапе-юноше с такими словами: " Монах, этот муравейник ночью дымится, а днем светится". Мудрый брахман сказал: " Разумный человек, возьми лопату и раскопай его". Тот стал копать и нашел замок и сказал об этом брахману, который ответил: " Отложи замок в сторону и копай дальше". Разумный человек стал копать дальше и нашел лягушку, вилы, корзину, черепаху, нож мясника и кусок мяса. И каждый раз брахман просил его отложить эти находки в сторону и копать дальше. Тот стал копать снова и нашел кобру, и брахман сказал ему: " Оставь кобру здесь, не прикасайся к кобре, воздай почести кобре".
Затем Кассапа-юноша приблизился к Владыке и все рассказал ему, попросив объяснить, что это означает. Владыка ответил: " Муравейник олицетворяет собой тело, порожденное отцом и матерью и вскормленное жидкой кашицей [... ] Если задуматься о нем и взвесить в течение ночи его дневные дела, то ночью оно дымится. Если заниматься днем своими делами, осмысляя предыдущую ночь, оно днем светится. Мудрый брахман — это Татхагата, а Разумный человек — монах-ученик. Лопата олицетворяет интуитивную мудрость, а копание означает труд во имя результата.
" Среди находок, выкопанных человеком, замок олицетворяет невежество, лягушка — без­рассудную ярость, вилы — смятение, а корзина — пять помех — желание получать чувствен­ные удовольствия, ненависть, леность, беспокойство и заблуждение. Черепаха — это пять Совокупностей, нож мясника — пять чувственных удовольствий, а кусок мяса — это и есть желание получить удовлетворение. Все это следует взять и отбросить в сторону".
" Кобра олицетворяет того, чьи язвы уничтожены. Если человек копает в самом себе лопатой мудрости, он обнаружит в конечном счете свою кобру. Тогда он достоин, чтобы ему воздали почести".
Буддизм. Мадждхима Никайа i. 142—145: Притча о Муравейнике
Величайшая проблема любого мужчины — это женщина. Африканские традиционные религии. Поговорка народа игала (Нигерия)
Кун-цзы сказал: " Никогда не встречал человека, у которого желание взращивать в себе нравственную мощь было бы таким же сильным, как плотская страсть".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 9. 17

Будда сказал: " Среди всех желаний и страстей нет сильнее полового влечения. Нет желания, равного половому влечению. Доверяйся Единственному. В Поднебесной нет челове­ка, который был бы способен стать на Путь, если прежде он не отринул двойственного [притяжения противоположного]".
Буддизм. Сутра сорока двух разделов 25

... которые хранят свои члены,
(кроме как от своих жен и того, чем овладела десница их, —
ведь они не встретят упрека,
а кто устремится за это, те уже нарушители),
которые соблюдают свои доверенности и договоры,
которые соблюдают свои молитвы, —
это они наследники,
которые наследуют рай, они в нем пребудут вечно. Ислам. Коран 23: 5—11

Кто находит удовлетворение в спокойной мысли, постоянно размышляет, думает о непри­ятном, именно тот положит конец желаниям, тот уничтожит путы Мары.
Буддизм. Дхаммапада 350


Рот есть сосуд с дурным запахом,
Полный слюны и грязи между зубов,
Нос полон жидкости, соплей и слизи,
Глаза источают влажную слезу.
Тело есть сосуд, заполненный
Калом, мочой, легкими и печенью;
У кого замутнен взор и кто не видит
В женщине этого, тот ее жаждет.
Это мерзкое тело
С дырами для выхода шлаков
Для глупцов предстает
Как объект наслаждения.
Зачем похотливо влечешься ты
К тому, что состоит из грязи,
Что порождено членом столь же мерзким,
Состоящим из крови и семени?
Кто покоится на этой грязи,
Прикрытой потной кожей,
Тот ложится попросту
На женский мочевой пузырь.
Буддизм. Нагарджуна, Драгоценное Ожерелье 149—157

Отойди прочь, я ненавижу тебя! Не хватай меня за сари, глупец! Буйволица жаждет жить, А мясник жаждет убить ее! Набожному дорога добродетель, А развратному — порок; Я помышляю о душе своей, А ты — о похоти [... ] Сколь мерзостно это тело!
Зачем ты губишь себя,
Домогаясь любви от горшка с дерьмом,
От сосуда с мочой, от мешка с костями,
Источающего зловоние?
Думай о Владыке Шиве,
Глупец!
Индуизм. Аккамахадеви, Вакана 15 и 33

Воздержанность состоит в том, чтобы смотреть на жену другого как на свою собственную сестру или дочь, ясно осознавая, что тело женщины нечисто, и влечение к нему есть заблуждение.
Джайнизм. Картикейя, Анупрекса 337—339

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
Христианство. Первое послание к Тимофею 5: 1—2

Будда сказал: " Старайся не смотреть на женщин и не говорить с ними. Если же приходится тебе говорить с ними, будь чрезвычайно осторожен и думай: " Я есть шрамана, живущий в туманном мире. Я должен быть подобен цветку лотоса и не мараться в грязи". Смотри на старых женщин, как на свою мать. Смотри на тех, кто старше тебя, как на старшую сестру; на тех, кто моложе — как на младшую сестру, и смотри на детей, как на своих собственных. Призывай на помощь силу разума, дабы освободиться от дурных мыслей".
Буддизм. Сутра сорока двух разделов 29

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Христианство. Евангелие от Матфея 5: 27—28

Кто возбуждает себя похотливыми мыслями, не будет допущен в ряды поборников Всеблагого.
Иудаизм. Талмуд, Нидда 13Ь

Прелюбодейством глаз является похотливый взгляд, и прелюбодейством языка — сквер­нословие, а сердце прелюбодея томится желанием удовлетворить члены тела.
Ислам. Хадис Муслима

Верно, что не совершил ты еще преступления; но когда встречаешь ты красивую женщину в чужом доме и не можешь прогнать мысль о ней из своей головы, ты уже совершаешь прелюбодеяние с ней в сердце твоем. Не забывай об этом! Неужели недостанет в тебе самообладания, чтобы последовать примеру мудрого Лю Нан-цзы, если окажешься ты в сход­ной ситуации? Когда случилось ему заночевать в доме, где жила одинокая женщина, он зажег лампу и до утра читал вслух, дабы не возникло у нее несправедливых подозрений.
Даосизм. Тайшан ганьин бянь [Трактат о воздаянии и возмездии]. Добавленные истории

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...