Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход № 1: чувства уместные и неуместные




РЭТ-упражнение № 4

 

Попробуйте вспомнить несколько самых неприятных эпизодов вашего детства. Можетбыть, мать отругала вас в присутствии ваших приятелей? Или, может быть, васвызвали на уроке рассказать стихотворение, а вы от страха не могли издать низвука, и весь класс над вами потешался? Возможно, у вас случайно спустилисьштанишки или юбка, и на всеобщее обозрение была выставлена пикантная частьвашего тела? Или вы сказали девочке (или мальчику), как сильно он (или она) вамнравится, а в ответ услышали холодные или насмешливые слова?

Помните ли вы какие-то особенно «травмирующие» события вашего детства? Некажется ли вам, что они продолжают оказывать существенное влияние на вашувзрослую жизнь?

На самом деле, конечно же, это не так! И если вы идите себе трудосновательно подумать, то сами это поймете.

Прежде всего, постарайтесь вспомнить — или вычислить, — что именно сделалото или иное событие «болезненным» или «травмирующим». Когда мать ругала вас вприсутствии ваших друзей, вы, наверное, говорили себе, что она не должна  такпоступать и что вы не перенесете,  если ваши приятели узнают о васчто-нибудь плохое. Когда вы в панике стояли перед классом, то, наверное, думали: «Я должен  рассказать это стихотворение. Если я не смогу, этобудет ужасно, все будут смеяться надо мной! » Когда вы не поправили вовремя своюодежду, то, должно быть, твердили себе: «Какой стыд и позор! Нельзя  бытьтаким неряхой! »

Попробуйте проследить — а вы, безусловно, можете это сделать — теиррациональные представления, которые заставляли  вас чувствовать себятравмированным и расстроенным тогда, в детстве. А потом попробуйте рассмотретьте разрушительные идеи, которые вы продолжаете  таскать повсюду за собойи которые сохранили  болезненный инцидент «живым» в вашей памяти.

Например:

«Моя мать знает, что я ничего не стою,  поэтомуона критикует меня. И она права! »

«Я до сих пор  не могу ничего сказатьпри публике. Как это страшно! »

«В детстве я одевался очень небрежно, и все видели, что я неряха. Я должен  был бы чему-то научиться с тех пор, но я этого несделал. Я просто росомаха и заслуживаю  того, чтобы надо мной смеялись! »

Используя свое знание РЭТ, проанализируйте, какие требования  выпредъявляли себе в детстве, расстраивая себя, и что из этого вы продолжаетеиспользовать и до сих пор.

 

Глава 6.

ПОДХОД № 1: ЧУВСТВА УМЕСТНЫЕ И НЕУМЕСТНЫЕ

 

В данном случае под словом «подход» подразумевается проницательное, логическивыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. В гештальт-психологиидля обозначения такого подхода вводится понятие «инсайт». Понимание сущностиявления — это первый шаг на пути к отказу становиться несчастным человеком.

Давайте начнем — как мы это обычно делаем при использовании методов РЭТ — санализа ощущений несчастья. Как разобраться, что вы чувствуете; как оценить, насколько уместными являются ваши чувства?

На первую часть этого вопроса ответить достаточно просто: вы можете узнать, что вы чувствуете, если просто спросите себя: «А что я чувствую? »

Разумеется, в некоторых случаях вы можете занять оборонительную позицию. Выможете отрицать, что чувствуете тревогу или гнев, потому что не захотитепризнаваться в таких «неправильных» чувствах.

И все-таки обычно вы этого не делаете. Страдая от сильной тревоги илидепрессии, вы чувствуете себя так плохо, что с легкостью признаетесь — покрайней мере, себе! — в том, что переживаете именно эти чувства. Это легкопочувствовать — и легко признать.

Но насколько уместными,  насколько допустимыми являются эти неприятныеэмоции? Вот на этот вопрос ответить гораздо труднее. Но РЭТ дает вам ответ. Потомучто РЭТ является единственной системой психотерапии, которая проводит четкоеразличие между уместными и неуместными эмоциями.

Каким образом? Благодаря подходу № 1, гласящему: когда ваши цели илипотребности блокируются, вы переживаете как уместные, так и неуместные эмоции.

Вы можете — и это очень для вас полезно — научиться отчетливо различать своиэмоциональные реакции. Большинство других видов терапии — такие, как бихевиоральнаятерапия Джозефа Уолпа или когнитивная терапия Ричарда Лазаруса, Аарона Бека иДональда Мейхенбаума, — выделяют сильные эмоции, например глубокую печаль илисильное раздражение, и относят их к той же категории, что и депрессию или гнев.

Но РЭТ подходит к этому вопросу совершенно иначе.

РЭТ воспринимает сильные отрицательные эмоции — печаль, раздражение, озабоченность — как здоровые, поскольку они помогают выражать неудовольствие ссвязи с нежелательными событиями и подталкивают к тому, чтобы действовать внаправлении изменения ситуации. В то же время РЭТ воспринимает (почти всегда)депрессию, гнев и тревогу как вредные эмоции, поскольку они проистекают изнереалистического требования, утверждающего, что нежелательное событие не должно случиться, и мешают вам действовать, если таковое событие все жепроисходит.

В отличие от большинства других видов терапии, РЭТ показывает вам не толькокак распознать свои отрицательные (и положительные) эмоции, но и как понять, уместными или неуместными они являются. РЭТ поощряет к тому, чтобы вы, полноценно переживая собственные эмоции, в то жевремя оставались способными взвесить, насколько желательны эти эмоции. Хотители вы в действительности переживать именно эти чувства? К чему хорошему илиплохому они могут привести?

Например, если вы озабочены мыслью, как бы не потерять работу, то не будетеопаздывать, будете стараться, будете сотрудничать с руководством и коллегами. Ноесли вы чрезмерно озабочены — или сильно встревожены, — то мысль о такойперспективе начинает одолевать вас, отнимая  силы и время и убиваяуверенность в том, что вы можете  работать хорошо.

Каков же результат? Нет работы! Или есть работа, и язва к ней в придачу. Илипостоянное неприятное ощущение во время работы.

Или вот еще пример: если вы расстроены тем, что вас отвергает партнер, то вылибо предпримете попытку понять, почему это происходит, и постараетесь вернутьсебе расположение и любовь этого человека, либо примете решение найти другогопартнера. Но если такое поведение партнера вызывает у вас гнев, то вы вступитес ним в противоборство и в конце концов станете врагами, а не друзьями. Если жеоно вызывает у вас депрессию, вы замкнетесь в себе и в конце концов решите, чтовас никто никогда не полюбит.

Чувства разочарования и сожаления в таких ситуациях являются вполне уместными. Они помогают пережить нежелательные события и бороться за светлое будущее. Паника, депрессия, гнев — напротив, являются неуместными чувствами, которые мешаютдействовать и парализуют способность работать в направлении улучшения своейжизни.

А что можно сказать об умеренной тревоге  или гневе?  Разве эти чувства не помогают вам активно противодействовать жизненным неприятностям? Ипотому не являются ли они до некоторой степени полезными?

Это не совсем так.

Практически любая отрицательная эмоция так или иначе может оказатьсяполезной. Сильная паника может подстегнуть вас быстрее убежать от лесногопожара. Яростный гнев может помочь побороть бюрократические несправедливости.

Может! Но вряд ли это сработает.

Сильная паника, как правило,  дезорганизует вас и парализует до такойстепени, что вы не можете быстро бежать от огня. Яростный гнев заставит васкипеть от негодования, но вряд ли подтолкнет сделать  что-нибудьконкретное для того, чтобы побороть несправедливость. А если вы все-такиначнете что-то делать в гневе и ярости, то, скорее всего, наделаете множествоглупостей.

У вас есть лучший выбор. Вы можете сознательно выбрать глубокуюозабоченность вместо удушающего страха; вы можете выбрать недовольство  несправедливостьюи решимость бороться против  нее.

И это, между прочим, даст гораздо более удовлетворительные результаты! Причемнагрузка на вашу нервную систему будет намного меньше.

РЭТ утверждает, что можно также выбрать заботу о своей безопасности вместопаники и ужаса. РЭТ утверждает, что можно выбрать неудовольствие  и решимостьбороться  с несправедливостью вместо гнева и обиды.

Гораздо полезнее проявлять озабоченность по поводу неприятных событий. Озабоченность, осторожность, предусмотрительность помогут вам сохранять бдительность иоставаться в безопасности; в то время как неоправданная тревога, паника, страхсделают вас беззащитными. Если к вам относятся несправедливо, вы вполне законноиспытываете разочарование, недовольство и решимость принять меры к изменениюситуации. Но можно выбрать и неуместные чувства гнева, ярости, желаниякого-нибудь убить — и тогда будете только ныть, страдать и бездействовать.

Можно ли четко обозначить разницу между уместными и неуместными чувствами? Невсегда, поскольку эмоции редко проявляются в чистом виде. Чаще они содержатодновременно как уместные, так и неуместные элементы. Вы можете быть вполнеразумно озабочены  тем, как спастись от огня, и одновременно переживать паническийстрах,  по тому же поводу. Где заканчивается одно чувство и начинаетсядругое?

РЭТ дает ответ на этот вопрос. РЭТ утверждает, что если вы озабочены, предвидя опасность, то это естественно и вполне разумно, что вы хотите, стремитесь, предпочитаете  избежать этой опасности. Но если вы в панике, вужасе, то вы не просто  хотите избавиться от опасности, вы настаиваете натом, что должны, обязаны  ее избежать. Желание избежать опасностиявляется вполне законным и разумным. Действительно, почему вам не хотеть  того, чего вы хотите, почему бы вам не предпочитать  избегать того, чего нехотите?

Действительно, почему бы и нет?

Но ваше догматическое требование всегда получать желаемое являетсясовершенно незаконным и разрушительным, потому что мироздание ничего вам недолжно и вовсе не обязано удовлетворять ваши требования. Вы сами помешаетеисполнению желаемого, если будете фанатически требовать  егообязательного осуществления.

Я уже отмечал, что РЭТ является наиболее философской из всех школпсихотерапии. Может быть, сейчас вы поймете, почему это так. Если вырасстроены, подход № 1 подскажет вам, что вы испытываете как уместные, так инеуместные эмоции. Обычно (но не всегда! ) вы можете определить разницу междуэмоциями, исследуя мысли, которые им сопутствуют.

Уместными  эмоциями является выражение своих желаний, например: «Яочень хочу  убежать от пожара, но это не значит, что я обязательно  убегуи буду после этого жить счастливо». Или: «Я ненавижу несправедливость и намеренбороться против нее».

Неуместные  эмоции основаны на диктаторских требованиях,  например: «Я непременно должен  спастись от огня, потому что Вселенная обязана  сделатьтак, чтобы я остался жив и жил счастливо! » Или: «Я ненавижу тех, кто поступаетнесправедливо! Они не имеют права  вести себя так. Я обязан  любойценой остановить их и заставить относиться ко мне как следует».

Подход № 1 утверждает: «Когда ваши цели и потребности блокируются, выпереживаете как уместные,  так и неуместные  эмоции. С большойпользой для себя вы можете научиться распознавать разницу между этими двумяэмоциональными реакциями». Используя основы РЭТ, которые будут изложены вследующей главе, вы научитесь делать это.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...