Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход № 2: контроль над собственными эмоциями




РЭТ-упражнение № 5

 

Вернитесь в конец второй главы и снова проделайте упражнение РЭТ, котороеучит определять разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями. Попробуйтетакже уловить разницу между уместными и неуместными положительными эмоциями.

Представьте себе, например, что вы что-то делаете исключительно хорошо: отлично играете в теннис, пишете стихи, рисуете, руководите предприятием. Позвольтесебе с полным правом испытывать чувство глубокого удовлетворения собственнымидостижениями.

А теперь понаблюдайте за своими чувствами. Испытываете ли вы чувствоудовлетворения от того,  что хорошо делаете свое дело? А может быть, —только давайте смотреть правде в глаза! — вы удовлетворены собой,  занимаетесьсамолюбованием? Не чувствуете ли вы себя выдающейся личностью? Благородной, богоподобной, эдаким Сверхчеловеком?

Если вы чувствуете себя сверхчеловеком, если считаете, что вы лучше других, то, согласно установкам РЭТ, вы переживаете неуместные положительные эмоции. Выстрадаете «манией величия», эготизмом, считая себя превыше других людей. Высовершили слишком резкий скачок от идеи «мое поведение превосходно» к идее«поэтому я — превосходная личность! ».

А это опасно. Потому что если в следующий раз у вас что-то не  получится, то вам придется низко пасть в собственных глазах! И даже великолепно делая своедело, вы будете бояться, что в следующий раз увас это не  получится. Поэтому лучше уж радуйтесь своей хорошей работе — но не обожествляйте себя  только потому, что у вас что-то неплохополучилось.

Если вы чувствуете себя богоподобным сверхчеловеком,  отыщите в своихмыслях слова «должен» и «обязан». Скорее всего, в таких случаях вы рассуждаетепримерно так: «Я сделал это так хорошо, как и должен  был сделать.

Отлично. Успех делает меня человеком, достойным преклонения». Или: «Я сделалэто хорошо, и люди будут воспринимать меня как необыкновенного человека. Мнеабсолютно необходимо,  чтобы меня воспринимали именно так, потому чтотолько так я могу быть полностью удовлетворен».

Если вы чувствуете себя неоправданно  плохо или хорошо, составьтесписок тех неприятностей, которые влекут за собой эти неуместные чувства. Вотношении отрицательных эмоций, например депрессии, чувства вины или ненависти ксебе, сделать это довольно просто. Но ваши неуместные положительные эмоциитакже имеют свою оборотную сторону. Например, если вы чувствуете, что вывеликий человек или превосходите всех окружающих, то это состояние можетповлечь за собой следующие неприятные последствия:

· нереальное допущение, что вы всегда будете делать все хорошо;

· эгоистическое, высокомерное или оскорбительное поведение в отношенииокружающих;

· мысль о том, что вам, такому совершенному во всех отношениях, уже не нужностараться в будущем сохранять высокий уровень;

· тревога из-за того, что в будущем вы можете сесть в лужу и разочароватьтех, кто сейчас восхищается вами;

· уверенность в том, что вы обязаны  действовать всегда безукоризненнои что неудача будет для вас катастрофой;

· трата всего без остатка времени на то, что вы умеете делать хорошо, ипренебрежение остальными сторонами жизни;

· полная поглощенность собственным «я», ведущая к утрате понимания другихлюдей и разрыву взаимоотношений с ними;

· чрезмерное стремление к идеальному исполнению работы, что может привести кпостоянному стрессу и нанести вред душевному и физическому здоровью.

Спросите себя, не грозят ли вам перечисленные или иные неприятности в связис теми неуместными отрицательными и положительными эмоциями, которые выпереживаете. Если это так, то ищите заповеди и требования, которые порождаютэти разрушительные чувства, и работайте над тем, чтобы, оспаривая, в концеконцов от них отказаться.

 

Глава 7.

ПОДХОД № 2: КОНТРОЛЬ НАД СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ

 

Многие современные виды терапии — в особенности психоанализ — позволяютчеловеку уклониться от ответственности за свои собственные неврозы. Но РЭТэтого не делает. Около десяти лет тому назад журнал «Психология сегодня»  окрестилэтот вид терапии «Не отвертишься! ». И это именно так.

Но, в отличие от многих экстремистских культов, РЭТ вовсе не провозглашаетчеловека полностью  ответственным за все его неприятности. Напротив. Какуже было отмечено ранее, на вас влияют и ваши гены, и воспитание, которые такжеспособствуют развитию тех или иных расстройств. И тем не менее — в определенной степени — вы можете контролировать свои эмоции. В какой-то мере вы можетесами выбрать, насколько часто вы будете «опрокидывать тележку с яблоками». Ведьэто вы слушаете  родителей и учителей. Вы собственноручно претворяете  вжизнь всю ту чушь, которой вас учили. Вы сами выбираете потворство  паникеили отчаянию — хотя чаще всего прекрасно знаете, как остановить поток своихэмоций.

Да, именно вы.

И это довольно удачно. Потому что если бы вас угнетали непосредственноэмоциональные проблемы, если бы ваши неврозы были продуктом исключительновнешних условий, то чтобы вы сами смогли сделать, дабы помочь себе? Практическиничего!

Но если вы — и никто другой — сами создаете свои неврозы, то вы можетеизменить это положение. Вы можете что-то выбрать  — но вы можете и отказаться от этого. Вы можете выбрать  определенные чувства и мысли, и выможете отказаться  думать и чувствовать таким образом. Именно в этомзаключается подход РЭТ № 2: В значительной степени (хотя и не полностью) высами являетесь творцом своих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашейвласти взять их под контроль и изменить — конечно, при условии, что выпринимаете данный подход и готовы старательно работать над его применением.

Позвольте мне изложить основные положения, азбуку РЭТ. А — этоактивизирующее событие, то есть такое событие, которое блокирует или подрываетосуществление ваших целей, удовлетворение потребностей и исполнение желаний. Например: вы хотите получить работу, но терпите неудачу на собеседовании и получаетеотказ. В данном случае А (активизирующее событие) — это неудача И отказ.

Пожалуйста, обратите внимание на следующее: в рамках РЭТ мы начинаемизучение основ эмоциональных расстройств, встающих преградой на пути кдостижению целей, решениям задач, осуществлению желаний и переоценке ценностей. Сознательно или подсознательно, вы сами ставите для себя барьеры передопределенными целями (G).

Каковы, в общем случае, те цели, преграды на пути к которым делают наснесчастными?

Это, во-первых, выживание, а во-вторых — удовлетворение собственныхпотребностей и обретение счастья. С самого рождения в вас развита сильнейшаябиологическая тенденция к сохранению жизни и к борьбе за получениеудовлетворения. Если бы у вас не было желания выжить, то вряд ли бы вы в этомпреуспели. Если бы у вас не было желания — цели — быть счастливым, то вы, возможно, не захотели бы продолжать жизнь. Итак, желание жить и бытьсчастливым, пока мы живы, является сильной врожденной тенденцией и помогает нетолько сохранению вас как индивида, но и сохранению всего рода человеческого.

Теперь, каким образом  вы хотите быть счастливым или удовлетворенным? Акто как Кто-то испытывает удовлетворение от одиночества, кто-то — от активногообщения с людьми, ну а кто-то — от общения с близким ему человеком. Однисчастливы, когда у них все прекрасно на работе или в бизнесе, когда онидостаточно зарабатывают, чтобы жить хорошо, а для дру! их — нет большейрадости, чем предаваться занятиям искусством, наукой, спортом, творчеством илиже просто наслаждаться беззаботным отдыхом

Если однажды вы решите, что вам надо жить, и притом жить счастливо, выпривнесете эти цели в основы человеческого существования. На пути к своей целивы сталкиваетесь с А (активизирующим событием) И если вы чувствуете себянесчастным или действуете нелепо (пункт С, последствия пунктов А и G), то ваша цель в пункте А блокируется.

Итак, мы имеем:

G — ваша цель, которая заключается в получении того, что вы хотите (в особенности успеха и одобрения).

А — активизирующее событие, которое блокирует достижение вашей цели(например, неудача или отказ).

С — эмоциональные последствия пунктов G и А (восновном, ощущение тревоги и депрессии, или развитие пагубных видов поведения —например, уход в себя или болезненные пристрастия).

Всякий раз, когда неприятные активизирующие события ставят преграды вашимцелям, вы совершенно несправедливо обвиняете в этом последствия (С). Например, вы говорите: «Поскольку я потерпел неудачу и отказ в связи с событием А ипоскольку я переживаю депрессию С, то событие А вызвало последствие С. У менядепрессия из-за провала и отказа! »

Неправда! Ложь! Ошибка!

Событие А (провал или отказ, которые блокируют ваши цели) вноситопределенный вклад в развитие последствий С, но никогда не порождает  этипоследствия

Почему?

Скажите, если сто человек, имеющих одинаковую цель (например, получениеработы), блокированы событием А (получили отказ), будут ли они все испытыватьодинаковую депрессию? Конечно, нет!

Некоторые будут совершенно подавлены и даже, возможно, захотят покончить с собой. Некоторые будут огорчены и разочарованы, но не будут страдать от депрессии Некоторые будут спокойны или безразличны. Анекоторые даже получат от этого удовлетворение. Почему? А может быть, онирешили, что работа, которую они хотели получить, не так уж и хороша. Или импросто больше нравится быть безработными.

Итак, вы видите, что активизирующие события (А) не  порождаютнепосредственно последствия С — хотя они и Вносят определенный вклад вформирование эмоций.

Это вовсе не новое открытие РЭТ. Об этом говорили Многие философы — вособенности стоики античности — еще две с половиной тысячи лет назад. Один изнаиболее выдающихся мыслителей, Эпиктет предельно четко сформулировал этоположение в первом веке нашей эры: Люди расстраиваются не из-за вещей, а из-засвоего взгляда на вещи». Ту же самую мысль проводит Шекспир в Гамлете»:  «…ибонет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым…» (переводМ. Ловинского).

Подход рационально-эмотивной терапии к основам эмоциональных расстройствимеет славную историю. РЭТ не является чистым стоицизмом, в чем вы сможетеубедиться в дальнейшем. Но РЭТ соглашается с Эпиктетом: вы сами в значительнойстепени (хотя и не полностью)  создаете свои несчастья. И вы можетесделать сознательный выбор  не быть несчастным

Как же можно предотвратить расстройство илиустранить его? Для этого нужно взглянуть на параметр В, то есть на своиубеждения и представления.

Итак, что же такое представление?

Представления (Bs) можно назвать мыслями, взглядами, убеждениями, мнениями, системой ценностей, отношениями, идеями, ожиданиями илифилософией. В других видах терапии используются другие названия. Но в рамкахэтой книги мы будем придерживаться термина «представления».

Вы можете иметь представления сознательные или подсознательные — другимисловами, осознанные или неосознанные. Вы можете выражать их в словах, образах, фантазиях, символах, в общем — самыми различными способами. Но если вы хотитеясно осознать свои представления и использовать их для того, чтобы изменитьсебя, вам лучше выражать их словесно. Но от тех идей, которые делают васнесчастными, можно отказаться и другим способом. Фактически одно из достоинствРЭТ заключается в том, что она предоставляет вам множество  путей дляизменения ваших представлений, о чем я расскажу в дальнейшем.

Когда вы без нужды делаете себя несчастным, то пользуетесь двумя основнымивидами представлений:

1. Рациональные представления (rBs).  Ваширациональные представления — это те мысли, которые помогают вам переживатьуместные чувства и вести себя соответствующим образом. И это способствует тому, чтобы получить побольше того, чего вы хотите, и поменьше того, чего не хотите. Этипредставления включают «холодные» размышления или спокойные описания того, чтопроисходит в вашей жизни. Например: «Человек, который проводит собеседование, хмурится. Он может решить, что я для этой работы не подхожу». Это «холодная»мысль, поскольку она говорит о том, что делает человек, а не о том, какуюоценку вы даете его поведению. Вам будет легче понять ваши чувства, если выобратитесь к тем «теплым» мыслям, которые также включаются в состав вашихрациональных представлений. Например: «Я хочу получить работу, и потому мне ненравится хмурый взгляд человека, проводящего собеседование. Я хочу, чтобы онперестал хмуриться и взглянул бы на меня с улыбкой». В этой «теплой» мысливыражаются ваши желания, предпочтения и антипатии. Итак, «теплые» мысли оценивают то, что происходит, в контексте вашей цели (G). «Теплые»рациональные представления тоже не являются догматическими. Они основаны скореена вероятности, чем на обязательности. Например: «Очень может быть, что этаработа мне понравится, когда я ее получу. А может быть — и нет. И даже если онамне очень понравится, из этого совершенно не обязательно следует, что я обязан получить эту работу или держаться за нее — хотя это и было бы хорошо! »

2. Иррациональные представления (IBs).  Вашииррациональные представления — это те мысли, которые способствуют формированиюнеуместных чувств и несоответствующего поведения. Они только мешают тому, чтобыполучить побольше того, что вы хотите, и поменьше того, чего вы не хотите. Ониначинаются с «холодных» мыслей («Похоже, интервьюер меня явно невзлюбил! »), илис «теплых» мыслей («Я хочу, чтобы он отнесся ко мне хорошо. Мне неприятно, чтоя не нравлюсь ему. Мне не нравится, что он может не допустить меня до этойработы». ) Но здесь вмешиваются и «горячие» мысли, которые расставляют оценкитому, что происходит, и являются абсолютистскими, догматическими, требовательными. Например: «Любым путем я должен  произвести хорошеевпечатление на интервьюера, я обязан заставить его принять меня на работу. Еслион этого не сделает, это будет ужасно.  Я не переживу  этого! Еслия не получу работу, значит, я — некомпетентный, нестоящий человек, которыйникогда не будет способен занять сколько-нибудь значительное положение».

Обратите внимание! РЭТ не утверждает, что все  эмоциональныерасстройства произрастают из iBs, поскольку возможносуществование и других важных причин. РЭТ также не утверждает, что абсолютновсе иррациональные представления ведут к формированию эмоциональныхрасстройств, поскольку (как отметил еще Джон Дьюи) это не соответствуетдействительности. Вы можете совершенно нерационально верить в то, что всеженщины — сумасшедшие, что поедание черепах способствует избавлению отбородавок, что дважды два равно пяти, и при этом не чувствовать никакогодушевного дискомфорта. Возможно, вы будете действовать не вполне адекватно, если станете придерживаться этих иррациональных представлений (и еще сотендругих). Но беспокоиться по этому поводу не станете, так как это зависитисключительно от вас.

РЭТ утверждает — и в этом состоит ее уникальность — что если вы жестко инеуклонно придерживаетесь своих иррациональных представлений, если выдогматически настаиваете на том, что у вас все должно  получаться хорошо, что вас должны  одобрять окружающие, что к вам должны  относитьсясправедливо, что вы должны  жить в приятных и комфортабельных условиях, —так вот, если вы упорно стоите на таких позициях, то вы добьетесь того, чтосделаете сами себя несчастными и, не исключено, нанесете огромный ущерб делудостижения наиболее желанных целей. Далее РЭТ утверждает, что, придерживаясьиррациональных представлений, вы сами выбираете  императивные понятия«должен» и «обязан» — сознательно или бессознательно. А потому у вас естьвозможность сознательно исследовать эти представления и изменить их. А теперьпозвольте мне повторить положения подхода № 2:

В значительной степени (хотя и не полностью) вы сами являетесь творцомсвоих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашей власти взять их подконтроль и изменить  — конечно, при условии, что вы принимаете этотподход и готовы старательно работать в этом направлении.

Можно выразиться более определенно: вы можете перестать чувствовать себянесчастным, если  будете работать в направлении поиска и преобразованиясвоих иррациональных представлений Джордж, прослышав, что РЭТ имеет дело сиррациональными представлениями, обратился ко мне с такой проблемой: онсовершенно «иррационально» питал вожделение к любой женщине моложе сорока летЕму самому было двадцать пять.

Вскоре я смог доказать Джорджу, что его желание заниматься сексом с любойвстречной женщиной вряд ли можно считать иррациональным, пока это не выходит запределы разумного. Свое рациональное представление (гВ) Джордж мог бысформулировать следующим образом: «Мне очень нравится заниматься любовью, и яхотел бы проделать это с большинством женщин, которых встречаю».

Его иррациональное представление (1В) звучало так: «Я не должен  иметьтаких сильных сексуальных влечений! Я должен  быть избирательным в своихжеланиях. Я должен  желать только тех женщин, которые мне действительнонравятся».

«А почему вы считаете, что такое представление является иррациональным? » —спросил меня Джордж, согласившись с тем, что дело обстоит именно так.

«А потому, — ответил я, — что это не желание, а требование. Вы можетеразумно предпочитать быть более сдержанным или даже вовсе не испытыватьвожделения. Но, заявляя: «Я не имею права  желать женщин! Я недолжен  вожделеть! », вы немедленно становитесь одержимы своим желанием, и даже будете переживать его гораздо острее. Более того, вы потеряетеспособность принимать Какие-то разумные меры, чтобы ослабить это желание. Такимобразом, ваше стремление  или намерение стать менее страстным являетсявполне закономерным. Но категоричное требование  этого ввергает вас внеприятности. Вы будете страдать от тревоги и чувства вины».

«Так и есть! » — воскликнул Джордж. «Поэтому вам надо понять, в чем же состоит вашеиррациональное представление», — сказал я.

«Вы хотите сказать, — живо откликнулся Джордж, — что я имею определенноеиррациональное представление о своем рациональном представлении, то есть опристрастии к сексу. Не так ли? »

«Совершенно верно! В терминах РЭТ можно сказать, что у вас действительноесть рациональное представление (гВ) по поводу иррационального представления (iB). Теперь, если вы сможете отказаться от иррациональногопредставление о том, что вы обязаны  быть менее темпераментным, у васвсе-таки останется рациональная вера в то, что секс — это приятно, и вы сможетезаниматься им, получая от этого большое удовольствие»

«Понятно», — кивнул Джордж.

Однако, несмотря на то что с моей помощью ему удалось увидеть разницу междуего рациональными и иррациональными представлениями, он все же испытывалопределенные трудности при отказе от последних. Когда его вновь одолевалоиррациональное предубеждение, он, согласно моим советам, задавал себе вполнеуместный вопрос: «Почему я не имею права  желать многих женщин? Почемуэто плохо? » И давал ответ «Если я переживаю сильное сексуальное влечение, тоэто хорошо. Значит, у меня все в порядке».

И все-таки, видимо, полной уверенности в правоте подобных утверждений уДжорджа не было, потому что вскоре он вновь вернулся к прежним мыслям. «А есливсе же такая повышенная сексуальность ненормальна? Другие мужчины ведь не такненасытны, как я Может быть, я все-таки ненормален в этом отношении? А еслитак, то пропащий я человек! »

Джордж продолжал переживать чувство тревоги и вины и снова обратился ко мнеЯ показал ему, что он пришел к неверному выводу. Более элегантное решение РЭТможет показать ему, во-первых, что его желание («Мне нравится заниматься сексомсо многими женщинами») является рациональным; во-вторых, что даже если егосексуальные желания и являются необычными и если слишком большое потворство имнерационально, то это означает только одно: он — человек с ненормальнымижеланиями,  но вовсе не ненормальный  человек РЭТ показывает людям, как перестать поносить себя, как полностью принять себя  даже в томслучае, когда ты совершаешь глупые или даже аморальные поступки.

Во всяком случае, увидев разницу между своими рациональными ииррациональными представлениями, Джордж начал усиленно работать над тем, чтобыподчинить себе иррациональные, и в конце концов он перестал страдать от чувствавины и тревоги из-за своей повышенной сексуальности. Как-то раз, проведянесколько недель в лихорадочных сношениях с несколькими женщинами, Джорджсовершенно забросил работу. Проанализировав ситуацию, он пришел к выводу, что, да, он вел себя по-идиотски  и себе во вред, но не стал от этого хуже. Вконце концов Джордж смог взять себя в руки и научился управлять своимисексуальными влечениями.

Прибегнув в процессе осознания проблемы к подходу № 2, Джордж получилвозможность взять свои эмоции под контроль. Ему приходится иногда переживатьсожаление, но уже не депрессию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...