Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход № 4: забудьте о своем «ужасном» прошлом!




РЭТ-упражнение № 7

 

Перечислите события или ситуации, которые вы считаете ужасными  или страшными. Попробуйте распознать — вы наверняка сможете это сделать — те категорическиетребования,  которые таятся за вашими определениями тех или иных вещей илисобытий как ужасных  и страшных.

Пример: «Я считаю, что, если меня отвергнет человек, которого я люблю, это будет ужасно…»

За этим могут стоять следующие скрытые категорические требования: «…потому что меня не должен  отвергнуть тот, кого я люблю».

«…потому что для того, чтобы завоевать любовь человека, которого я люблю, я должен  быть достойным человеком». «…потому что я не должна  лишиться общества того человека, которого я люблю».

«…потому что я хороший человек и, следовательно, заслуживаю,  чтобы меня любили, а значит, в мире все должно быть устроено так, чтобы я получил ту любовь, которая полагается мне поправу! »

Теперь попробуйте представить себе то, чего вы «не можете пережить», иотыскать категорические требования, которые заставляют вас чувствовать, что тоили иное событие является «невыносимым».

Пример: «У нас на работе такая плохая организация и такое несправедливоеотношение к сотрудникам, что я не могу вынести  этого».

Скрытые категорические требования: «У нас наработе такая плохая организация и такое несправедливоеотношение к сотрудникам, которых просто не должно  быть. Я не могу вынести  такого немыслимого стиля работы».

«Я должен  получать радость от работы, но в тех условиях плохойорганизации и несправедливости, которые сложились у нас, я не могу добитьсяэтого. Следовательно, эти условия так плохи, что я не могу  их перенести».

«Я должен  получать удовлетворение от работы, но в тех условиях плохойорганизации, и несправедливости, которые сложились у нас, меня вообще ничто неудовлетворяет. Следовательно, эти условия так плохи, что я не могу вынести  этуработу».

«Моя работа должна  быть организованатак, как я считаю нужным, но в наших условиях плохой организации инесправедливости это невозможно. А потому я не могу  работать здесь».

Вспомните случай, когда вы чувствовали себя неспособным, недостойным, ничтожным человеком, который не заслуживает ничего хорошего. Попробуйтераспознать те скрытые категорические требования, которые привели вас к такимощущениям.

Пример: «Не первый раз я терплю крах, пытаясь наладить длительные отношенияс теми, кто мне дорог. Это доказывает, что я — нестоящий человек, недостойныйлюбви».

Скрытые категорические требования:

«Я должен  наладить длительные хорошиеотношения хотя бы с одним человеком. Если этого не произойдет, значит, яничтожество и недостоин любви».

«Я никогда не должен  терпеть неудачи в личных отношениях с теми, ктомне дорог. Иначе —я ничего не стою».

«Поскольку сохранение хороших отношений дляменя очень важно, я должен  преуспеть в этом. Если у меня ничего неполучится, чего не должно  случиться, значит, я — ничтожество».

«Я вполне допускаю, что можно иной раз  потерпетьнеудачу в личных отношениях, но такое случается со мной слишком часто.  Ядолжен  был что-нибудь предпринять. Тот факт, что это происходило неоднократно, говорит о том, что я никудышный человек, которого нельзя любить».

Вспомните те жизненные моменты, когда вы чувствовали безнадежность и вамказалось, что вы никогда  в жизни не сможете добиться успеха и всегда  будетелишены того, к чему особенно стремитесь. Отыщите скрытые категорическиетребования, которые привели к появлению чувства безнадежности.

Пример: «Теперь, когда я потерял очередную хорошую работу, я уже больше никогда не смогу получить и сохранить хорошую должность. Я навсегда  обречензанимать ничтожное место».

Скрытые категорические требования:

«Я не должен  терять хорошую работу. Еслитакое случится, то я никогда  в жизни не получу хорошего места».

«Я должен  продержаться на хорошейработе достаточно длительное время. В противном случае я никогда  несмогу получить другую хорошую работу и всегда буду должен  довольствоватьсяничтожными должностями».

Я должен  доказать, что я стоящий сотрудник и хороший человек, но я никогда не смогу доказать этого, если снова потеряю работу. Если я ни на что неСпособен, то не видать мне хорошей работы».

Время от времени я могу, конечно, терять работу, но нельзя допустить,  чтобыэто случалось снова и снова. Продолжая в том же духе, я всегда  будузанимать низкое положение».

Если вас что-то сильно расстраиваем, попробуйте разглядеть свои очевидные искрытые категорические, догматические требования.  Допустите, что они увас действительно есть. Если вы не можете найти их сами, попросите помощи удрузей, родственников или психотерапевта. Ищите  слово «должен», ищите слово «обязан». Ищущий да обретет!

 

Глава 9.

ПОДХОД № 4: ЗАБУДЬТЕ О СВОЕМ «УЖАСНОМ» ПРОШЛОМ!

 

В течение нескольких лет я был преуспевающим и популярным психоаналитиком исчитал, что приношу огромную пользу своим пациентам, исследуя кровавыеподробности их жизни в юные годы и показывая им, как именно пережитый опыт способствовалформированию их расстройств и каким образом они могут осознать и устранитьпоследствия этих ранних влияний.

Как же я был не прав!

После, честно признавшись самому себе, что мое психоаналитические «лечение»оказалось намного менее эффективным, чем мне бы того хотелось, я началпонимать, что если я помогаю людям разобраться в их прошлом, то это не толькоприносит им мало пользы, но и не оставляет шансов решать проблемы настоящего. Тогдая создал методы РЭТ и начал работать над тем, чтобы удерживать своих пациентовв настоящем и помогать им бороться с текущими трудностями. И немедленно получилгораздо более впечатляющие результаты в деле обучения людей искусству «не бытьневротиком».

Многие мои пациенты тем не менее продолжали настаивать на разговорах о своемпрошлом — возможно, потому, что они в течение многих лет пользовались услугамипсихоаналитиков и привыкли к этому. Я готов был показать им, что действительномать или брат в детстве подвергали их суровой критике (пункт А, илиактивизирующее событие в азбуке РЭТ). Несомненно, что после этого онипереживали состояние подавленности и самоуничижения (точка С азбуки РЭТ, илипоследствия). Но А не  порождает С (хотя и вносит в него определенныйвклад).

Система представлений (В) и есть то главное, что формирует последствия С. Система представлений включает как рациональные представления (rBs) («Мне не нравится, когда меня критикуют. Но все же японимаю, что, возможно, делаю что-то неправильно. Значит, надо исправитьошибки, чтобы меня больше не критиковали»), так и иррациональные представления(IBs) («Мне необходима  любовь моей матери. Я не должен поступать недостойно, я должен  заслужить ее одобрение. Если она, которая так нужна  мне, не любит меня, значит, я ничтожество, котороенельзя любить! »).

Таким образом, я показывал моим первым РЭТ-пациентам, какие иррациональныепредставления они сами вносили  в трудные ситуации своего детства. Янаглядно демонстрировал им, как, еще будучи детьми, они сами расстраивалисебя.

Что еще важнее, путем изучения их жизни в настоящем я демонстрировал им, чтоони продолжают  пользоваться старыми иррациональными представлениями длятого, чтобы терзать себя, и потому  по-прежнему переживают эмоциональныерасстройства — в отличие от тех, кто пережил подавленность в детстве, но свозрастом смог измениться  и переступить через самоуничижение илиненависть к родителям. Обращающиеся ко мне пациенты, как правило, продолжалиактивно придерживаться  первоначальных, вынесенных из детстваиррациональных представлений и отказывались расставаться с ними.

Но не старые мысли и чувства повергали их.  сейчас в состояниетревоги. Скорее, нынешние  догмы (IBs) являлисьнепосредственной причиной их текущих неврозов.

Таким образом, мы приближаемся к формулировке подхода № 4: Источникомэмоциональных, расстройств являются отнюдь не переживания раннего детства, неболее поздние переживания  — этим источником являетесь вы сами.

Так как ваше мышление искажено, вы выбираете либо избыточную, либонедостаточную реакцию на активизирующие события и переживания прошлого. Выпропускаете эти события и переживания сквозь себя и становитесь их неотъемлемойчастью.

Делая что-то (например, путешествуя на яхте), вы вырабатываете определенныйподход к ситуации (к яхте, к людям, которые на ней находятся, к воде, покоторой она плывет). При этом вы реагируете так, как только вы одни можетереагировать. Более того, вы переносите ваши воспоминания о прошлых событиях(включая и ваши реакции на эти события) в новую ситуацию — и следовательно, переживаете эту новую ситуацию несколько искаженно. Вы в значительной степени(хотя и не полностью) сами являетесь активным творцом своих переживаний.

Таким образом, вы в значительной степени сами являетесь создателем своегопрошлого, вы «изобретаете» его. И если «оно», это прошлое, сейчас «заставляет»вас чувствовать себя подавленным, это значит, что вы по собственной волеоживляете его. Как вы это делаете?

. 1. Во-первых, вы продолжаете придерживаться тех же самых иррациональныхпредставлений, которыми расстраивали себя в детстве. Например: «Я не простохочу, чтобы мама меня одобряла, — мне это необходимо как воздух, без этого яничто! »

2. Во-вторых, вы активно поддерживаете этивзгляды сегодня.

3. В-третьих, вы отказываетесь переосмыслитьсвои иррациональные представления и действовать против них до тех пор, пока онипродолжают расстраивать вас.

В прошлом вы сами соорудили  для себя «ложе страданий», а сейчас инстинктивно продолжаете возлежать на нем! Используя методы РЭТ, можно переосмыслитьсвой ранний жизненный опыт, можно распознать свою  собственную роль вформировании этого опыта и понять, каким образом можно  преодолетьпагубное воздействие своих детских представлений, чувств и сохранившейся манерыповедения.

По иронии судьбы, если вы забудете о своем прошлом или если согласитесь, чтопродолжаете растравлять себя им и сейчас,  и попробуете распознать теспособы, с помощью которых сейчас  делаете себя несчастными, вы — такоепроисходит довольно часто — увидите именно то, что реально  происходило ввашем детстве, включая и то, что вы делали тогда, чтобы это произошло.  Чембольше вы будете разбираться в том, какие ваши действия вызывают ваши эмоциональныерасстройства, тем проницательнее станете.

Карен, участница одной из моих регулярных терапевтических групп приИнституте рационально-эмотивной терапии в Нью-Йорке, упорно настаивала на том, что она ненавидит себя, потому что ее мать в детстве твердила ей, что она глупаи некрасива. Другой слушатель, Роб, превзошел ее, рассказав о том, что онстрадает от неуверенности в себе, потому что его отец требовал, чтобы он сталбогатым предпринимателем, а он стал всего лишь низкооплачиваемым служащим.

И я, и другие участники семинара пытались доказать Карен и Робу, что отнюдьне родители являются источником их несчастий, так как их братья и сестры, которых тоже держали в строгости, выросли — неужели только по страннойслучайности? — вполне уверенными в себе людьми с нормальной самооценкой. Бесполезно! Карен и Роб упорно хватались за «болезненное» прошлое — и ничего не делали длятого, чтобы измениться в настоящем.

Это продолжалось до того момента, пока с места не поднялась очаровательнаяОдри, специалист-стоматолог (которая также изводила себя всю жизнь и до сих порвсе еще оставалась робкой и неуверенной), и не заявила им: «Меня уже тошнит отвашего нытья и жалоб на своих предков, которые сделали вас тем, что вы есть. Давайтея вам расскажу о своих родителях. Они были самые милые, добрые люди. Лучше нихя никого не встречала. Они любили меня и всячески поддерживали. Они всегдаговорили мне, что я умна и красива и что они уверены в том, что я смогу сделатьвсе, что захочу. К брату они относились также хорошо. Он всегда был добр ко мне— и раньше, и сейчас. Ну и что?! В результате всего этого прекрасноговоспитания вы видите, что я собой представляю! Жалкое существо, преисполненноененависти к себе. Так почему бы вам не перестать каркать о своем проклятомпрошлом и не заняться своей нынешней  жизнью? Чем я сейчас и занимаюсь вотношении себя, несмотря на мое превосходное воспитание».

Три других участника семинара присоединились к Одри, рассказав, что у нихтоже были отличные, любящие родители, а они все равно страдают от ненависти ксебе. Хосе заметил: «Теперь-то, благодаря РЭТ, я стал понимать, что попростунавязывал свой максимализм матери и отцу, которые проявляли ко мне удивительнуютерпимость.  Несмотря на то что они  принимали и одобряли меня, я продолжал тупо и упорно отказываться делать то же самое. Сейчас я стараюсьпобороть собственный  максимализм. И вам советую тоже заняться собой! »

Удивленные реакцией группы, Карен и Роб задумались. В дальнейшем Карен многоразмышляла о себе, работала над тем, чтобы принимать себя такой, какая онаесть, несмотря на все промахи, и в конце концов смогла простить свою мать иналадить с ней хорошие отношения. Роб перестал винить во всем своего отца, ноэто продолжалось недолго: в какой-то момент он не удержался и вновь вернулся кпрежним обидам. Он перестал ходить ко мне на занятия.

В течение пяти последующих лет Роб пользовался услугами психоаналитика и, пословам его знакомого, постоянного участника моих семинаров, на терапевтическихсеансах продолжал злобно проклинать своего отца. Этоприскорбно. Но РЭТ не может помочь абсолютно всем. Очевидно, не может!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...