Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход № 5: боритесь с собственными предрассудками




РЭТ-упражнение № 8

 

Попробуйте вспомнить случай из детства, когда вы пережили настоящий ужас, депрессию или ненависть к себе. Выделите свои рациональные (rBs)и иррациональные представления (IBs), которых выпридерживались в то время и которые, возможно, привели вас в состояниеэмоционального расстройства. Проверьте, не сохранили ли вы те же представления посей день.

Например: «Родители заставляли меня носить некрасивую, сшитую ими одежду, которая явно была мне не по росту. Я этого стыдилась и потому часто оставаласьдома, вместо того чтобы играть с другими детьми».

Рациональное представление (rBs): «Мне не нравитсяносить плохую одежду, которая дурно сидит на мне. Мне не нравится, что из-заэтого другие дети могут посмеяться надо мной. Но я могу это перенести ипродолжать общаться даже с теми ребятами, которые надо мной смеются».

Раннее иррациональное представление (IBs): «Я не должна носить эту плохую, дурно сшитую одежду. Дети не должны смеяться надо мной. Это ужасно стыдно. Они будут думать, что я дура, и будут правы, потому что таконо и есть».

Современное иррациональное представление(IBs):

«Сейчас я уверена, что не ношу дурно сидящей одежды.

Но я по-прежнему продолжаю думать, что если кто-то надо мной смеется идумает, что я дура, то так оно и есть, и мне очень стыдно».

Пример: «В детстве мои учителя относились ко мне несправедливо, и из-заэтого я стал грубым и непослушным».

Рациональное представление (rBs): «Мне хотелось бы, чтобы учителя относились ко мне лучше и справедливее. Очень жаль, что все былоне так. Но это говорит только о том, что они вели себя неправильно, однако самиони могли быть и неплохими людьми».

Раннее иррациональное представление (iBs): «Моиучителя (или родители) обязаны  относиться ко мне справедливо и спониманием. Если они этого не делают, то это ужасно. Если они относятся ко мнеплохо, значит, они плохие люди, и я надеюсь, что они будут наказаны за это».

Современное иррациональное представление (iBs): «Некоторые люди относятся ко мне невнимательно и несправедливо. Они не имеютправа  так ко мне относиться. Они плохие люди. Я надеюсь, что за это их ждетсуровое наказание».

Как только вам в голову придет мысль о том, что ваши ранние переживаниярасстраивают вас и сегодня, попробуйте восстановить и оживить в памяти этипереживания и вычленить свои рациональные (rBs) ииррациональные представления (IBs), которые явилисьосновной причиной ваших эмоциональных проблем в прошлом. Задумайтесь, какимобразом в настоящее время вы продолжаете придерживаться тех же иррациональныхпредставлений.

 

Глава 10.

ПОДХОД № 5: БОРИТЕСЬ С СОБСТВЕННЫМИ ПРЕДРАССУДКАМИ

 

Итак, вы уже начинаете проницательно подходить к своим иррациональнымпредставлениям — особенно к категорическим требованиям. Это прекрасно! Но вы несможете ни помочь себе, ни избавиться от невротического состояния, если не начнетеактивно и усиленно оспаривать свои иррациональные представления.

Одного понимания явно недостаточно. Чтобы стать хорошим водителем, нужнонечто большее, чем сведения о том, как ездит автомобиль. Итак, что же высобираетесь сделать,  чтобы познать основы РЭТ и выяснить своииррациональные представления, посредством которых вы расстраиваете себя?

Сейчас, когда я пишу эту книгу, у меня есть примерно двадцать пациентов, которые прекрасно понимают свои иррациональные представления, но почти ничегоне делают для того, чтобы от них избавиться. Айрин посещала мои терапевтическиегруппы в течение четырех месяцев. Она часто помогала другим слушателямразобраться в их иррациональных представлениях и энергично доказывала им, чтонет никакой необходимости поддерживать увядающие отношения или вступать в брак. Но в отношении себя самой она совершенно уверена в том, что поскольку ей скоростукнет тридцать пять, а у нее еще ни разу не устанавливалась сколько-нибудьдлительная связь с мужчиной, то она просто обязана  поскорее выйти замуж.

На занятиях в группе Айрин часто говорит: «Думаю, мне хорошо было бы выйтизамуж, однако я вовсе не обязана  этого делать». И тут же в еерассуждения вползает предательское признание: «Но все-таки я должна…»  Онаочень редко осмеливается оспаривать свои собственные представления — ипродолжает испытывать чувство тревоги.

Фрэнк, еще один участник той же терапевтической группы, четко сформулировал, в чем состоят иррациональные представления Айрин об ее «обязанностях», но вкачестве панацеи предложил лишь несколько практических советов — к примеру, порекомендовал посещать те места, где можно встретить подходящего мужчину. Усамого Фрэнка — аналогичная ситуация: он ищет «удобный» способ поспорить сосвоим заносчивым начальником, вместо того чтобы просто прекратить требовать  отначальника менее высокомерного поведения.

Джози, третья участница этой группы, продолжает настаивать на том, чтопоскольку Айрин стареет и очень любит детей, она непременно должна  найтисебе мужа. Стоит ли говорить о том, что Джози никак не удается избавиться отсобственных требований: она считает, что ее муж и дочь просто обязаны  относитьсяк ней внимательно и заботливо. И уж наверняка она не может помочь Айрин.

РЭТ предлагает подход № 5: Постарайтесь четко осознать, что вы самирасстраиваете себя иррациональными представлениями о том, что должно быть. Однакопризнание факта существования иррациональных представлений о должном само посебе не заставит их исчезнуть. Боритесь с ними всеми способами, которыепредоставляет РЭТ, но прежде всего активно оспаривайте их.

Мысля иррационально, вы идете против здравого смысла и отказываетесь принятьто, что происходит на самом деле. Наука подсказывает вам, как надо использоватьразум, логику и факты, чтобы опровергнуть свои иррациональные воззрения. Науказадает скептические вопросы: «Из чего следует, что я должен  добитьсяуспеха? » «Почему люди обязаны относиться ко мне хорошо? » «Где написано, чтов моей жизни не должно  быть никаких неприятностей? »

Когда вы зададите себе подобные исследовательские вопросы, то непременнополучите такие, например, ответы: «Ничто не говорит о том, что я должен  добитьсяуспеха, но я очень хочу сделать это». «Люди не обязаны  относиться ко мнехорошо, но их хорошее отношение удовлетворило бы меня». «Моя жизнь никогда не была  лишена неприятностей иникогда такой не будет. Но все-таки я могу жить прекрасно и радоваться жизни. Ядаже могу научиться извлекать пользу из неприятностей». Так не является ли РЭТсредством самолечения, которое специализируется на спорах и убеждениях? Именнотак. Более того, РЭТ утверждает, что чем больше вы будете спорить, спорить иеще раз спорить со своими иррациональными представлениями, тем быстреепреодолеете эмоциональные проблемы.

Давайте вернемся к азбуке РЭТ и перейдем к пункту D: как оспорить, то есть подвергнуть научной дискуссии ваши иррациональныепредставления. Как вы будете спорить, если перед вами стоят проблемы, представленные, в частности, в пятой главе? Давайте посмотрим*.

G (ваша цель) — вы хотите получить хорошую работу. А(активизирующее событие) — вы провалились на собеседовании и не получилижеланную работу.

rBs (ваше рациональное представление) — «Мне ненравится, что я потерпел неудачу. Как это неприятно. Очень плохо. Что нужнопредпринять, чтобы в следующий раз добиться лучшего результата? »

iBs (ваши иррациональныепредставления) — «Любой ценой я должен  сделать так, чтобы понравитьсяинтервьюеру и получить работу. Если я не пройду собеседование, это будет ужасно. Я этого не переживу Если я провалюсь, значит, я некомпетентен и ни на чтоне годен — следовательно, никогда не получить мне хорошей работы».

С (последствия того, что вы держитесь за свои иррациональные представления)— вы подавлены и чувствуете себя никому не нужными. Вы избегаете ходить надругие собеседования.

Теперь, когда мы выделили те основные положения, которые связаны со стоящейперед вами целью, давайте перейдем к пункту D, то естьпроведем научную дискуссию относительно ваших иррациональных представлений.

iВ — «Я должен  любой ценой понравитьсяинтервьюеру, чтобы получить работу».

D (дискуссия) — «Почему я непременно должен  сделатьтак, чтобы понравиться интервьюеру? Из чего следует, что он должен  датьмне работу? »

Е (новая эффективная философия) — «Нет такой причины, по которой я должен понравиться интервьюеру, но я предпочел бы  ему понравиться. Ничто недоказывает, что он должен  принять меня на работу. Если бы существовалвсемирный закон, по которому он обязан  был бы дать мне работу, то, конечно, он так бы и сделал. Но такого закона нет. А жаль! »

iB — «Если я не получу работу, несмотря на то что должен ее получить, это будет ужасно! »

D (дискуссия) — «А что в этом ужасного? »  Е(новая эффективная философия) — «Ничего! Просто это достаточно неудобно. Но ине на все сто процентов неудобно — ведь бывает и хуже! Ужасно  — этозначит неудобно более чем  на сто процентов (например, на 101 процент). Атак не бывает. Значит, неудобно, неприятно. Трудно».

iB — «Если я не получу работу, хотя должен  ееполучить, я этого не переживу! »

D (дискуссия) — «А чем можно доказать, что я этогоне переживу? »

Е (новая эффективная философия) — «Ничем этого не доказать! Ведь я уже этопрактически пережил. Во-первых, вряд ли я умру от этого. Во-вторых, если ядействительно не смогу этого пережить,  то, значит, без этой работы явообще никогда  не буду счастлив в жизни. Но ведь очевидно, что естьмножество способов жить счастливо, даже не имея той работы, к которой я такстремлюсь».

iВ — «Если я не сумею получить эту работу, значит, янекомпетентный человек, который никогда не сможет занять и сохранить достойноеположение в обществе».

D (дискуссия) — «А где об этом написано? »

Е (новая эффективная философия) — «Только в моей дурной голове! Провал насобеседовании ни в коей мере не говорит о моей некомпетентности — а только отом, что этому конкретному интервьюеру я не понравился. И даже если я проявилсебя как некомпетентный работник, мое неудачное интервью свидетельствует толькоо том, что я человек, который в этот раз проявил себя неудачно,  нотолько не о том, что я некомпетентный человек.  Даже если насобеседованиях я часто проявляю себя не вполне компетентным, это все-таки неговорит о том, что я никогда  не смогу получить и сохранить хорошуюработу. Поищу-ка я еще что-нибудь! »

Если вы будете энергично и активно оспаривать свои иррациональныепредставления (точка D в методике РЭТ), , то сможетепроанализировать их с научной точки зрения, докажете их ошибочность и в концеконцов откажетесь от них. Вы сможете изменить и последствия (С) — в данномслучае вашу депрессию и самоуничижение. Если вы будете продолжать усиленноспорить со своими иррациональными представлениями (D), то все последствия (С), то есть различные расстройства, вряд ли по-прежнемубудут одолевать вас.

Избавившись от неуместных чувств депрессии и униженности, вы сможетеизменить также и свое поведение, а это поможет вам более спокойно проходитьсобеседования и искать работу.

Возвращаясь к Айрин, уже упомянутой ранее участнице моей терапевтическойгруппы, надо заметить, что в конце концов она призналась в том, чтопротиворечит сама себе: с одной стороны — «я не обязана  выходить замуж», а с другой стороны — «но все-таки я должна».  Она сама и другие участникигруппы активно обсуждали ее проблему до тех пор, пока она не поняла самой сутидела и не начала рассуждать следующим образом: «Я действительно очень хочувыйти замуж. Но если мне не суждено встретить подходящего мужчину, я всеравно  могу быть счастливой. Могу и буду!  Вне зависимости отсемейного положения».

После нескольких недель восприятия эффективной рациональной философии (Е)Айрин успокоилась, ее паническое состояние исчезло, хотя замужество какжизненная цель и сильное желание остались при ней. В результате одиночествоказалось ей грустным  и досадным,  но не повергало ее более в депрессию.

Фрэнк тоже занимался активным обсуждением, но делал это не столь энергично, как Айрин. В итоге ему удалось избавиться от иррационального представления отом, что его начальник не должен вести себя столь заносчиво, но все-таки времяот времени он возвращался к прежней точке зрения. Джози поначалу не хотелаотказаться от своего требования,  чтобы муж и дочь больше заботились оней. Однако, став свидетельницей того, как Айрин смогла преодолеть панику истрах одиночества, она тоже сумела если и не одобрить, то хотя бы принять своебеспечное семейство. Она сказала: «Черт побери, они просто такими уродились, ивсе тут. Не я сделала их такими. Почему они не должны так себя вести? Они ведьпоступают так, как это свойственно именно  им! » Выработав такоеотношение, Джози стала меньше переживать из-за семьи и посвятила больше временикитайскому искусству — которое уж наверняка не обойдется с ней несправедливо!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...