Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Г. Васильев. В 19-1 Васильев, В. Г. © Сибирский институт управления.  - филиал РАНХиГС. ISBN 978-5-8036-0389-4 Введение




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Сибирский институт управления

– филиал РАНХиГС

 

 

 

В. Г. Васильев

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

Методические рекомендации                                                    к курсу лекций по Конституционному праву

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция

 

Новосибирск, 2022


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибИУ – филиала РАНХиГС

ББК 67. 400я73

       В 19-1

Рецензенты:

 

И. А. Кравец — доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права Сибирского института управления – филиала РАНХиГС;

Е. А. Сидорова — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета НГТУ

 

В 19-1 Васильев, В. Г.

Конституционное право: методические рекомендации /РАНХиГС, Сиб. инст. упр.; В. Г. Васильев: издание 2-е, испр. и дополн., переработка текста в соответствии с поправками к Конституции РФ от 1 июля 2020 г. – Новосибирск, Изд-во СИУ. – 2022. – 263 с.

ISBN 978-5-8036-0389-4

Методические рекомендации к курсу лекций по Конституционному праву дают представление о развитии конституционного строя и его особенностях в России, государственном устройстве и форме правления, о правовом положении ее субъектов, о системе органов государственной власти и местного самоуправления, об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина и других государственно-правовых явлениях, происходящих в Российской Федерации..

Разработаны с целью методического обеспечения базовой учебной дисциплины «Конституционное право» по направлению подготовки бакалавриата «Юриспруденция».

Предназначены для студентов всех форм обучения Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, а также для всех, интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

В методических рекомендациях к курсу лекций по Конституционному праву использованы правовые акты по состоянию на 1 января 2022 г., включая поправки к Конституции Российской Федерации, принятые в результате всенародного голосования, проходившего 1 июля 2020 г.

ББК 67. 400я73

© Сибирский институт управления

 - филиал РАНХиГС

ISBN 978-5-8036-0389-4                         Введение

 

Учебная дисциплина «Конституционное право» формирует правовые знания, необходимые для специалистов различных сфер деятельности. Она предназначена для того, чтобы дать теоретическое представление о ряде государственно-правовых явлений: об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития конституционного строя и его особенностях в России; государственном устройстве и форме правления Российской Федерации, правовом положении её субъектов; значении конституции в жизни государства и общества; основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации, способах их защиты и возможностях ограничения; избирательной системе; формировании, компетенции и функци-онировании федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Кроме того, дисциплина «Конституционное право» ориентирована на получение таких практических навыков, как умение: - выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике; - свободно оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями; - использовать нормы конституционного права для решения управленческих, политических и социальных задач; - оценивать правомерность действий должностных лиц при выполнении публичных функций.

В соответствии с вышеизложенным цели и задачи учебной дисциплины можно сформулировать следующим образом: изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов конституционного правосознания, юридического мышления, отвечающих требованиям построения в России правового государства и гражданского общества, а также приобретению навыков, которые можно будет использовать при работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

Тема 1. Конституционное право как наука и

отрасль права

 

Учебные цели: уяснение места конституционного права в системе права Российской Федерации, понятия и содержания конституционно-правовых норм и институтов, конституционно-правовых отношений, источников конституционного права.

 

План

1. 1.   Наука конституционного права: понятие, предмет, методы,

1. 2 Понятие конституционного права. Конституционно-правовые нормы. . Конституционно-правовые отношения

1. 3 Понятие и виды источников конституционного права. Характеристика различных видов источников конституцион-ного права. Международные источники конституционного права

1. 4. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов

 

1. 1. Наука конституционного права: понятие, предмет, методы,

Наука конституционного права представляет собой систему юридических знаний о понятии и развитии конституции, о конституционном праве как отрасли права и о регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношениях.

Как и в любой другой отрасли знаний, в конституционно-правовой науке определены ее цели, предмет, содержание, источники и методология.

Основными целями конституционной правовой науки являются познание новых направлений, способов, возможностей и пределов конституционно-правового регулирования общественных отношений, а также выработка предложений по совершенствованию конституционно-правовых, государственных институтов.

Предметом конституционно-правовой науки являются конституционное право России как отрасль права, общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, конституционно-правовая практика, а также конституционные и государственные институты, отношения, ранее имевшие место в Российской Федерации и ее предшественниках. Предмет конституционно-правовой науки включает конституционное право и соответствующую практику зарубежных стран.

Содержание конституционно-правовой науки представляет собой само знание о праве, государстве, правах человека, конституционном законодательстве.

К источникам науки конституционно-правового права относятся:

1. Нормативные источники — это Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральное законодательство, конституции и уставы субъектов федерации, акты политических партий, религиозных объединений.

2. Судебные источники — это решения Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

3. Теоретические источники — это труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с осмыслением проблем конституционного права.

Методология науки конституционного права — это совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления конституционно-правового знания. См. Конституционное право России. Шпаргалки / А. В. Петренко – Москва, 2012.

 

1. 2 Понятие конституционного права.                             Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые отношения

 

Российское право — это совокупность общеобязательных, установленных и санкционированных государством правовых норм, правил поведения, исполнение которых обеспечивается государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части — отрасли права.

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, представляющая собой также совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения (конституционное, административное, гражданское, уголовное и другие отрасли права). Конституционное право — одна из важнейших отраслей права.

В юридической практике различных стран используются два термина: конституционное право и государственное право. В Российской Федерации до 1993 г. чаще использовался термин государственное право, а после 1993 г. — конституционное право. Некоторые авторы пользуются двумя терминами одновременно — конституционное (государственное) право.

Термин конституционное право употребляется в трех значениях: ведущая отрасль права; юридическая наука; учебный курс. Конституционное право, как отрасль права — это совокупность правовых норм, которые закрепляют основы общественного строя и политики Российской Федерации, основы правового положения личности, определяют национально-государственное устройство Российской Федерации, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, принято именовать ее предметом. Различные отрасли права регулируют общественные отношения в одной из сфер общественной жизни, а конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми. Эти общественные отношения закрепляют суверенитет многонационального народа России, т. е. властные отношения, определяют принципы государственного и общественного устройства, основы политической и экономической системы государства, основы правового статуса человека в обществе, основы федеративного устройства и систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из методов правового регулирования в конституционном праве является метод властеотношений, которыйзаключается в том, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями, а на другую сторону возлагается обязанность подчиняться велениям этой стороны. Возможны отношения и на основе равенства сторон — диспозитивный метод, а также метод гарантий, метод рекомендаций, метод поощрений и др.

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила поведения в сферах отношений, составляющих предмет конституционного права. Их исполнение обеспечивается сознательностью граждан, авторитетом государства, его организаторской работой, методами убеждения, а в случае необходимости и методами государственного принуждения. Для конституционно-правовых норм характерны все признаки правовых норм, но вместе с тем им присущ и ряд специфических особенностей:

¾ они являются ядром правовой системы, так как регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

¾ носят учредительный характер, поскольку определяют содержание и форму правовых актов в других отраслях права;

¾ устанавливают правила поведения в самом общем виде, среди них значительное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;

¾ особенности механизма их реализации связаны с особого вида отношениями общего характера или правового состояния, например, состояние в гражданстве, состояние субъекта Российской Федерации в составе Федерации.

Некоторые авторы выделяют структурные особенности конституционно-правовых норм. Все правовые нормы, как правило, состоят из трех частей: а) гипотезы — условий применения правила поведения, б) диспозиции — самого правила поведения, в) санкции — последствий неисполнения правила поведения. В большинстве же конституционно-правовых норм, по их мнению, имеется только диспозиция и иногда гипотеза, а санкции содержатся в нормах других отраслей права (уголовного, административного и пр. ). В нормах-принципах, нормах-целях нет и гипотезы.

 
Однако, несмотря на особенности внешнего проявления, конституционно-правовые нормы определяют основные параметры (цели, границы, способы, условия) поведения социальных субъектов в наиболее важных сферах общественной жизни. Одни из них устанавливают эти параметры вполне конкретно, другие же — лишь ориентируют, оказывают косвенное влияние на поведение. Отсутствие гипотезы ставит само правило поведения (диспозицию) в неопределенное состояние, так как не ясно, при каких условиях правило должно применяться. Отсутствие же санкции лишает правило поведения обязательности, возможности обеспечения его силой государственного принуждения. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Таким образом, трехзвенность, по мнению этих ученых, присуща всем правовым нормам, только структурные элементы нормы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта, т. е. норма права и статья нормативного акта — это не одно и то же. Положение, закрепленное в одной из статей Конституции, может служить санкцией для многих конституционно-правовых норм (например, ст. 125, ч. 6 Конституции Российской Федерации).

Конституционно-правовые нормы классифицируютсяпо:

1) содержанию: нормы закрепляющие основы общественного строя, основы правового положения личности, национально-государственное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления;

2) юридической силе: нормы в зависимости от того, в каком нормативном правовом акте содержится та или иная норма (в Конституции Российской Федерации, в федеральном конституционном законе, в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации и т. д. );

3) характеру имеющихся в них предписаний: нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

4) степени определенности предписаний: нормы императивные, диспозитивные;

5) территории действия: нормы общегосударственные, региональные, местные;

6) назначению в механизме правового регулирования: нормы материальные, процессуальные.

 

Конституционно-правовые отношения возникают в результате действия конституционно-правовых норм, это реальные (фактические) общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Для правоотношений характерно наличие, как минимум, двух сторон или участников отношений, именуемых также субъектами правоотношений, при этом один субъект обладает определенными правами, другой — соответствующими обязанностями, или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Таким образом, юридическое содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности их участников, установленные нормами конституционного права Российской Федерации.

Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. События происходят независимо от воли субъекта, действия связаны с проявлением воли субъекта. Юридические лица принимают правовые акты, а физические лица совершают поступки. Юридические действия могут быть правомерными и неправомерными, в том числе и неправомерным бездействием.

Субъектами правоотношений являются их участники, осуществляющие свои права, несущие обязанности и выступающие в качестве сторон. Субъекты конституционно-правовых отношений условно делятся на три группы, связанные с:

¾ человеком — российский народ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, человек, лицо, личность, избиратели, объединения граждан, все, каждый, никто и др.;

¾ территорией — государства (в том числе Российская Федерация), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), административно-территориальные единицы, муниципальные образования и др.;

¾ государственно-властными полномочиями — органы государственной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), органы местного самоуправления, депутаты, должностные лица, избирательные комиссии и др.

Объектами конституционно-правовых отношений являются: государственная территория; материальные ценности (частная, государственная, муниципальная собственность); действия субъектов конституционно-правовых отношений (юридические акты, юридические поступки); личные неимущественные блага (честь и достоинство высших должностных лиц, всех граждан, каждого человека, которые защищаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами).

В конституционном праве различают правомерное поведение и правонарушения. Правомерное поведение — это такое поведение субъектов, которое соответствует нормам конституционного права. Правонарушение — это действие (или бездействие), противоречащее требованиям норм конституционного права. Конституция Российской Федерации закрепляет обязательность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. В случаях правонарушения предусматривается юридическая ответственность, которая представляет собой применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления правопорядка и для наказания субъекта, совершившего правонарушение.

В конституционном праве предусмотрены различные меры юридической ответственности. Важнейшие из них: признание Конституционным Судом Российской Федерации акта неконституционным; отмена Президентом Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации; приостановление Президентом Российской Федерации действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации или отказ в доверии; отставка Правительства Российской Федерации по требованию Президента Российской Федерации; роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы; отрешение Президента Российской Федерации от должности; отмена регистрации кандидата; признание выборов недействительными; отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Федерации и муниципальных образований; роспуск законодательных и представительных органов субъектов Федерации и муниципальных образований; отмена решений о гражданстве; отказ в регистрации политических партий и их ликвидация по решению суда и др.

Комплексы родственных норм именуются конституционно-правовыми институтами, выступающими как часть, элемент системы конституционного права. К основным институтам относятся: основы конституционного строя; основы правового положения личности; национально-государственное устройство; система органов государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из основных институтов конституционного права может содержать в себе ряд других, более мелких институтов. Например, институт правового положения личности в обществе можно разделить на институт прав и свобод и институт обязанностей человека. А институт прав и свобод, в свою очередь, может быть разделен на институты личных, политических и социально-экономи­ческих прав и свобод. В качестве самостоятельных институтов могут выступать право на жизнь, свобода слова, право частной собственности и т. д.

Таким образом, среди многих отраслей права центральное место занимает отрасль Конституционного права, правовые нормы которого регулируют важнейшие правовые отношения во всех сферах жизни общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми.

1. 3. Понятие и виды источников конституционного права, их характеристика

Правовой акт или акт юридический представляет собой документ, порождающий определённые правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование правовых общественных отношений в той или иной сфере жизнедеятельности. Правовые акты бывают нормативные, т. е. устанавливающие нормы права, регламентирующие определённую сферу (вид) общественных отношений, и индивидуальные акты, порождающие конкретные права и обязанности для конкретных субъектов права

Нормативные акты классифицируются, в первую очередь по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Регламентируя наиболее важные вопросы общественной жизни, на вершине всей системы нормативных актов стоит закон, который имеет высшую юридическую силу. Статья 4 Конституции Российской Федерации гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Законы в широком смысле слова — это любые нормативные правовые акты, установленные государством общеобязательные правила поведения. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон пришел на смену правовому обычаю и судебному прецеденту.

Среди законов Российской Федерации важнейшее место занимает Конституция Российской Федерации. Не случайно конституции называют основным законом государства. Правовые нормы, отражённые в Конституции, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, они обладают высшей юридической силой. Никакой другой нормативный правовой акт не может противоречить положениям Конституции Российской Федерации. Конституция представляет собой правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Следующей ступенькой в иерархии нормативных правовых актов являются федеральные законы. В понятие федеральные законы входят — федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы), законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, имеющие большую юридическую силу, чем иные федеральные законы. В понятие закона входят также действующие на территории Российской Федерации законы СССР, РСФСР и РФ, принятые до 12 декабря 1993 года, в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. собое место в иерархии нормативных актов занимают постановления и решения Конституционного Суда Российской Федерации, и в первую очередь постановления о толковании Конституции Российской Федерации. Часто Конституционный Суд Российской Федерации называют «негативным законодателем». Формально Конституционный Суд Российской Федерации не имеет права принимать федеральные законы, но он имеет право принять решение о несоответствии Конституции Российской Федерации любого федерального закона, что является фактической отменой федерального закона. В связи с этим некоторые авторы ставят решения Конституционного Суда Российской Федерации по юридической силе выше федеральных законов, сразу после Конституции Российской Федерации.

В последние годы заметную роль в регулировании конституционно-правовых отношений играют указы и распоряжения Президента Российской Федерации, который имеет статус главы государства, избираемого народом и ответственного перед ним. Акты Президента Российской Федерации, как и федеральные законы, обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации, но это не является признаком их подзаконности, т. е. соответствия данного акта тому или иному закону. Такого рода нормативные акты Президента Российской Федерации, как правило, издаются в сферах общественных отношений, не урегулированных федеральными законами, для устранения пробелов в законодательстве. Они сохраняют своё действие до тех пор, пока не будут приняты соответствующие законы, поэтому можно считать, что эти акты Президента Российской Федерации по своей юридической силе находятся ниже федеральных законов.

Так, например, в октябре 1993 года при отсутствии закона о регулировании земельных отношений в условиях рыночной экономики Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». А после принятия Земельного кодекса Президентом был издан указ, в соответствии с которым полностью или частично утратили силу 25 указов Президента, которые в той или иной мере противоречили новому закону (в их числе был и упомянутый выше указ).

Некоторые правоведы заявляют, что такое положение было характерно для «времён Б. Н. Ельцина». Однако и «во времена В. В. Путина» такие указы издаются. Например, в сентябре 2000 г. В. В. Путиным был издан указ " О Государственном совете Российской Федерации". В указе говорится: В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, руководствуясь статьями 80 и 85 Конституции Российской Федерации, а также на основании предложений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации постановляю: «Образовать Государственный совет Российской Федерации…». В марте 2013 г. был издан Указ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Данные указы, как и любые федеральные законы, соответствуют Конституции Российской Федерации, а не какому-либо отдельному закону, поэтому они не могут быть отнесены к категории подзаконных актов.

При этом необходимо отметить, что нигде официально президентские указы не называются подзаконными актами. Поскольку и у законодателя (Федерального Собрания), и у Президента один источник легитимности – волеизъявление граждан, которое и определяет более высокую юридическую силу как закона, так и президентского указа. Это позволяет многим российским правоведам вообще исключать возможность считать указы Президента Российской Федерации подзаконными актами. Тем не менее, в отдельных случаях Президент Российской Федерации может издавать свои указы и как подзаконные акты. Например, 1 февраля 2005 года Президентом был издан указ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими…», которым утверждалось соответствующее Положение. В этом Положении в п. 1 записано: «Настоящим Положением в соответствии со статьёй 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе…» определяется порядок сдачи квалификационного экзамена…» А в январе 2013 г. был издан Указ «О порядке подготовки кадров для органов внутренних дел…» с прямой ссылкой на федеральный закон «О службе в органах внутренних дел…». Эти ссылки на соответствие федеральному закону позволяют однозначно отнести данные указы к категории подзаконных актов.

Самостоятельными нормативными правовыми актами, не связанными с законами являются нормативные правовые акты палат Федерального Собрания – постановления Совета Федерации и Государственной Думы, в т. ч. регламенты палат, которые не являются законами и по своей юридической силе находятся ниже их. В то же время эти акты ни в коей мере нельзя назвать подзаконными, т. к. они принимаются не в соответствии с законом, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В статьях 102 и 103 Конституции чётко определены вопросы ведения палат Федерального Собрания, по которым принимаются постановления Совета Федерации и Государственной Думы. Регламенты палат, как самостоятельные нормативные правовые акты имеют весьма узкую сферу своего действия. Они предназначены для регулирования деятельности палат Федерального Собрания и его основных структурных подразделений, внутренней структуры, порядка формирования их внутренних органов (советов палат, комитетов, комиссий, фракций и др. ), порядка законотворческого процесса. Их нормы, как правило, носят процессуальный характер.

Несмотря на то, что в Конституции не упоминается о декларациях, об их юридической силе и порядке принятия, они по-прежнему занимают важное место в системе нормативных правовых актов Российской Федерации. В декларациях, как правило, провозглашаются новые принципы конституционного развития страны. В стране продолжают действовать Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г. ), Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г. ), Декларация прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г. ). Все они были приняты высшим законодательным органом страны – Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом РСФСР. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 2 раздела второго) они применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Важную роль в правовой системе Российской Федерации продолжает играть Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий в Российской Федерации. Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации был подписан 31 марта 1992 г. Этот договор назвал субъектами Федерации наряду с национальными образованиями все области и края, а также ещё два города федерального значения. Все они получили общее наименование – субъекты Российской Федерации. Окончательно вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации был решен при принятии новой Конституции Российской Федерации в 1993 г. В отличие от большинства федеративных государств, в состав Российской Федерации входят различные субъекты, формально равноправные, но фактически имеющие неодинаковый статус. Статус субъекта определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами субъектов, Федеративным договором, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения, которые были заключены между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (Татарстан, Башкортостан, Свердловская, Калининградская области). Всего было заключено 42 договора, в настоящее время остался один такой договор – с Татарстаном.

Значительную роль в системе российского права играют подзаконные акты. Это – правовые акты государственных органов, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Эти акты могут быть нормативными, содержащими правила неоднократного применения (например, правила приёма в высшие учебные заведения) и ненормативные, которые носят индивидуальный характер и применяются для разрешения конкретного индивидуального вопроса (назначение на должность, оказание материальной помощи).

К подзаконным актам, в первую очередь, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации, а также указам Президента, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Постановления могут носить нормативный характер, а распоряжения, как правило, ненормативные акты.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 115 Конституции обязательны к исполнению в Российской Федерации, т. е. на всей территории Российской Федерации, всеми субъектами Федерации, всей системой исполнительных органов и иными государственными органами и их должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации. Они обязательны для федеральных министерств, служб, агентств и других ведомств Российской Федерации, для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и её субъектов. Они обязательны также для органов местного самоуправления, которые в соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьёй 104 Конституции принимает также заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств государства и др. Эти заключения являются обязательными для рассмотрения Государственной Думой при принятии федеральных законов.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Министр в пределах своих полномочий, в т. ч. в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб и агентств, издает нормативные правовые акты (приказы), которые могут иметь нормативный характер. В случае регистрации их в Министерстве юстиции Российской Федерации они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, издают индивидуальные правовые акты. А федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные непосредственно Президенту и Правительству, вправе издавать собственные нормативные правовые акты.

Правовые акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти фактически также относятся к правовым актам общефедерального значения, но действуют они только на отдельной территории, подведомственной конкретному территориальному органу.

Кроме того, при Правительстве создаются различные органы специфического характера: инспекции, центры, фонды, советы. В качестве координирующих органов в системе исполнительной власти действуют около 50 межведомственных комиссий для решения долгосрочных и других актуальных проблем. Они возглавляются руководителями федеральных ведомств. Их решения обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Федеративный характер устройства России обусловливает наличие нормативных правовых актов на уровнесубъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации обязательны к исполнению на территории конкретного субъекта и признаются на всей территории Российской Федерации.

В первую очередь, это конституции и уставы субъектов Российской Федерации, принимаемые законодательным органом субъекта Российской Федерации, законы, издаваемые их законодательными органами, действующие нормативные акты бывших обл-, крайсоветов, не противоречащие Конституции Российской Федерации; указы, постановления, распоряжения, решения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, представительных и исполнительных органов власти, конституционных и уставных судов; регламенты и положения о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Это подразумевает признание актов органов местного самоуправления неотъемлемой частью общероссийской правовой системы.  

Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения принимаются населением муниципальных образований непосредственно, а также должностными лицами и органами местного самоуп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...