Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Толкование Конституции Российской Федерации




Образование нового субъекта может произойти также путем объединения двух и более существующих субъектов. В 2005 – 2008 гг. в результате объединения отдельных субъектов РФ были образованы Пермский, Камчатский и Забайкальский края, их наименования были внесены в статью 65 Конституции РФ на основании федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов РФ. (Красноярский край и Иркутская область сохранили свои прежние наименования).

Изменения статьи 65 могут произойти также в связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта. Однако закона об изменении статуса субъекта пока нет Часть 2 ст. 137 Конституции предусматривает внесение изменения в ст. 65 в случае изменения наименования субъекта. Согласно постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации», Рос. газ. от 14 декабря 1995 г. ), субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования, которое вносится в ст. 65 указом Президента Российской Федерации. Например, указами Президента Российской Федерации в 1996, 2001, 2003, 2019 гг. в ст. 65 Конституции Российской Федерации были внесены измененные наименования субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Кемеровская область — Кузбасс.

3. 4. Толкование Конституции Российской Федерации

Толкование Конституции РФ представляет собой уяснение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаруживающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями. Толкование норм Конституции РФ может быть официальным и неофициальным.

Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объединения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование дают люди, не обладающие специальными юридическими знаниями, что влечет иногда неверное понимание действующих норм. Профессиональное толкование дают специалисты-юристы, государственные и муниципальные служащие, обладающие в сфере своей профессиональной деятельности определенными юридическими знаниями. Доктринальное толкование дают ученые-юристы в форме научных трудов, комментариев к нормативным правовым актам. Оно содержит глубокий анализ действующего законодательства, аргументацию сделанных выводов. Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объединения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональное и доктринальное.

Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное толкование необходимо при наличии неясных, нечетких формулировок в нормативном правовом акте, что затрудняет реализацию этой нормы правоприменительными органами. Оно дается компетентным органом, обязательно для всех лиц и органов, которые прямо попадают иод юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы.

Официальное толкование бывает двух видов. Первое, аутентичное толкование, исходит от органа, издавшего данную правовую норму. Второе толкование осуществляется не нормотворческими органами, а другими, получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ).

Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы.

Казуальным толкованием называется разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю. Такое толкование осуществляется, например, судебными органами.

Частью 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что ее толкование дает Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Конституционный Суд РФ толкует Конституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного Суда РФ является официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля.

Способы толкования норм конституции: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический, функциональный.

Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры.

Логическое толкование включает необходимость использования законов и правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы Конституции.

Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими нормами Конституции, близкими по содержанию.

Историко-политическое толкование определяет необходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конституции.

Телеологический способ толкования дает возможность уяснить цели и намерения, которые преследовал законодатель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, содержащиеся в преамбуле Конституции и других ее частях

(См.: Витрук II. В. Верность Конституции. М„ 2008. С. 137. )

 

Таким образом, являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Граждане Российской Федерации, а также все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...