Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 5




Контрольные вопросы и задания к теме 5

1. Когда в России впервые законодательно было закреплено гражданство?

2. Дайте определение гражданства.

3. Какие принципы гражданства закреплены в Конституции РФ и в соответствующем федеральном законе?

4. В чем заключается сущность двойного гражданства в соответствии с российским законодательством?

5. Назовите основания приобретения гражданства.

6. Чем отличается общий порядок приобретения гражданства от упрощенного?

7. Назовите основания выхода из гражданства.

8. Какие основания отклонения заявлений граждан о приеме в гражданство и выходе из гражданства РФ предусмотрены законом?

9. Каким образом регулируется гражданство детей в РФ?

10. Что означает понятие оптация?

11. Назовите полномочные органы, ведающие делами о гражданстве в РФ.

Тема 6. Конституционный статус
человека и гражданина в Российской Федерации

 

Учебные цели: усвоение понятия основ правового статуса личности и особенностей правового положения граждан Российской Федерации и иностранных граждан в Российской Федерации; содержания основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

План

7. 1 Понятие правового положения личности.

7. 2 Конституционный статус гражданина Российской Федерации.

7. 3 Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

7. 4 Понятие и юридическая природа основных прав и свобод человека и гражданина.

7. 5 Основные обязанности гражданина РФ.

7. 6 Развитие системы гарантий основных прав и свобод.

 

6. 1. Понятие правового положения личности

 

Проблема правового положения личности неразрывно связана с появлением идей естественного права. Еще древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку — «все равны в своем первородном грехе». Позднее идеи равенства людей получили отражение в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта и других мыслителей, идеологов буржуазных революций. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международных документах.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Декларация независимости США (1776), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789). Обеспечение свободы — центральная идея этой Декларации. В ней перечисляются конкретные виды прав и свобод, государственные гарантии и принципы их судебной защиты.

Однако права и свободы, записанные в буржуазных конституциях, были формальными и невсеобщими, о чем свидетельствуют рабство в США, существовавшее в течение почти ста лет после принятия конституции, бесправие женщин, получивших избирательные права лишь в начале ХХ в., массовая безработица и др.

После революции 1917 г. в России была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, отражавшая классовый подход большевиков к проблеме прав человека Это выразилось в том, что в первых советских конституциях были введены ограничения прав представителей буржуазии и других эксплуататорских и непролетарских слоев населения.

В Конституции СССР 1936 г. впервые было введено полное равенство всех граждан СССР, и впервые в мире провозглашались социально-экономические права трудящихся: право на труд, на отдых, на образование и др.

 
После мирового признания роли СССР в разгроме фашистской Германии западные страны вынуждены были учитывать опыт СССР в решении проблемы равноправия граждан, в первую очередь в области социально-экономических отношений. Это было отражено во вновь принятых конституциях некоторых стран Европы, а также во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Она явилась своеобразным синтезом французской Декларации 1789 г. и Конституции СССР 1936 г. Положения Всеобщей декларации прав человека вошли в Конституцию РСФСР 1978 г. в виде поправок к ней в 1991 г., а затем в полном объеме они были включены во вновь принятую Конституцию Российской Федерации 1993 г.

Существуют различные взгляды на проблему прав человека:

—   буржуазные ученые считают, что права и свободы человека имеют божественное происхождение. Так, в Декларации независимости США (1776 г. ) говорится: «…все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью…»;

—   в годы советской власти бытовал взгляд, что права и свободы человек получает от государства.

Однако есть и иной подход к этой проблеме: за права надо бороться, их завоевывают, в первую очередь, это относится к политическим и социально-экономическим правам и свободам.

Правовое положение или статус человека, — это совокупность прав, свобод и обязанностей, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, которыми он наделен как субъект правоотношений.

Субъективное право — это юридическая возможность человека совершать определенные действия, предусмотренные нормами права и направленные на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека. Реализация этого права зависит, с одной стороны, от желания человека, а с другой — от гарантий, установленных государством.

Различие между понятиями право и свобода весьма условно. Однако свобода чаще связывается с внутренним миром человека, его самостоятельностью, а право чаще предполагает положительные действия, услуги со стороны государства, правомочия человека на участие в деятельности различных организаций.

Юридическая обязанность человека — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица, не зависящая от его личного желания и исполняемая большинством граждан добровольно, на основе высокого правосознания, а при необходимости — и с применением государственного принуждения.

Каждая из отраслей права закрепляет права, свободы и обязанности в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д. В совокупности они определяют понятие правового положения (статуса) человека. Конституционное право закрепляет основы правового статуса человека, являющегося одним из важнейших конституционно-правовых институтов, который включает исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Основы правового статуса человека значительно уже понятия правового положения личности, включающего в себя все права, свободы и обязанности, возникающие при реализации человеком норм всех отраслей права. Понятие основы правового статуса личности в Российской Федерации, как подчеркивается в ст. 64 Конституции, закрепляется положениями главы второй Конституции Российской Федерации.

 

6. 2. Конституционный статус гражданина 

  Российской Федерации

 

Основы правового статуса личности в Российской Федерации включают в себя ряд важнейших положений: принадлежность к гражданству как важнейший элемент конституционного статуса личности, обусловливающий полную правоспособность лица; общие принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения гражданина Российской Федерации с государством основаны на их взаимной ответственности. С одной стороны, гражданин обязан выполнять Конституцию и законы Российской Федерации и за их нарушение нести ответственность, а с другой стороны, государство считает своей обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципыправового положения личности, исходя из которых и осуществляется использование прав и свобод человека, и исполнение его обязанностей. Главным принципом, характеризующим правовой статус личности, является равноправие, включающее равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины.

Фактическая реализация прав и свобод обеспечивается их гарантированностью, закрепленной в Конституции. Главным их гарантомвыступает государство, которое осуществляет защиту прав и свобод через всю систему государственных органов, Конституция расширила также рамки участия самого человека в защите своих прав и свобод.

Правовой статус личности основывается на презумпции неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. Ограничение правоспособности конкретного человека допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Важным принципом является непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, конституционные нормы могут быть непосредственной основой решений судебных и иных государственных органов.

Правовой статус личности основывается и на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Причем некоторые права имеют характер общественного долга, например, право на образование, избирательные права и др.

Однако наряду с общими принципами равноправия личности в Российской Федерации существуют и предусмотренные Конституцией Российской Федерации особенности конституционного статуса отдельных категорий граждан. Эти особенности условно можно разделить на две группы: естественные и социальные.

Естественные особенности правового положения граждан Российской Федерации связаны с рядом таких характеристик, как возраст человека, пол, состояние здоровья, раса и национальность.

Социальные особенностиправового положения граждан Российской Федерации связаны с социально-экономическим положением человека, его сферой деятельности, а также проживанием в отдельных местностях.

Кроме того, к особенностям конституционного статуса можно отнести особое правовое положение граждан в условиях чрезвычайного положения в стране, когда допускается временное ограничение прав и свобод человека и гражданина с введением дополнительных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Ряд прав и свобод, в первую очередь политических, принадлежит только гражданам РФ, им же вменяется обязанность по защите Отечества и несению военной службы.

 

6. 3. Конституционные основы правового положения

иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, ред. от 31. 07. 2020, Рос. газ. от 31 июля 2002 г. ). Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданств — это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Понятие «иностранный гражданин» обычно включает в себя понятие «лицо без гражданства», кроме случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила.

Иностранные граждане делятся на три группы:

- Временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, на срок не более 90 суток (бизнес, туризм, работа по контракту, приглашение и др. ).

- Временно проживающие в Российской Федерации на основании разрешения, которое им выдается сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также на основании приобретённого патента.

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. В случае получения разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Патент приобретается иностранным гражданином на срок от одного до двенадцати месяцев, может продлеваться на период от одного месяца.

Иностранный гражданин при обращении за получением патента должен подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации документом о прохождении соответствующего экзамена.

Не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Мотивированное предложение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации формируется на основании прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.

Правительство Российской Федерации приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы,

- Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство (ВНЖ), которое может быть выдано иностранному гражданину, прожившему РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Ранее вид на жительство выдавался органами миграционной службы в составе МВД сроком на пять лет. С 1 ноября 2019 года для большинства категорий иностранных граждан вводится бессрочный вид на жительство. То есть срок действия такого бессрочного ВНЖ не ограничен. Менять ВНЖ нужно будет в 14, 20 и 45 лет, а также при смене ФИО или при порче документа.

Разрешения на временное проживание и вид на жительство не выдаются, а ранее выданные аннулируются в случае, если иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; создает угрозу безопасности Российской Федерации или гражданам Российской Федерации; совершает или оказывает содействие в совершении террористических актов; выдворялся за пределы Российской Федерации; сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден или имеет неснятую (непогашенную) судимость за совершение тяжкого преступления; неоднократно в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации; не имеет законных источников существования без помощи государства; по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения; болен наркоманией или инфекционным заболеванием, опасным для окружающих, и др.

В соответствии с федеральным законом иностранные граждане имеют ограничения при передвижении в пределах Российской Федерации, не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (патента). Работодателями для иностранных граждан могут быть физические и юридические лица, получившие специальные разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе. А также согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11. 10. 2002 г. № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу», существует список должностей, которые иностранные граждане просто не имеют права занимать. Так, например, иностранцы не имеют права: - работать на предприятиях, которые обеспечивают безопасность Российской Федерации; - участвовать в военных формированиях, работать в организациях Вооруженных сил Российской Федерации; - командовать воздушными судами гражданской авиации; - работать на государственной или муниципальной службе; - состоять в экипаже военных и некоммерческих судов и летательных аппаратов Российской Федерации; - работать в организациях, обеспечивающих сохранность государственной тайны или использующих сведения, составляющие государственную тайну; - работать на предприятиях, чья деятельность связана с радиационным и ядерным производством: - разработкой, эксплуатацией, хранением, перевозками, а также утилизацией подобных изделий.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную или альтернативную гражданскую службу. Однако в 2007 г. в закон была внесена поправка, в соответствии с которой иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию на основании приглашения, выданного МИДом по ходатайству: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации; международных организаций и их представительств в Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом должны быть предоставлены гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан на период их пребывания в Российской Федерации. Органы МВД выдают приглашения по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию, обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней в территориальных органах МВД, которые осуществляют контроль за их пребыванием на территории Российской Федерации. Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации и невыполнения требования о выезде (в срок от 3 до 15 суток) он подвергается депортации (принудительной высылке) за его счет или за счет приглашающей стороны, или за счет средств федерального бюджета.

Статус дипломатических работников имеет особый правовой режим, основанный на привилегиях и иммунитете, установленных законодательством и международными договорами.

Особый статус, определенный федеральными законами, имеют беженцыивынужденные переселенцы (См.: Федеральный закон «О беженцах» (от 19 февраля 1993 г. № 4528-1, ред. от 31. 07. 2020, Рос. газ. от 3 июня 1997 г. ); Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (от 19 февраля 1993 г. № 4530-1, ред. от 27. 12. 2018., Рос. газ. от 28 декабря 1995 г. ).

Беженцы — это лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации из других стран вследствие насилия, преследования по признаку расовой, национальной, религиозной принадлежности, языка или политических убеждений.

Лицо, имеющее основания для признания беженцем, может ограничиться заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (временное убежище). Эти лица лишаются льгот, предусмотренных для беженцев. Этот же статус может быть предоставлен лицу, не имеющему оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений оно не может быть выдворено за пределы Российской Федерации.

Вынужденные переселенцы — это граждане Российской Федерации, вынужденные переселиться (извне или внутри страны) по тем же мотивам. Их правовой статус аналогичен статусу беженцев. Вынужденным переселенцем может быть признано также лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, постоянно проживающее на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех (в том числе иностранных граждан) перед законом и судом, статья 62 Конституции РФ допускает особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с федеральным законом или международным договором. Конституция РФ и различные федеральные законы допускают также отдельные особенности правового положения российских граждан.

 

6. 4. Понятие и юридическая природа основных
прав и свобод человека и гражданина

 

Институт прав и свобод человека является одним из важнейших в конституционном праве. Правовой статус личности включает всю совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. В конституции же закрепляется относительно небольшая их часть, они называются в конституционном праве основными.

Факторы, определяющие необходимость конституционного закрепления прав: жизненная важность и социальная значимость прав, поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие существования демократического государства; изначальный характер принадлежности их человеку; в первую очередь конституционно закрепляются права неотчуждаемые, принадлежащие человеку от рождения; особые юридические свойства и специфика их реализации — они составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод; закрепляются за каждым человеком и гражданином, а остальные увязываются с обладанием лицом определенного статуса (рабочий, собственник имущества, покупатель и т. д. ); их всеобщность, они равны и едины для всех; отличаются основанием их возникновения — принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу его гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в России принята классификация основных прав и свобод. Основные права и свободы делятся на три группы: личные, политические, социально-экономические. Деление это условно, так как многие права можно относить к различным группам. Например, свобода мысли и слова может быть отнесена и к личным правам, и к политическим, а право частной собственности — и к социально-экономическим, и к личным правам.

Кроме этих трех групп прав и свобод, выделяются личные права и свободы в сфере правосудия, которые можно охарактеризовать как юридические гарантии по реализации основных прав и свобод.

Личные права и свободы присущи каждому человеку и не связаны с гражданством, они неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Это естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. К ним относятся: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища; право на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства; свобода выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации — и возвращения в Российскую Федерацию; определение и указание своей национальной принадлежности; право пользоваться своим родным языком; свобода совести и вероисповедания; свобода мысли и слова; свобода искать, получать, производить и распространять информацию.

К личным правам можно отнести и нормы запретительного характера: никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и др.

Важное место в системе личных прав занимают права, связанные с неприкосновенностью личности, жилища, с личной жизнью. Ограничение этих прав допускается только на основании судебного решения. Однако федеральные законы о полиции, оперативно-розыскной деятельности и другие разрешают для служебных целей подслушивать, подглядывать, фотографировать и другими способами нарушать тайну личной жизни, беспрепятственно входить в жилище.

К личным правам относится и право определять и указывать свою национальную принадлежность. Графа о национальности была изъята из паспортов и анкет. Однако это вызвало массовые протесты в некоторых республиках, требующих не только указания национальности, но и записей в паспортах одновременно на русском и национальном языках.

Политические права и свободысвязаны в первую очередь с участием во властных правоотношениях, а многие из них — и с обладанием гражданства Российской Федерации. В Конституции они адресованы, как правило, гражданам Российской Федерации, в отличие от личных и социально-экономических прав, которые адресуются каждому человеку, проживающему на территории Российской Федерации. Большинство политических прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут быть реализованы гражданами старше 18 лет, а ряд прав, связанных с участием в управлении делами государства, с избранием или назначением некоторых должностных лиц, с отправлением правосудия, реализуются в более зрелом возрасте. Кроме того, причиной ограничения политических прав и свобод может быть недееспособность, лишение свободы по приговору суда, утрата гражданства Российской Федерации, приобретение иностранного гражданства, наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, другие основания, установленные законом.

К политическим правам, обусловленным гражданством Российской Федерации, относятся: право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право личного и коллективного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Право создавать общественные объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, принадлежит каждому человеку. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений. В то же время федеральный закон устанавливает, что право на создание политических партий и участие в их работе принадлежит только гражданам Российской Федерации. Только граждане Российской Федерации могут быть учредителями религиозных организаций, хотя участвовать в их работе могут также лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации.

К политическим правам можно отнести и право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу по религиозным или иным мотивам. Сюда же относится предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также недопустимость выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.

Социально-экономическиеправа и свободысвязаны с обладанием собственностью, с трудовыми отношениями, отдыхом, здоровьем, образованием и другими социально значимыми потребностями личности и не зависят от принадлежности человека к гражданству. В первую очередь, это: право частной собственности, в том числе на землю; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; право наследования; а также свобода предпринимательской деятельности.

В советской Конституции провозглашалось право на труд, гарантированное государством. В Конституции Российской Федерации 1993 г. предусмотрена свобода труда, при этом государство не дает гарантии предоставления рабочего места желающему трудиться. В то же время Конституция гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Эти гарантии обеспечиваются различными государственными органами, без согласования с которыми не может быть создано ни одно предприятие или организация. Гарантируются также еще ряд прав: право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на отдых; социальная защищенность семьи, материнства и детства; социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и др.

Экономическое положение в государстве пока не дает полных гарантий в реализации права на жилище; права на охрану здоровья; права на благоприятную окружающую среду; права на образование. Конституция провозглашает: свободу литературного, художественного, научного творчества; охрану интеллектуальной собственности; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Несмотря на органическое единство этой группы прав и свобод, некоторые правоведы искусственно раздробляют ее и выделяют отдельно права экономические, социальные, трудовые, культурные, экологические и др.

Признание права частной собственности и свободы предпринимательства привело к значительному умалению роли государства в обеспечении социально-экономичес­ких прав человека. Ответственность за их реализацию теперь в равной степени ложится на всех субъектов социально-экономической деятельности, и, в первую очередь, на самих граждан. Таким образом, существовавшие ранее гарантии реализации социально-экономических прав значительно сузились. Это привело к тому, что значительная часть населения фактически лишена многих социально-экономических прав. Некоторые правоведы пытаются обосновать эту ситуацию тем, что социально-экономические права не являются юридическими нормами, а это лишь стандарт, к которому должно стремиться государство в своей политике.

Поправка к Конституции РФ, принятая в результате всенародного голосования 1 июля 2020 г., в значительной степени расширила пакет социально-экономических прав человека и гражданина в РФ. В первую очередь, это связано с гарантией минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, гарантией формирования системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержания ее эффективного функционирования, а также ежегодной индексации пенсий, гарантией обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат. Сюда же можно отнести и новую статью 75¹, гарантирующую защиту достоинства граждан и уважение человека труда. Статья 72 устанавливает «обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, создание условий для ведения здорового образа жизни (а это строительство стадионов, спортзалов и т. д. ), формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальная защита, включая социальное обеспечение. » Правительству РФ адресуются новые социально ориентированные полномочия, связанные с расширением социальных прав граждан. «Правительство РФ…в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей…в² ) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию, без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни…е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду…» и др.

Некоторые авторы связывают классификацию прав и свобод человека с этапами развития общества. Так, Л. Д. Воеводин отмечает совпадение эволюции прав и свобод с тремя эпохами новой и новейшей истории. Первый этап связан со становлением капитализма в Европе и Северной Америке, второй этап — с построением в СССР социализма, и третий этап — с распадом колониальной системы.

Права первого поколения – политические и гражданские (личные) права сформировались с победой буржуазных революций в Европе. Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и др. Законы закрепляли так называемую «негативную» свободу, обязывали государство не вмешиваться в сферу личной жизни и создавали условия для участия граждан в политической жизни страны.

Права человека второго поколения – экономические, социальные и культурные (социально-экономические) сформировались в конце XIX — начале XX вв. Так, в Германии была установлена единая система социального обеспечения, было закреплено право добывать себе содержание трудом. Но свое широкое развитие они получили лишь в Конституции СССР 1936 г. — были конституционно закреплены права на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, включая бесплатную медицинскую помощь. Сегодня эти права рассматриваются наряду с гражданскими и политическими в качестве обязатель

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...