Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Основные отличия рыночной экономики от плановой




Рыночная Плановая

Господствующая форма собственности

Частная Общественная

Распределение общественного продукта

По капиталу По труду

Цель общественного производства

Получение прибыли Удовлетворение потребностей народа

Регулирование народного хозяйства

Рыночное Плановое

Основные принципы рыночной экономики закреплены в Конституции Российской Федерации, а Гражданский и Трудовой кодексы Российской Федерации развивают некоторые из этих положений: многообразие и равноправие форм собственности; свобода экономической и предпринимательской деятельности; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции; свобода труда.

Важнейшей экономической основой конституционного строя Российской Федерации является многообразие и равноправие форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Несмотря на это конституционное положение, продублированное также и в Гражданском кодексе (ст. 212), о том, что «Права всех собственников защищаются равным образом», в ст. 35 Конституции Российской Федерации сделан иной акцент: «Право частной собственности охраняется законом». Из сопоставления этих конституционных положений можно сделать вывод о том, что фактически речь идет о едином по содержанию праве собственности, у которого могут быть лишь различные субъекты права собственности.

Другой важнейший принцип рыночной экономики — свобода экономической и предпринимательской деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Принцип единства экономического пространства и близкий ему принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств дополняется правом каждого свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства и свободой распространения информации. Дополнительной гарантией является недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий. Однако единство экономического пространства может быть достигнуто лишь преодолением различий между регионами страны по уровню жизни, условиям развития.

Поддержка конкуренции дополняется требованием недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Все это должно вести к повышению качества товаров, расширению ассортимента и снижению цен. Однако государственные монополисты топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, повышая цены на свои товары и услуги, обусловливают неизбежный рост цен по всей цепочке производства и реализации.

Свобода труда (не путать с правом на труд) каждому предоставляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Но государство не гарантирует реализацию права на труд, поскольку большинство предприятий не является собственностью государства, и оно не вправе обязать собственника принять кого-либо на работу. В качестве компенсации государство лишь гарантировало право на защиту от безработицы в форме выплаты пособий. В федеральном конституционном законе было безликое полномочие Правительства об осуществлении регулирования в социально-экономической сфере.

К сожалению, итоги экономической реформы 90-х годов в России оказались неоднозначными. Коллектив ученых Российской академии наук еще в 1999 г. пришел к выводу, что в России фактически разразилась национальная катастрофа. Вместо обещанного роста благосостояния народа произошел антинациональный передел государственной собственности в интересах кучки олигархов, принявший криминальный характер, и как результат — массовое обнищание народа.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации (2000 г. ) подчеркивалось, что основными препятствиями экономического роста являются «высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала». Мало что изменилось и в настоящее время. Решение этих проблем зависит от государства, от государственного регулирования в экономике. Успех любых реформ может быть обеспечен лишь в том случае, если они проводятся в интересах народа, а не в интересах кучки олигархов.

Эти цели были поставлены при разработке социального пакета поправок к Конституции РФ в 2020 г. Статья 75 Конституции РФ дополнена следующими положениями: «5) Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государство гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума…; 6) В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется ежегодная индексация пенсий…; 7) В Российской Федерации … гарантируется обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. » А в новом федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» введена отдельная статья 17 «Полномочия Правительства РФ в области трудовых отношений». В соответствии с поправками к Конституции РФ закон устанавливает, что Правительство принимает меры по реализации трудовых прав граждан и обеспечению их защиты; обеспечивает гарантии минимального размера оплаты труда не менее прожиточного минимума трудоспособного населения; обеспечивает реализацию принципов социального партнерства; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы.

Как уже отмечалось выше, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (См. ст. 8 Конституции Российской Федерации).

Субъектами права частной собственности выступают физические и юридические лица, а также — государственные и муниципальные образования.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом; они осуществляют права, несут обязанности, могут быть истцами, ответчиками в суде, должны иметь собственный баланс; имеют счет в банке и круглую печать. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими:

¾ коммерческие — это различные товарищества, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др. Главной их целью является получение прибыли. Коммерческие организации образуются путем объединения капитала учредителями;

¾ некоммерческие организации — это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, в которых получение прибыли не является главной целью.

В конституции РФ предусмотрены государственная, частная, муниципальная и иные виды собственности. Владельцами частной собственности могут быть физические и юридические лица. В соответствии с Конституцией Российской Федерации имущество может использоваться для предпринимательской деятельности как единолично, так и совместно с другими лицами, т. е. для получения прибыли, в отличие от личной собственности, используемой для удовлетворения личных потребностей, хотя некоторые правоведы отождествляют понятия частной и личной собственности.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Государственная собственность делится: 1) на федеральную собственность, которая по объектам собственности не имеет никаких ограничений, и 2) на имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации), которое по объектам собственности ограничивается предметами их ведения. К объектам муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, их перечень также ограничен вопросами местного значения, которые закреплены за различными муниципальными образованиями.

При этом от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Они могут создавать государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие статус юридических лиц. Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которые, в свою очередь, не отвечают по их обязательствам и по обязательствам друг друга.

К иным формам собственности можно отнести: собственность общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и религиозных объединений; некоммерческих организаций; личную собственность граждан и др.

Объекты права собственности устанавливаются Гражданским кодексом РФ. В собственности может находиться любое имущество. Ограничения могут устанавливаться законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Земля и другие природные ресурсы также могут быть объектами собственности и находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Однако это положение части 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации приходит в явное противоречие с частью 1 той же статьи, в которой утверждается, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они понимаются как естественная среда обитания человека, а не как объект купли-продажи.

В результате весьма продолжительной и острой борьбы между сторонниками и противниками купли и продажи земли в 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации (от 25. 10. 2001 №137-ФЗ, ред. от 31. 07. 2020 г., Рос. газета от 30. 10. 2001 г. ), разрешивший покупать и продавать земельные участки. Однако Земельный кодекс Российской Федерации регулирует земельные отношения, связанные лишь с 2 % земель, не отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. А оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом, который: ограничивает максимальный размер земельных участков; требует использования их по назначению; запрещает продажу земли иностранным гражданам и др.

При этом иностранные граждане, а также юридические лица с участием иностранного капитала могут пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Запрещается также приватизация этих земель.

Таким образом, в первой главе Конституции РФ закрепляются основные положения, характеризующие
роль государства в системе конституционного строя. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, Россия – социальное светское государство, с рыночной экономикой.

 

 

4. 3. Понятие и структура гражданского

общества

 

Социально-экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации характеризуют в первую очередь не само государство, а ту сферу общественных отношений, которая выходит за пределы государственно-правовых отношений и именуется гражданским обществом.

Гражданское общество — это, во-первых, комплекс добровольно сформировавшихся объединений индивидов, начиная от семьи до трудовых коллективов, политических партий и других объединений, не входящих в государственные структуры. С другой стороны, — это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные интересы и потребности человека и общества[1].

Это не означает разделения социального пространства на две изолированные сферы. Общество есть единое целое, между различными его сферами неизбежны взаимосвязь и взаимодействие. Государство влияет на жизнь автономной частной сферы созданием благоприятных или неблагоприятных условий для ее функционирования. С другой стороны, гражданское общество выполняет функции соединения частных и общественных интересов, посредничества между личностью и государством. Гражданское общество обретает свой подлинный расцвет в условиях демократии, а демократия развивается и сохраняется лишь на базе гражданского общества.

Основными показателямизрелости гражданского общества являются: наличие различных партий, в том числе оппозиционных; реальная свобода слова и информации; соблюдение прав гражданина, в том числе права частной собственности; наличие в обществе согласия или компромисса интересов всех классов и социальных групп.

Таким образом, для России гражданское общество является пока идеальной мечтой. Для его становления необходимо преодолеть экономический, политический, идеологический кризис, раздирающий страну на противоборствующие части. Видимо, поэтому в Конституции Российской Федерации понятие гражданское общество даже не упоминалось, но многие ее положения свидетельствуют о стремлении к его созданию. Одним из таких свидетельств является поправка к статье 114 Конституции РФ, которая устанавливает, что Правительство РФ «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики. »

 
Гражданское общество строится на основе многообразия форм собственности, представляющей экономическую основу гражданского общества. Многие политики игнорируют это положение и идентифицируют гражданское общество только с политическими партиями и другими общественными объединениями, а отдельные авторы идентифицируют гражданское общество исключительно с неправительственными организациями, финансируемыми из-за рубежа и выступающими за изменение конституционного строя в РФ. Однако, понятие гражданского общества значительно шире. К институтам гражданского общества относятся: ● все негосударственные внебюджетные предприятия, учреждения и объединения, создаваемые на добровольной основе; ● общественные объединения граждан, включая политические партии, некоммерческие организации, религиозные объединения, а также негосударственные средства массовой информации; ● различные организации в сфере воспитания, образования, науки, культуры, пользующиеся поддержкой и защитой государства; ● семья как основная и естественная ячейка общества.

Многие институты гражданского общества являются предметом изучения политологии и других учебных дисциплин. В курсе конституционного права рассматривается в большей или меньшей степени лишь часть элементов гражданского общества, в первую очередь, отношения собственности, объединения граждан и др.

 

4. 4. Понятие идеологического и политического

многообразия

 

Идеология является сложным духовным образованием, это — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, закономерности общественного развития и пути совершенствования общества.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все общественные объединения равны перед законом.

Все люди рождаются неодинаковыми, они живут в разных условиях, у них разные представления об окружающей жизни, разные идеалы, разные цели. Все это и обусловливает многообразие идеологий — различных систем, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общества.

Вместе с тем, необходимость национальной идеи, способной объединить народы России, была ярко выражена в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1999 г.: «Для России, переживающей сложные времена своей истории, жизненно необходимо новое видение своей будущности. Должен быть принят россиянами тот искомый национальный идеал (национальная идея), необходимость которого предощущается обществом и который может придать смысл бытия каждому гражданину и каждому из народов, что волей истории объединились в единое государство. Наверное, для этого потребуется время, не обойдемся мы без споров и дискуссий…»[2]

Сейчас каждая из многочисленных политических партий пытается представить обществу свое видение стоящих перед страной проблем и путей их решения. Это также является одной из форм идеологического многообразия.

В Российской Федерации наряду с идеологическим многообразием признаются политическое многообразие, многопартийность. Политическое многообразие обычно трактуется как сосуществование и взаимодействие различных политических партий, что, естественно, предполагает наличие многопартийности. Политическое многообразие предполагает также равенство и свободу выражения интересов и позиций различных партий, разнообразие мнений, т. е. идеологическое многообразие.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение. При этом подчеркивается, что общественные объединения равны перед законом. Революционный характер Федерального закона «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, ред. от 02. 12. 2019., Рос. газ. от 25 мая 1995 г. ), заключается в том, что впервые в истории государства разрешалось создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Конституция и федеральный закон запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Формы общественных объединений — политические партии, общественные организации, членами которых могут быть физические и юридические лица, имеющие равные права и обязанности; общественные движения, общественные фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности — все они не имеют индивидуального членства.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в органах юстиции, при этом они приобретают права юридического лица. Каждое общественное объединение должно иметь устав и другие учредительные документы (решение съезда, собрания учредителей). Общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства и своего устава несут ответственность, вплоть до приостановления их деятельности или ликвидации их по решению суда.

Наибольшую общественную значимость среди общественных объединений имеют политические партии. Основными целями политических партий является: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, дееспособные и достигшие возраста 18 лет. Членство в партии является добровольным и индивидуальным.

В июле 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях» (от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, ред. от 02. 12. 2019, Рос. газ. от 14 июля 2001 г. ) В соответствии с законом в политической партии должно было быть не менее 10 тысяч членов, и более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна была иметь региональные объединения численностью не менее 100 человек. В 2005 г. требования были ужесточены. Минимальная численность членов партии была установлена на уровне 50 тысяч, а региональных объединений — на уровне не менее 500 человек.

Однако в 2012 г. в федеральный закон «О политических партиях» было внесено изменение о резком снижении требований при регистрации партий. Нижний предел численного состава партий опустили до 500 человек. После упрощения порядка регистрации новых политических партий Минюст России буквально завалили заявками о регистрации новых партий. Одновременно с этим процессом шел процесс ликвидации мелких партий по решению суда в связи с тем, что они не участвовали в выборах. За 8 лет было ликвидировано 56 партий. В то же время в 2020 г. было создано 4 новых партии. Всего по состоянию на 1 января 2021 г. Минюстом России зарегистрировано 42 политических партии.

При проведении выборов по пропорциональной системе политическая партия должна преодолеть пятипроцентный барьер. На выборах депутатов Государственной Думы 19. 09. 2021 г. участвовало 14 политических партий, однако пятипроцентный избирательный барьер преодолели лишь пять партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия – За правду», ЛДПР, и политическая партия «Новые люди». С учётом одномандатных округов эти пять партий получили 442 депутатских мандата (соответственно – 324, 57, 27, 21, 13 мандатов). Ещё три партии («Родина», «Гражданская платформа» и «Партия Роста» сумели провести в парламент по одному человеку по мажоритарной системе в одномандатных округах. Из самовыдвиженцев, не связанных с политическими партиями, в парламент прошли еще пять человек. (Всего 450 депутатов).

Главная цель политических партий — борьба за власть, участие в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с законом они становятся единственным видом общественных объединений с правом выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Но это право является и их обязанностью, если партия в течение пяти лет подряд не принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации.

Политические партии пользуются поддержкой государства. Им обеспечивается равный доступ к государственным и муниципальным СМИ. Партиям могут предоставляться помещения и средства связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Осуществляется также государственное финансирование в целях компенсации финансовых затрат партии на выборах.

Партии могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Они вправе также принимать пожертвования от граждан Российской Федерации и юридических лиц. Не допускаются пожертвования из иностранных источников, а также от органов государственной власти и местного самоуправления, военных частей, религиозных и благотворительных организаций.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации и законы. Они должны ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных объединений, копии финансовых отчетов.

Среди других общественных объединений важную роль играют профсоюзы, которые объединяют граждан по профессиональным признакам, а также по политическим взглядам, в основном для защиты своих трудовых прав и экономических интересов (см.: Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, ред. от 03. 07. 2016 г., Рос. газ. от 20 января 1996 г. ).

К общественным объединениям относятся и религиозные объединения, являющиеся добровольными объединениями граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованных в целях совместного исповедания и распространения веры.

 
Религиозные объединения создаются добровольным объединением граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры. Как и другие общественные объединения, они могут создаваться без предварительного разрешения органов власти. При регистрации в органах юстиции они получают права юридического лица. Учредителями могут выступать только граждане Российской Федерации. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (от 26. 09. 1997. № 125-ФЗ, ред. от 02. 12. 2019, Рос. газ. от 01. 10. 1997), предусмотрены три вида религиозных объединений:

¾ религиозные группы, численностью не менее трех человек, осуществляющие свою деятельность без государственной регистрации;

¾ местные религиозные организации, зарегистрированные в органах юстиции, состоящие не менее чем из 10 участников, граждан РФ старше 18 лет, проживающих в одной местности. Для регистрации эти объединения должны были представить подтверждение о существовании на данной территории не менее 15 лет, которое выдавалось органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации. Однако в 2015 г. положение о 15-летнем сроке было отменено;

¾ централизованные религиозные организации, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.

На территории Новосибирской области действуют более 300 религиозных объединений, относящихся более чем к 20 конфессиям, 225 из них зарегистрированы в Главном управлении Министерства юстиции России по Новосибирской области, и имеют статус местных религиозных организаций. Ведущее место среди них занимают религиозные объединения Русской Православной Церкви – 110 зарегистрированных организаций. Действуют также объединения, относящиеся к различным направлениям христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или по решению суда.

В последние годы большое внимание привлекается к организации и деятельности некоммерческих организаций (НКО), деятельность которых регулируется федеральным законом «О некоммерческих организациях» (от 24. 01. 1996. № 7-ФЗ, ред. от 08. 06. 2020, Рос. газ. от 24. 01. 1996. ) В связи с тем, что многие некоммерческие организации, работающие при финансовой поддержке из-за рубежа, фактически ведут подрывную работу внутри государства, им было предложено зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, что вызывает естественно возмущение и со стороны самих НКО, а также со стороны их зарубежных спонсоров. Некоторые НКО нашли в законе уловку, они ликвидировали свои организации, а их бывшие члены стали напрямую получать финансовую поддержку (гранты) из-за рубежа.

Особое место в системе гражданского общества занимает национально-культурная автономия (см. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, ред. 04. 11. 2014, Рос. газ. от 25 июня 1996 г. ), которая определяется федеральным законом как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

В Новосибирской области созданы национально-культурные автономии российских немцев, украинцев, татар, евреев, корейцев и других национальностей.

На принципах идеологического и политического многообразия в РФ действуют негосударственные средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации для неограниченного круга лиц, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Конституция и Закон РФ «О средствах массовой информации» (от 27 декабря 1991 г. № 2124-1, ред. от 01. 03. 2020, Рос. газ. от 8 февраля 1992 г. ), гарантируют свободу массовой информации, запрещают предварительную цензуру. Вместе с тем не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

В 2017 г. в ответ на недружественные действия США в отношении российских СМИ, работающих на территории США (RT), в федеральный закон о СМИ была внесена поправка, обязывающая иностранные СМИ, работающие на территории РФ (Голос Америки, Свобода и др. ), также зарегистрироваться в качестве иностранных агентов.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации в органах по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Кроме регистрации необходима лицензия на вещание, которая выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Лицензия может быть аннулирована в случае нарушения закона.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Таким образом, одной из важнейших основ конституционного строя РФ являются идеологическое и политическое многообразие. Эти проблемы снова оказываются в центре взаимоотношений России с Западом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...