Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.4. Избирательное право и избирательные




7. 4. Избирательное право и избирательные

системы субъектов Российской Федерации.

Составной частью регионального законодательства является избирательное законодательство, которое наряду с общими для законодательства субъектов федерации чертами и свойствами характеризуется и некоторыми своими особенностями.

 Конституция Российской Федерации возводит выборы наравне с референдумом в узаконенную форму прямого народного волеизъявления. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и местного самоуправления и тем самым реализуют конституционное право на участие в управлении делами государства.

На территории Российской Федерации создаются и функционируют два уровня органов государственной власти: федеральный и региональный, а также органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству, либо избираются, либо назначаются. На федеральном уровне прямым способом избирается глава государства – Президент РФ и одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума.

На региональном уровне при помощи выборов формируются законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти, возможность существования которых предусматривается законодательством соответствующего субъекта.

В настоящее время посредством выборов формируются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации. В абсолютном большинстве субъектов федерации это законодательные собрания (в 32 субъектах РФ), областные думы (в 22 субъектах РФ), в некоторых субъектах РФ конституцией (уставом) предусмотрены государственные собрания, государственные советы и другие. В литературе часто используется одно общее название – парламенты субъектов РФ.

Принцип выборности распространяется также на избрание высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, которые возглавляют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. В большинстве республик конституциями предусмотрены должности главы республики. В большинстве остальных субъектов РФ учреждены должности губернаторов края, области и др.

Несмотря на масштабное реформирование российской избирательной системы, становление региональных избирательных систем, появление наряду с традиционными выборами новых их видов, теоретическое осмысление проблем избирательного права и избирательного законодательства, особенно регионального, не нашло должного места в науке конституционного права.

Таким образом, проведение выборов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который носит характер рамочного закона, и ему не должны противоречить иные федеральными законы и законы субъектов РФ при проведении выборов конкретных органов власти или должностных лиц.

Контрольные вопросы и задания к теме 7

1. Дайте определение понятий выборов, избирательного права, избирательной системы.

2. Основные принципыизбирательного права.

3. Избирательные системы, используемые в РФ.

4. Какие органы государственной власти и местного самоуправления в РФ формируются путем выборов по мажоритарной системе?

5. Какие органы государственной власти и местного самоуправления в РФ формируются путем выборов по пропорциональной системе?

6. Какие избирательные комиссии создаются для проведения различных выборов?

7. Каким образом осуществляется выдвижение: в кандидаты Президента РФ; в кандидаты в депутаты Государственной Думы?

8. Что необходимо выполнить для регистрации списка кандидатов в депутаты Государственной Думы?

9. Определение результатов голосования?

10. В каких случаях выборы признаются несостоявшимися, недействительными?

 

Тема 8. Конституционно-правовой статус

 Российской Федерации и ее субъектов

Учебные цели: усвоение конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации, статуса Российской Федерации и ее субъектов.

План

8. 1. Понятие и формы государственного устройства.

8. 2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства.

8. 3.. Статус субъектов Российской Федерации

 

8. 1. Понятие и формы государственного

 устройства

Государственное устройство — это структура государства, определяющая наличие или отсутствие в его составе других государств или государственных образований, статус этих образований и государства в целом, разграничение между ними предметов ведения, основы их взаимоотношений.

Различают три основные формы государственного устройства:

—   унитарное государство — это единое государство, основанное на концентрации властных полномочий в центре, на единой конституции и едином законодательстве;

—   федеративное государство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность. Этот союз основан на разграничении властных полномочий, когда каждый субъект федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. Обычно федерации образуются путем объединения двух или нескольких государств (договорный характер) либо путем признания отдельных национально-государственных образований и административно-территориальных единиц субъектами федерации (конституционно-правовой характер);

—   конфедерация — объединение нескольких суверенных государств, имеющих собственные органы государственной власти, но при этом создаются специальные общие органы для координации действий в решении некоторых общих задач — военных, экономических, внешнеполитических и т. п. Это объединение имеет, скорее, международно-правовой характер.

Субъекты федеративного государства формально являются унитарными государствами с ограниченным суверенитетом, но фактически все субъекты РФ, в том числе и республики, никаким суверенитетом не обладают.

 

8. 2. Статус Российской Федерации
как суверенного федеративного государства

 

Россия, многие столетия бывшая единым централизованным государством, после падения монархического режима и победы Великой Октябрьской социалистической революции, в январе 1918 г., на III Всероссийском съезде Советов в принятой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была провозглашена как Федерация советских национальных республик. Таким образом, субъектами Федерации были только национальные республики. После создания СССР в 1922 г. Российская республика, являясь одним из равноправных субъектов Союза, оставалась формально федеративным государственным образованием асимметричного типа. Наряду с различными автономными образованиями, являвшимися субъектами Федерации, в ней было значительное число областей и краев, не являвшихся субъектами Федерации.

Новый этап федеративного развития России формально наступил в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете, а практически — в 1991 г. после распада СССР. Важную роль при этом сыграл Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подписанный 31 марта 1992 г.

Федеративный договор 1992 г. назвал субъектами Федерации наряду с национальными образованиями все области, края и автономные образования, а также еще два города федерального значения. Все они получили общее наименование — субъекты Российской Федерации. Окончательно вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации был решен при принятии новой Конституции Российской Федерации в 1993 г.  

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. на момент ее принятия в состав Российской Федерации входили 89 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Конституцией предусматривается возможность принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе новых субъектов Федерации. Выход отдельных субъектов из Федерации не предусмотрен.

С 2003 г. начался процесс создания новых субъектов Федерации путем объединения уже существующих субъектов. А в марте 2014 г. в состав Российской Федерации была принята Республика Крым, и на этой основе были образованы два новых субъекта РФ — Республика Крым и ГФЗ Севастополь.

В результате по состоянию на 1 января 2021 г. в состав Российской Федерации входят 22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа. Всего насчитывается 85 субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это — государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Федеративным договором.

Важнейшей характеристикой конституционно-правового статусаРоссийской Федерации является её суверенность. Суверенитет государственный означает верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитической сфере. Наряду с суверенитетом государственным многие учёные разрабатывают положения о суверенитете национальном, суверенитете народном, суверенитете личности, о наднациональных органах власти и др. Это, по мнению другой части учёных, размывает и подрывает суверенитет государственный.

Признанным основоположником учения о суверенитете является древнегреческий философ Аристотель. В период новой истории основателем науки о политике из-за разработанной им теории государственного суверенитета является французский учёный Жан Боден. Большой вклад в дальнейшее развитие теории государственного суверенитета внесли Жан Жак Руссо, Ш. Монтескье, Н Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, а также Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Значительный вклад внесли также российские учёные Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин, современные исследователи — Р. Г. Абдулатипов, О. Е. Кутафин, Ю. И. Скуратов, Б. А. Страшун, М. В. Баглай и др.

М. В. Баглай разрабатывал теорию «остаточного суверенитета»[4], сущность которой заключается в том, что государственный суверенитет принадлежит Российской Федерации, а её субъекты обладают «остаточным суверенитетом». Это положение обосновывается тем, что ст. 73 Конституции РФ предоставляет субъектам РФ «всю полноту государственной власти» за вычетом предметов ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения. Однакопосле принятия Конституции РФ Конституционный Суд неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что республики в составе РФ, несмотря на то, что они названы государствами, не обладают государственным суверенитетом, на который некоторые из них претендовали[5]. После этого М. В. Баглай изменил свою позицию и считает, что субъекты РФ обладают только самостоятельностью в пределах своих полномочий, а не суверенитетом. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статусРоссийской Федерации предполагает также:

¾ наличие федеральной Конституции, имеющей верховенство на всей территории РФ, и собственного законодательства;

¾ территориальную целостность РФ;

¾ единое федеральное гражданство;

¾ общие для всей Федерации высшие органы государственной власти;

¾ единую федеральную систему права;

¾ федеральную собственность;

¾ единую денежную, налоговую и таможенную систему Российской Федерации;

¾ единые вооруженные силы Российской Федерации;

¾ единый государственный язык на всей территории Российской Федерации — русский язык;

¾ право международных и внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (абсолютная правоспособность);

¾ государственные символы — государственные флаг, герб, гимн, столица, государственные награды.

Важной характеристикой статуса федеративного государства является круг предметов ведения, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

А. В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; гражданство Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; организация публичной власти, установление системы федеральных органов власти и их формирование; судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; основы федеральной политики в области государственного и национального развития; государственные награды и звания; государственная служба.

Б. В экономической сфере: управление федеральной государственной собственностью, основы федеральной политики экономического, социального, культурного развития Российской Федерации; правовые основы единого рынка, финансы, денежная эмиссия, ценовая политика, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, метеорологическая служба, статистика и бухгалтерский учет.

В. В сфере международных отношений и защиты суверенитета: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, производство ядовитых веществ, наркотиков и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, защита государственной границы Российской Федерации и др.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

А. В сфере государственного строительства: обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; общие вопросы воспитания, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и др.; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Б. В экономической сфере: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и др.; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями; общие принципы налогообложения.

В. В сфере международных отношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных договоров Российской Федерации и др.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им часть своих полномочий и наоборот.

 

8. 3. Статус субъектов Российской Федерации

 

В отличие от большинства федеративных государств, в состав Российской Федерации входят различные субъекты, формально равноправные, но фактически имеющие не только различные наименования, но и неодинаковый статус. Он определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами субъектов, Федеративным договором, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения, которые заключались в 90-е годы между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (всего около 40 договоров). В настоящее время из них остался один договор с Татарстаном. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Характеристикастатуса республики в составе Российской Федерации:

1) республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории в рамках своих полномочий (хотя и не обладает государственным суверенитетом);

2) республика обладает:

¾ территорией, определяемой ее государственной границей. Граница может быть внутренняя и внешняя, граница между субъектами Российской Федерации может быть изменена с их взаимного согласия и согласия Совета Федерации Российской Федерации;

¾ конституционно-правовой системой;

¾ государственной собственностью;

¾ своим государственным языком (наряду с русским);

¾ международной правосубъектностью (ограниченной);

¾ государственными символами — гербом, флагом, гимном, столицей;

¾ предметами совместного ведения с Российской Федерацией и предметами исключительного ведения республики.

Статусдругих субъектов Российской Федерации имеет свои особенности:

¾ область, край, город федерального значения, автономная область и автономный округ являются государственными образованиями с административными границами, а не государствами;

¾ они имеют устав, а не конституцию;

¾ имеют административный центр, а не столицу;

¾ не имеют второго государственного языка.

Вне пределов ведения Российской Федерации (исключительного и совместного) субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. Однако, как уже отмечалось выше, субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, на который некоторые из них претендовали

Предметыисключительного ведения субъектов Российской Федерацииопределяются самими субъектами Российской Федерации самостоятельно при разработке своих конституций и уставов с учетом требований Конституции Российской Федерации.

Как правило, к предметам исключительного ведения относятся: принятие конституций, уставов, законов, внесение в них изменений, контроль за их исполнением; установление системы органов власти субъектов Российской Федерации и их формирование; принятие второго государственного языка (только в республиках); распоряжение государственной собственностью субъекта Российской Федерации; разработка и реализация социально-эконо­мических и иных программ; административно-террито­риальное устройство; организация и обеспечение деятельности органов местного самоуправления; международная правосубъектность (ограниченная); установление государственной символики, наград, почетных званий и др.

Характеризуя конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, необходимо обратить особое внимание на приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.

По предметам ведения Российской Федерацией принимаются только федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации по этим вопросам не имеют права принимать свои законы.

По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними не противоречащие им нормативные акты субъектов Российской Федерации.

По предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации издаются только законы субъектов, имеющие приоритет в этой сфере над федеральными законами, которые в соответствии с принципом разграничения вообще не должны приниматься по этим вопросам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...