Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.2. Принцип разделения властей




Одним из основополагающих принципов демократии, важнейшей предпосылкой верховенства права является принцип разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сущность этого принципа заключается в том, что разделяется не сама государственная власть (она остается единой), а разделяются ветви государственной власти. Они самостоятельны, независимы, равноправны и взаимно ограничивают и уравновешивают друг друга (система сдержек и противовесов).

В России наряду с тремя независимыми друг от друга ветвями власти есть президент, не входящий ни в одну из ветвей власти. Вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ в его руках сосредоточены значительные полномочия во всех сферах публичной власти: он играет ключевую роль при формировании Правительства РФ, от него зависит назначение всех федеральных судей, он активно участвует в законодательном процессе, может распускать Государственную Думу, активно участвует в формировании иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а предусмотренное Конституцией РФ отрешение Президента РФ от должности весьма проблематично.

 

9. 3. Система и виды органов государства

 

Совокупность всех государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации. Система государственных органов характеризуется различными видами государственных органов с указанием их основных функций.

Сложность системы государственных органов в Российской Федерации обусловлена многими факторами: необходимостью реализации многообразных функций государственной власти; принципом разделения властей, требующим выделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; наличием различных государственных органов с особым статусом; необходимостью координации и взаимодействия властей всех уровней; федеративным государственным устройством России, обусловливающим создание самостоятельных государственных органов субъектов Федерации; их разнообразие с национальными и региональными особенностями, как в названиях соответствующих органов, так и в их организационной структуре.

Можно выделить два основных классификационных признака государственных органов: функциональный и уровневый.

По функциональному признаку, обусловленному принципом разделения властей, выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, необходимо отметить особую роль Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти, обладает специфическими полномочиями, установленными Конституцией и позволяющими ему как главе государства оказывать влияние на все ветви власти. Не относятся ни к одной ветви власти также органы прокуратуры, следствия, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Центральный банк и Уполномоченный по правам человека. Они представляют собой органы государственной власти с особым статусом.

По уровню органа власти, обусловленному федеративным устройством, выделяются государственные органы власти федеральные и государственные органы власти субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие обеспечивается на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Итак, государственную власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации, а также органы государственной власти с особым статусом.

 В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система органов власти устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в Российской Федерации.

В отличие от системы органов есть понятие – структура органов. Это – перечень конкретных органов, входящих в систему органов, с их конкретными названиями, подчиненностью и т. д.

Теперь последовательно рассмотрим государственные органы различных ветвей власти — как федеральные органы, так и региональные органы субъектов Федерации.

1. Органы законодательной власти. Они формируются на основе свободных выборов, через них народ осуществляет свою власть. Эти органы обладают исключительным правом издавать законы, действуют на коллегиальной основе, решения принимают большинством голосов, независимы, среди них нет иерархической подчиненности.

 
На федеральном уровне — это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В субъектах Федерации законодательные органы различны по структуре и по названиям, но сущность их едина — они призваны осуществлять законодательное регулирование общественных отношений на территории каждого субъекта Федерации в рамках их компетенции.

2. Органы исполнительной власти. Главной их функцией является исполнение законов в процессе управления страной, субъектом Федерации. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. №2 – ФКЗ Правительство РФ позиционировалось как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. В новой версии закона от 6 ноября 2020 № 4 – ФКЗ Правительство РФ представлено, как орган публичной власти.

Исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и иных органов, входящих в единую систему публичной власти. В эту систему входят также органы местного самоуправления.

 Правительство РФ формируется Президентом РФ с участием Государственной Думы и Совета Федерации, а исполнительные органы субъектов Федерации формируются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Федерации.

В Российской Федерации сформирована трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, включающая федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Министерства осуществляют функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Службы осуществляют функции по контролю и надзору в своей сфере деятельности, а агентства — по оказанию государственных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, для реализации своих функций могут создавать свои территориальные органы в субъектах федерации, в федеральных округах и на иных территориях. Эти органы не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации — администрации, правительства субъектов Федерации — также имеют свою разветвленную систему: министерства, департаменты, управления, комитеты, отделы.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации подчинены федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации Правительство РФ осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в РФ. Правительство РФ также обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, способствует устранению разногласий между ними.

В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений была произведена реорганизация института полномочных представителей Президента Российской Федерации. Ранее они назначались в каждом субъекте Федерации, а в 2000 г. были созданы семь федеральных округов (с 2016 г.  – восемь), в которых полномочные представители Президента Российской Федерации формируют весьма разветвленную систему органов для координации деятельности федеральных органов власти на местах и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными объединениями.

 
3. Органы судебной власти. Они осуществляют государственную власть специфическими методами — посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 08. 12. 2020, Рос. газ. от 6 января 1997 г. ) и включает в себя: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации.

В 2014 году был ликвидирован Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 
 путём присоединения его к Верховному Суду с сохранением иных арбитражных судов, которые теперь подчиняются Верховному Суду Российской Федерации
 
.

 
Кроме органов государственной власти, отнесенных в соответствии с разделением властей к трем ветвям власти, создаются федеральные органы государственной власти с особым правовым статусом, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. По своему статусу они независимы и самостоятельны. К их числу относятся:

 
—   Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, подчиненная Генеральному прокурору Российской Федерации;

Следственный комитет Российской Федерации — является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

 
Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Однако этот же закон оставляет за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами право осуществлять надзор за исполнением законов Следственным комитетом.

 
—   Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий денежную эмиссию, обеспечивает защиту рубля и его устойчивость, не подчиняется Правительству Российской Федерации, подотчетен Государственной Думе;

 
—   Счетная палата Российской Федерации — государственный орган, формируемый палатами Федерального Собрания на паритетных началах (по шесть аудиторов) для контроля за исполнением федерального бюджета и других финансовых законов;

—   Центральная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе и осуществляющая руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдума;

 
—   Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, назначаемый Государственной Думой и призванный обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В субъектах Федерации также могут создаваться органы государственной власти с особым статусом.

Некоторые авторы относят все эти государственные органы к числу органов исполнительной власти. Однако эти органы имеют статус самостоятельных органов и не подчиняются Правительству РФ, которое возглавляет единую систему исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

 
(О деятельности органов государственной власти с особым статусом смотри соответствующие федеральные законы).

 

9. 4. Административно-территориальное

Устройство РФ

С системой органов публичной власти тесно связано административно-территориальное устройство государства. Именно в административно-территориальных единицах формируются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство — это деление территории государства на части (области, провинции, штаты, районы, уезды и др. ), в соответствии с которым строится и функционирует система органов публичной власти. Их принято называть административно-территориальными единицами.

Главная задача административно-территориального устройства — обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские — обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных её областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

Важнейшим принципомадминистративно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории.

Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации.

Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета РСФСР, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Федерации.

Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации на 85 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны, поскольку каждый субъект РФ остается частью РФ.

На федеральном уровне существуют следующие административно-территори­альные единицы:

—   Республика, край, область, автономная область — это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

¾ Города федерального значения (ГФЗ) — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург — бывшая столица России и второй по величине город в стране. Севастополь получил этот статус по наследству, поскольку имел аналогичный статус в то время, когда был в составе Украины.

¾ Автономные округа — это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельной административно-территориальной единицей. В 2005 – 2008 годах произошло объединение отдельных автономных округов (всего – 6) с прилегающими к ним краями и областями, были образованы новые субъекты РФ, в состав которых вошли бывшие автономные округа уже с новым статусом, как административно-территориальные единицы нового субъекта РФ.

Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области — это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

В большинстве субъектов Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

Базовыйуровень представляет собой деление территории субъектов Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

Первичный уровень — это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения — на городские районы.

¾ Район (муниципальный район) — основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции. Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района. После объединения отдельных субъектов РФ, некоторые автономные округа, присоединенные к краям и областям, получили в них новый статус.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

¾ Города республиканского, областного, краевого значения — это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статус городского округа, приравненного к статусу муниципального района. ВНовосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово. Особый статус наукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

¾ Города районного значения — промышленные и культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

—   рабочий поселок — населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

—   курортный поселок — населенный пункт в курортной зоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

—   дачный поселок — населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием.

Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они — на муниципальные районы (первичный уровень).

С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, вних могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Практически во всех административно-территориальных образованиях создаются органы местного самоуправления. Этому будет посвящена отдельная тема.

В 2020 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, в соответствии с которой «на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории». Это территориальное образование, не относящееся ни к одному субъекту РФ и подчиненное непосредственно федеральной власти. К их числу могут относиться закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона и др. На этих территориях не будет осуществляться местное самоуправление. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается федеральным законом. В 2020 г. было заявлено, что поселок городского типа Сириус в Сочи станет первой федеральной территорией в России.

В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов. В настоящее время созданы 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В 2014 – 2016 годах существовал Крымский федеральный округ, однако в 2016 г. он вошёл в состав Южного федерального округа. В федеральных округах были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, оказывают определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальными единицами страны, в первую очередь, перед республиками, областями, краями и другими субъектами РФ.

В статье 67 п. 1 Конституции Российской Федерации сказано:

Статья 67 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.

Понятие «федеральной территории» предложил ввести в Конституцию РФ редседатель Тульской областной думы Сергей Харитонов, отметивший, что к их числу, например, могут относиться закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности указанной территории, управление которыми «требует специального регулирования».

В декабре 2020 года был принят федеральный закон «О федеральной территории «Сириус». На территории ФТ находится созданный на основе Олимпийского парка образовательный центр «Сириус».

Таким образом, Россия как конституционная федерация обладает полной суверенностью на всей своей территории. В её состав на современном этапе входят 85 субъектов РФ. Взаимоотношения между РФ и её субъектами регулируются Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (1990 г. ) и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (1992 г. ), основные положения которых отражены в Конституции Российской Федерации

В России также образованы субъекты Федерации, обладающие вне пределов ведения Российской Федерации (исключительного и совместного) всей полнотой государственной власти на своей территории. Субъекты Федерации делятся на административно-территориальные единицы базового и первичного уровней. В административно-территориальных единицах создаются органы местного самоуправления. Кроме того, могут создаваться федеральные территории

Федеративноегосударство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность, основанный на разграничении властных полномочий. Каждый субъект Федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. При этом Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что субъекты Федерации не имеют государственного суверенитета.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...