Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

.Контрольные вопросы и задания к теме 8




. Контрольные вопросы и задания к теме 8

1. Назовите основные формы государственного устройства.

2. В чем сущность принципа совместного ведения?

3. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Российской Федерации.

4. Сравните содержание ст. 71, 72, 73 Конституции РФ о предметах ведения.

5. Определите приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.

6. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

7. Назовите отличия статуса республик от иных субъектов РФ.

 

Тема 9. Система органов публичной власти в Российской Федерации. Принцип разделения властей

Учебные цели: усвоение понятий государственные органы и системы органов государственной власти.

 

План

1. 1. Понятие и признаки органа государства.

9. 2. Принцип разделения властей

9. 3. Система и виды органов государства.

9. 4. Административно - территориальное устройство РФ

 

9. 1. Понятие и признаки органа государства

 

Органы публичной власти предназначены для управления обществом на разных уровнях. Их принято делить на органы государственной власти (центральные, региональные)

и местные (органы местного самоуправления).

В современном российском законодательстве до 2020 года отсутствовало понятие «органа публичной власти», которое является собирательным для правовых понятий «органа государственной власти» и «органа местного самоуправления», осуществляющие и олицетворяющие публичную власть на территории государства.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14. 03. 2020 N 1-ФКЗ " О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" публичная власть стала относиться к федеральному ведению.

В федеративном государстве органы публичной власти принято делить на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ (или региональные органы) и органы местного самоуправления (или местные органы).

Одна из главных функций любой конституции является устройство публичной власти, создание определенной системы ее органов, обеспечивающих эффективную работу всего государственного механизма. В статье 80 Конституции РФ подчеркивается важнейшая функция Президента РФ – обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех органов, входящих в единую систему публичной власти. Важнейшую роль в этом взаимодействии играют федеральные органы государственной власти.

Государство занимает центральное место в сложной структуре политической системы общества. В то же время оно само представляет сложную организацию, состоящую из многих элементов, которые и составляют систему органов государства.

Многообразие сфер социальной жизни, требующих государственного руководства, предопределяет сложность и разветвленность этой системы. Многие из государственных органов названы в Конституции Российской Федерации, где также закреплены их статус, порядок формирования, работы и взаимодействия друг с другом. В первую очередь, это федеральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Кроме них, в систему входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

 
Органы государственной власти являются предметом для изучения различными юридическими дисциплинами. Особенность же конституционного права заключается в том, что оно рассматривает основные стороны их организации и деятельности: общие принципы организации и деятельности государственных органов; правовой статус важнейших органов власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и ее субъектов.

Различные государственные органы (органы государства) отличаются друг от друга функциями, компетенцией, методами осуществления задач, принципами и формами деятельности. Однако имеютсяобщие признаки, присущие всем государственным органам.

Во-первых, это особый, установленный государством порядок образования. Каждый орган государства создается в соответствии с порядком, установленным Конституцией, законами или другими правовыми актами, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Не могут быть ликвидированы органы государства, установленные Конституцией, без изменения самой Конституции. Аналогичным образом, на основании конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации устанавливается порядок образования государственных органов власти субъектов Российской Федерации при обязательном соответствии основам конституционного строя и общим принципам организации органов государственной власти.

Во-вторых, другая важная черта государственных органов  ̶ это то, что они создаются для осуществления определенных задач и функций государственной власти (Федеральное Собрание — законодательный орган, Правительство — орган исполнительной власти и т. д. ).

 
Непременным признаком каждого органа государства является наделение его государственно-властными полномочиями, включающими возможность применения государственного принуждения. Решения, принятые государственными органами в пределах своей компетенции, обязательны для выполнения всеми другими государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, которым они адресованы.

  Государственно-властные полномочия органа государства составляют ядро его компетенции.

  Компетенциягосударственного органа или должностного лица – это сфера (круг) общественных отношений, в рамках которых указанный орган или должностное лицо исполняет возложенные на него функции и полномочия. Границы компетенции определяются как административно-территориальным делением государства, так и функциональным разграничением предметов ведения между различными органами.

Функциягосударственного органа или должностного лица – это одно из основных направлений деятельности государственного органа или должностного лица, непрерывная череда юридических действий по реализации задач, установленных перед указанным органом или должностным лицом Конституцией РФ, конституцией (уставом) субъекта РФ, законом или иным нормативным правовым актом. (напр.: Президент РФ – гарант конституции, Правительство РФ – орган исполнительной власти).

Полномочия государственного органа или должностного лица – это юридическая возможность или обязанность совершать конкретные юридические действия, связанные с реализацией задач, стоящих перед государственным органом или должностным лицом. (напр.: назначение Президентом РФ Председателя Правительства РФ).

Важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности. Составной частью этого порядка являются принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т. д.

Неотъемлемой частью статуса государственного органа является его самостоятельность в рамках определенной законом компетенции, включая финансовую самостоятельность и предоставление прав юридического лица. Каждый орган государства наделяется необходимым для функционирования имуществом, их финансирование осуществляется из соответствующих государственных бюджетов, что обеспечивает их независимость от других органов государства.

Будучи органами государства, они при осуществлении своих полномочий выступают от имени государства, используя при этом государственные символы и атрибуты: флаг, герб, гимн, государственный язык и др.

Как правило, органы государства имеют сложную структуру, но их составные части, в достаточной мере организационно и функционально оформленные, тем не менее, не могут выступать как органы государства, если они не обладают финансовой самостоятельностью. К таким вспомогательным органам относятся комитеты, отделы, комиссии и т. д.

Необходимо также различать понятия государственный орган и орган государственной власти. Каждый орган государственной власти можно определить, как государственный орган, но не каждый государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти, поскольку только органы государственной власти, осуществляя государственно-властные полномочия, обладают правом принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждан и их объединения.

Таким образом, государственный орган — это организационно и структурно обособленная (самостоятельная) часть государственного механизма, наделенная законодательством государственно-властными полномочиями и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти, при этоморган государственной власти наделяется правом принятия правовых актов внешнего действия.

Эти же признаки во многом характерны для органов местного самоуправления, которые совместно с органами государственной власти образуют единую систему публичной власти Российской Федерации. А органы общественных организаций, в отличие от государственных органов, не имеют государственно-властных полномочий, и за ними нет силы государственного принуждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...