Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 12




Контрольные вопросы и задания к теме 12

1. Назовите виды нормативных правовых актов в РФ

2. Назовите основные стадии законодательного процесса

3. Какие органы государственной власти участвуют в законодательном процессе?

4. Кто может быть субъектом права законодательной инициативы?

5. Какова роль Государственной Думы в законодательном процессе?

6. Какова роль Совета Федерации в законодательном процессе?

7. Какова роль Президента РФ в законодательном процессе?

8. Каковы особенности принятия федеральных конституционных законов и законов Российской Федерации по внесению поправок в Конституцию?

 

Тема 13. Правительство Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации

Учебные цели: уяснение порядка формирования Правительства и его компетенции, организации его деятельности, понятия системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

 

План

13. 1. Исполнительная власть: понятие и система.

13. 2. Порядок формирования Правительства Российской Федерации. Компетенция Правительства РФ, его акты.

13. 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

13. 1. Исполнительная власть: понятие и система.

 

 Главной функцией органов исполнительной власти является исполнение законов в процессе управления страной, субъектом Федерации. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. №2 – ФКЗ Правительство РФ позиционировалось как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. В новой версии закона от 6 ноября 2020 № 4 – ФКЗ Правительство РФ представлено, как орган публичной власти.

Исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и иных органов, входящих в единую систему публичной власти. В эту систему входят также органы местного самоуправления.

 Правительство — это коллегиальный орган исполнительной власти, который: решает общие вопросы управления государством; объединяет и координирует деятельность всех субъектов Федерации в вопросах исполнительной работы; представляет государство в международных отношениях на уровне правительств; возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Кроме того, статья 110 дополнена частью 3 следующего содержания: «3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации».

 

13. 2. Порядок формирования Правительства РФ.

Компетенция Правительства РФ, его акты.

 

Всостав Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Причем в составе Правительства может быть один или несколько первых заместителей. Некоторые заместители могут одновременно возглавлять федеральные министерства. В состав Правительства могут входить также иные руководители, имеющие статус федерального министра.

Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, достигших 30 лет, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства. Членам Правительства и иным руководителям федеральных органов исполнительной власти запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами территории РФ.

Порядок формирования Правительства РФ определен Конституцией Российской Федерации. Правительство РФ формируется Президентом РФ с участием Государственной Думы и Совета Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. Однако в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент назначает Председателя Правительства самостоятельно, при этом он вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Назначенный Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. Структуру утверждает своим указом Президент Российской Федерации.

Процесс назначения заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (кроме «силового блока») также происходит с участием Государственной Думы. Их кандидатуры представляются Председателем Правительства для их утверждения Государственной Думой, после чего они назначаются на должность Президентом РФ. При этом Президент не вправе отказать в их назначении. Однако в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент вправе назначить самостоятельно на эти должности лиц из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства РФ. А в случае, если после трехкратного отклонения Государственной Думой указанных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства остаются вакантными, Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. В случаях роспуска Государственной Думы Президент назначает указанных членов Правительства по представлению Председателя Правительства РФ.

Наряду с Государственной Думой в процессе формирования Правительства РФ принимает участие и Совет Федерации. Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности (органы «силового блока»).

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

В части исполнения международных договоров РФ необходимо отметить поправку к статье 79 Конституции РФ, которая усиливает положение статьи 4 о верховенстве Конституции РФ: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов разрешает Конституционный Суд РФ.

 
Как уже отмечалось, Правительство РФ несет полную ответственность перед Президентом РФ. Он в любое время может отправить Правительство РФ в отставку без указания мотивов своего решения.

Определенная роль в контроле за деятельностью Правительства отводится и Федеральному Собранию, которое путем принятия федерального конституционного закона определяет статус Правительства. Федеральное Собрание ежегодно принимает федеральный закон об утверждении федерального бюджета, проект которого вносит Правительство, и об исполнении бюджета. Правительство представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству или отказать ему в доверии при постановке этого вопроса Председателем Правительства, на основании чего Президент может принять решение об отставке Правительства.

Кроме того, палаты Федерального Собрания вправе приглашать на свои заседания и заслушивать Председателя и других членов Правительства. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право задавать вопросы, направлять им парламентские и депутатские запросы по различным вопросам их деятельности, члены Правительства обязаны давать ответ на запросы в установленные сроки.

Необходимо отметить также роль Счетной палаты, формируемой Федеральным Собранием, в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета и за финансовой деятельностью различных организаций и предприятий, получающих средства из федерального бюджета или льготы по федеральным налогам.

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации, поэтому оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Правительства.

Таким образом, отставка Правительства Российской Федерации: обязательна перед вновь избранным Президентом; возможна по собственному желанию, при этом она может быть принята Президентом Российской Федерации или отклонена им; также возможна по требованию Президента Российской Федерации; в случае выражения недоверия Думой и в случае отказа в доверии Думой при постановке этого вопроса Председателем Правительства.

Во всех случаях Правительство по поручению Президента может продолжать действовать до сформирования нового Правительства. Президент может отправить в отставку и отдельных членов Правительства. Например, в марте 1997 г. в отставку были отправлены все члены Правительства, кроме Председателя, и после этого был сформирован новый состав Правительства. При отставке Председателя Правительства в отставку уходят все члены Правительства.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

● разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

● обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

● обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

● обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

● обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

● осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

● осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

● содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

● обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

● осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны формирование в обществе ответственного отношения к животным;

● создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

● осуществляет управление федеральной собственностью;

● осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

● осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

● осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ, Рос. газ. от 9 ноября 2020 г. )иРегламентом Правительства РФ.

Председатель Правительства Российской Федерации:    • возглавляет Правительство РФ;

• в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;

 • несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий;

• представляет Правительство внутри страны и за рубежом;  • ведет заседания Правительства;

• подписывает акты Правительства;

• вносит предложения Президенту о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении и об освобождении заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

• вносит предложения о наложении взысканий и о поощрении членов Правительства;

• распределяет обязанности между своими заместителями; систематически информирует Президента о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в подготовке актов Правительства и обеспечивают их исполнение, в выработке и реализации государственной политики РФ;

• координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти;

• подотчетны Президенту РФ и Председателю Правительства.

Федеральные министры:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в подготовке актов Правительства и обеспечивают их исполнение, в выработке и реализации государственной политики РФ;

• осуществляют руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, координируют и контролируют деятельность находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

  Все вопросы, отнесенные к ведению конкретного министерства, решаются на заседаниях Правительства РФ с обязательным участием федерального министра или его представителя.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. На них имеет право председательствовать Президент Российской Федерации. Заседания Правительства могут быть открытые и закрытые.

В качестве постоянного органа Правительства для оперативного и предварительного решения вопросов государственного управления создается Президиум Правительства РФ, в состав которого входят Председатель Правительства РФ, его заместители, руководитель аппарата Правительства РФ, а также федеральные министры финансов, экономики, обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Правительство издает свои постановления и распоряжения, принимаемые большинством голосов. В пределах своей компетенции Правительство может издавать постановления, имеющие нормативный характер. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом Российской Федерации, а Федеральное Собрание может обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии актов Правительства Конституции Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства подписываютсяПредседателем Правительства или его заместителями, действуют на всей территории Российской Федерации и вступают в силу через семь дней после официального опубликования. В постановлении могут быть предусмотрены другие сроки: с конкретной даты; со дня опубликования; с момента подписания.

 

13. 3. Система и структура федеральных
органов исполнительной власти

 

 
 
В Российской Федерации сформирована трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, включающая федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, для реализации своих функций могут создавать свои территориальные органы в субъектах федерации, в федеральных округах и на иных территориях. Эти органы не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

Исполнительные органы субъектов Федерации формируются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В нее входят: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Кроме того, в систему исполнительной власти РФ неизбежно втягиваются органы местного самоуправления, которые могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом в части 2 статьи 132 Конституции РФ подчеркивается, что «реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации Правительство РФ осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в РФ. Правительство РФ также обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, способствует устранению разногласий между ними.

 
В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений была произведена реорганизация института полномочных представителей Президента Российской Федерации. Ранее они назначались в каждом субъекте Федерации, а в 2000 г. были созданы семь федеральных округов (с 2016 г. – восемь), в которых полномочные представители Президента Российской Федерации формируют весьма разветвленную систему органов для координации деятельности федеральных органов власти на местах и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными объединениями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314, ред. от 22 июня 2010 г., Рос. газ. от 12 марта 2004 г., в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

федеральные министерства, осуществляющие функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; они не вправе осуществлять функции по контролю и надзору и функции по управлению государственным имуществом; осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств;

федеральные службы, осуществляющие функции: по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, борьбы с преступностью и др.; издают индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлять управление госимуществом (кроме имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления) и оказание платных услуг;

федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции: по оказанию государственных услуг, по управлению госимуществом и правоприменительные функции; издают индивидуальные правовые акты.

Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Всего в структуре федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 1 января 2021 г. насчитывается 21 федеральное министерство, 28 федеральных службы и 19 федеральных агентств. (Их количество может изменяться). В структуре выделяются три большие группы.

В первую группу входят пять федеральных министерств (министерства обороны, юстиции, МВД, МИД, МЧС) с подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами, а также пять самостоятельных федеральных служб (ФСБ, СВР, Национальная гвардия, Федеральная служба охраны РФ и Федеральная служба финансового мониторинга. Существовавшая ранее Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков в результате реорганизации вошла в состав МВД России. ) и три федеральных агентства (федеральное архивное агентство, Главное управление спец. программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

В ведении Правительства Российской Федерации находятся 16 федеральных министерств с подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами. Это традиционные министерства: Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство промышленности и торговли, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Министерство транспорта, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство энергетики и др.

Правительству также непосредственно подведомственны 6 федеральных служб и 4 федеральных агентства, среди них: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам национальностей и др.

Кроме того, при Правительстве РФ создаются различные органы специфического характера: инспекции, центры, фонды, советы. В качестве координирующих органов в системе исполнительной власти действуют около 50 межведомственных комиссий для решения долгосрочных и других актуальных проблем. Они возглавляются руководителями федеральных ведомств. Их решения обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

В министерствеобразуется коллегия в составе министра, его заместителей, других руководящих работников, ее решения принимаются большинством голосов и объявляются приказом министра. Персональную ответственность за деятельность министерства несет министр. Министр в пределах своих полномочий издает правовые акты (приказы), которые могут иметь нормативный характер и в случае их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В целях повышения качества предоставления государственных или муниципальных услуг федеральным законом от 27. 07. 2010 г. № 210-ФЗ предусмотрена разработка административных регламентов в каждом органе исполнительной власти.

Административный регламент — официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям. Административный регламент исполнения государственных функций — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, раскрыть возможные формы внутренних взаимодействий различных органов власти между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов даёт как предприятиям, так и отдельным гражданам возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений. Таким образом создается реальная база для прозрачности ведомства. В административном регламенте указываются: перечень услуг; должностные обязанности, права, ответственность государственных служащих; должностной регламент государственного служащего.

Целью использования административных регламентов является решение определенных общих задач: детальная регламентация деятельности государственных служащих, обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти, противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов, оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение её эффективности.

Электронный регламент. Для решения таких важных для граждан проблем, как сокращение сроков прохождения документооборота, уменьшение количества злоупотреблений чиновников и сокращение количества допускаемых ошибок, вводятся электронные регламенты. Их задачей является законодательное создание механизмов, позволяющих контролировать административные процессы и как следствие — стимулировать повышение качества работы государственных служащих во всех органах власти. Электронные регламенты в целом можно квалифицировать как один из важнейших стимулов повышения качества и прозрачности работы органов государственной власти.

В современной российской практике регламентация исполнения государственных функций и оказания государственных услуг неразрывно связана с административной реформой, в которой создание административных регламентов занимало центральное место. Для России, где слабы традиции служения государственных институтов обществу, нет устойчивых механизмов ориентации деятельности государственных организаций на общественные потребности, необходима исчерпывающая и жесткая формулировка государственных обязательств, что, собственно, и предполагается сделать в форме регламентов. Административная реформа в России стартовала в 2003 году. Руководством страны тогда были поставлены четкие задачи — ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, повысить качество и доступность государственных услуг, а также эффективность деятельности органов власти.

Таким образом, Правительство в Российской Федерации как орган публичной власти, совместно с иными органами исполнительной власти, осуществляет исполнительную государственную власть в РФ под общим руководством Президента РФ. В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров и осуществляет систематический контроль за их исполнением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...