Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15.2. Функции прокуратуры и следственных




15. 2. Функции прокуратуры и следственных

органов и принципы их деятельности.

Система органов прокуратуры и следствия.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» за прокуратурой закреплен ряд специфических функций. В первую очередь это надзорные функции: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Надзор осуществляется за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами. Вне надзора остаются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды.

Осуществляется также надзор: за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера; за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя; опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В органах прокуратуры рассматриваются и разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина и др.

В своей деятельности прокуратура и следственные органы руководствуется принципами, закрепленными федеральными законами. Важнейшим принципом является их независимость. Они осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Этот принцип усиливается недопустимостью вмешательства в осуществление их деятельности. Воздействие в какой-либо форме органов власти, средств массовой информации на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое решение влечет за собой установленную законом ответственность.

Законом установлена обязательность исполнения требований прокурора и следователя. Эти требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Органы прокуратуры и следствия действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, об охране государственной тайны. Они обязаны информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В то же время никто без разрешения прокурора и следователя не вправе разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых этими органами, до их завершения.

В качестве принципа деятельности можно назвать и требование, запрещающее прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут также быть членами политических партий, запрещается создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В то же время следователям запрещается совмещать свою основную деятельность лишь с оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой).

Несмотря на то, что ни Генеральный прокурор Российской Федерации, ни Председатель Следственного комитета формально не обладают правом законодательной инициативы, в федеральном законе записано, что органы прокуратуры и следствия участвуют в правотворческой деятельности. Генеральный прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Следственный комитет имеет право разрабатывать и представлять в установленном порядке проекты федеральных и иных нормативных актов Президенту РФ и в Правительство РФ.

Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Такими же правами на соответствующем уровне обладают прокуроры и руководители следственных органов в субъектах Федерации, в городах и районах.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет также координацию деятельности органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Сотрудники следственных органов также вправе участвовать в этих координационных мероприятиях.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных изданий; прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Систему Следственного комитета Российской Федерации составляют: центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные подразделения Следственного комитета. Могут создаваться межрайонные отделы Следственного комитета РФ.

Порядок формирования прокуратур:

— Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ.  

Срок полномочий Генерального прокурора — 5 лет.

— Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ.

— Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом РФ, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

— Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок формирования следственных органов:

— Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Срок полномочий Председателя законом не установлен. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета. Президентом РФ назначаются также руководители главных следственных управлений по субъектам Федерации, их заместители и иные должностные лица, для должностей которых предусмотрены высшие специальные звания. На других сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральным законом.

В Генеральной прокуратуре и в Следственном комитете, а также в их структурных подразделениях в субъектах Федерации создаются коллегии, главные управления, управления, отделы, устанавливаются должности соответственно прокуроров и следователей.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства. Прокурорам и следователям запрещается открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках за пределами территории РФ. Это лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности следователей в районные и городские отделы, в виде исключения, могут назначаться лица, окончившие третий курс юридического вуза.

Лица, впервые назначаемые на должность, принимают Присягу прокурора и соответственно Присягу сотрудника Следственного комитета о соблюдении Конституции и законов, непримиримой борьбе с нарушениями закона, защите интересов личности, общества и государства.

На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Срок полномочий – пять лет. Для прокурора города, района или приравненного к нему прокурора возраст снижается до 27 лет, а стаж службы (работы) до пяти лет.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в следственных органах, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Для руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, возраст снижается до 25 лет, а стаж работы до трех лет.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение уголовного дела, производство расследования могут осуществляться только соответственно органами прокуратуры или следствия. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и транспорта прокурора, за исключением случаев обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Полномочия прокурора. При осуществлении возложенных на прокурора надзорных функций он вправе:

— беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения законов;

— требовать предоставления необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок и ревизий;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов;

— прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокурор вправе в любое время посещать эти органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с соответствующими документами, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и осужденных, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на них в нарушение закона. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в этих учреждениях.

В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий вправе:

— беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки;

— входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления документов и материалов, выделения специалистов, требовать проведения проверок, ревизий, различных исследований и привлекать для этих целей специалистов;

— вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протесты; представления; постановления; предостережения.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Он может быть принесен также на незаконное или необоснованное решение судьи по делу, в рассмотрении которого участвовал прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона должны быть приняты в течение месяца с письменным сообщением прокурору об их результатах.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление овозбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом в установленный законом срок с письменным сообщением прокурору о результатах рассмотрения.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения этого требования должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Председатель Следственного комитета издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...