Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 13




Контрольные вопросы и задания к теме 13

1. Каковы место и роль правительства при различных системах правления?

2. Составьте структурную схему Правительства Российской Федерации.

3. Каков порядок формирования Правительства?

4. Каковы меры ответственности Правительства перед другими органами государства?

5. Каков порядок отставки Правительства?

6. Назовите полномочия Правительства.

7. Каков порядок принятия правовых актов Правительства?

8. В чем сущность системы федеральных органов исполнительной власти, утвержденной в 2004 г.?

9. Составьте структурную схему федеральных органов исполнительной власти.

10. Раскройте сущность понятия «административный регламент».

 

 

Тема 14. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение конституционных основ правосудия, судебной системы, статуса Конституционного Суда.

 

План

14. 1. Понятие и принципы правосудия.

14. 2. Судебная система и порядок формирования судов.

14. 3. Конституционный судебный контроль в РФ

14. 4. Конституционно-правовой статус судьи.

.

14. 1. Понятие и принципы правосудия

 

В соответствии с принципом разделения властей в РФ действует судебная власть – это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами. Судебная власть призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества.

Правосудие — это особый вид государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Основное назначение судебной власти — защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет также важную роль в сдерживании и ограничении других ветвей власти: законодательной и исполнительной.

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства. Кроме того,  применение мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных разговоров и др. ), регламентированные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (от 18. 12. 2001 г. № 174-ФЗ, ред. от 08. 12. 2020 г., Российская газета 22 декабря 2001 г. ); толкование правовых норм (толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом; постановления Пленума Верховного Суда о практике применения уголовного законодательства); официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание человека умершим, установление фактических брачных отношений); ограничение конституционной правоспособности граждан (признание граждан недееспособными в связи с врожденным слабоумием или душевным заболеванием).

Наряду с этими функциями, имеющими внешний характер, можно выделить и функции внутреннего характера: надзор за решениями судов; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Конституционные основы судебной власти — это совокупность взаимосвязанных принципов и правовых норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации и конституционным законодательством и определяющих: взаимоотношения судебной власти с человеком; организацию судебной системы; функционирование всех ее органов.

Взаимоотношения личности с судебной властью: равенство всех перед законом и судом; право граждан на участие в отправлении правосудия; осуществление правосудия с участием присяжных и арбитражных заседателей; право каждого пользоваться помощью адвоката; презумпция невиновности; недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона; никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников; ведение судопроизводства на русском или государственном языке республики (на ее территории) и право каждого выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика; право на пересмотр приговора вышестоящим судом и право на помилование или смягчение наказания; право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти; запрет на обратную силу закона, отягчающего ответственность, и др.

Важнейшим принципом организации судебной системы является осуществление правосудия только судом, учрежденным в соответствии с законом. Не допускается создание чрезвычайных судов. Никакие другие властные органы не вправе осуществлять правосудие.

В федеральном конституционном законе выделяется также принцип единства судебной системы, которое обеспечивается соблюдением всеми судами федерального законодательства, надзором за деятельностью нижестоящих судов со стороны Верховного суда, признанием обязательности исполнения судебных решений на всей территории Российской Федерации, единым статусом судей, финансированием судов из федерального бюджета. Но при этом необходимо отметить конституционное закрепление специализации судов, в соответствии с которым Конституционный и Верховный суды независимы друг от друга. В судебной системе нет единого высшего или координирующего органа.

К организационным принципам относится и сочетание профессиональных и общественных начал в осуществлении правосудия. Наряду с профессиональными судьями в отправлении правосудия участвуют на непрофессиональной основе присяжные и арбитражные заседатели.

Принципы функционирования судебной системы включают: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; открытость и гласность при разбирательстве дел во всех судах; состязательность и равноправие сторон в суде. Обеспечение принципа равноправия сторон в суде дополняется уже упомянутым принципом презумпции невиновности.

Статус судей регламентируется Конституцией РФ и Законом Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» (от 26. 06. 1992. № 3132-1, в ред. от 08. 12. 2020, Рос. газ. от 29. 07. 1992). Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону — это конституционное положение является важнейшим условием самостоятельности судебной власти и позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие. Законом о статусе судей предусмотрены гарантии независимости судей: исключение постороннего воздействия на судей при вынесении судом решения в совещательной комнате; запрет любого вмешательства в деятельность судей; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.

Несменяемость судей обеспечивает стабильность судебной системы и является еще одной гарантией независимости судей. Вместе с тем закон предусматривает возможность приостановления полномочий судьи: в случае признания его безвестно отсутствующим; при привлечении судьи к уголовной ответственности с согласия квалификационной коллегии судей, а также в случае его участия в предвыборной кампании в качестве кандидата в депутаты. Полномочия судьи могут быть прекращены решением квалификационной коллегии судей: по заявлению об отставке; по состоянию здоровья; по истечению срока полномочий, в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением иностранного гражданства; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда и др.

Неприкосновенность судей — одна из важнейших гарантий их независимости. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а рассматривается оно по заявлению судьи Верховным Судом Российской Федерации.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, соответствующей квалификационной коллегией судей может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

 

14. 2. Судебная система и порядок формирования судов

 

 
В настоящее время в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 08. 12. 2020 г., Рос. газ. от 6 января 1997 г. ), судебная система РФ включает в себя:

Федеральные суды:  

• Конституционный Суд Российской Федерации (далее – Конституционный Суд);

• Верховный Суд Российской Федерации (далее – Верховный Суд), после ликвидации в 2014 году Высшего арбитражного Суда в его юрисдикцию входят:

 - система федеральных судов общей юрисдикции—она включает:

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;

- система арбитражных судов —она включает:

арбитражные суды округов (в отличие от федеральных округов арбитражных округов десять); арбитражные апелляционные суды (их создано 20); арбитражные суды субъектов Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам (специализированный суд).

Создан также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации для организационного и финансового обеспечения деятельности всех судов, находящихся под юрисдикцией Верховного Суда, в том числе мировых судей.

Суды субъектов Российской Федерации:

- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ о внесении изменений в ФКЗ «О Судебной системе Российской Федерации» должны быть упразднены до 1 января 2023 г.;

- мировые судьи (являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации). [2]

Формирование федеральных судов.

Порядок формирования федеральных судов регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Конституционный Суд состоит из одиннадцати судей Конституционного Суда. Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должность судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями.  Законом предусмотрен предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет, закон допускает, что одно и то же лицо может назначаться неоднократно. При этом на Председателя Конституционного суда не распространяется требование о предельном возрасте пребывания в должности судьи. Для заместителя Председателя Конституционного Суда установлен предельный возраст пребывания в должности судьи – 76 лет. Предыдущей редакцией закона предполагалось назначение на эти должности только из числа судей Конституционного Суда. Теперь у Президента Российской Федерации расширились возможности при подборе кадров на эти ключевые должности.

Верховный Суд состоит из 170 судей Верховного Суда. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей.

Председатель Верховного Суда назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Закон допускает, что одно и то же лицо может назначаться неоднократно. При этом на Председателя Верховного суда также не распространяется требование о предельном возрасте пребывания в должности судьи. Заместители Председателя Верховного Суда назначаются также Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, но основанному на представлении Председателя Верховного Суда, и также при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Одно и то же лицо может быть назначено на эту должность неоднократно. Но для заместителей Председателя Верховного Суда установлен предельный возраст пребывания в должности судьи – 76 лет.

Кроме того, Президент Российской Федерации принимает участие в формировании выборных органов Верховного Суда. В частности, в состав Президиума Верховного Суда по должности входят Председатель Верховного Суда и его заместители, а члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей.   

Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда. Судьи других федеральных судов назначаются по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на представлении председателя соответствующего федерального суда. При этом во всех упомянутых случаях необходимо положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей, а для судей всех военных судов ‒ положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей.

Председатели и заместители председателей всех указанных федеральных судов, кроме районных судов, назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Председатели и заместители председателей районных судов назначаются в том же порядке, но при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Отклоненные кандидатуры могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через один год в общем порядке.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда неоднократно. На Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи. По прекращении полномочий руководителей всех судов за ними сохраняется должность судьи соответствующего суда.

Мировые судьи назначаются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации

Полномочия судей Конституционного и Верховного судов, судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного и апелляционного судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, а также председателей и заместителей председателя указанных судов могут быть прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случаях совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях: - при несоблюдении ограничений, запретов и требований, установленных федеральным законом «О противодействии коррупции»; - прекращения гражданства Российской Федерации; - приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство на территории иностранного государства; - пользования финансовыми инструментами в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации; - занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи и др.  

Кроме того, Президент Российской Федерации принимает участие в формировании органов судейского сообщества. В соответствии с федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»  органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: - Всероссийский съезд судей; - конференции судей субъектов Российской Федерации; - Совет судей Российской Федерации; - советы судей субъектов Российской Федерации; - общие собрания судей судов; - Высшая квалификационная коллегия судей; - квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации; - Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; - экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Президент Российской Федерации назначает по одному представителю Президента Российской Федерации в Высшую квалификационную коллегию судей и в каждую квалификационную коллегию судей субъектов Российской Федерации. Представителем Президента Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной службе Российской Федерации.   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...