Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15.3. Иные органы с особым правовым статусом в системе органов государственной власти.




Российская Федерация относится к государствам с полупрезидентской системой правления и значительная часть органов государственной власти не вписывается в классическую систему разделения властей. Органы государственной власти, не вошедшие в классическую систему разделения властей, условно называют органами государственной власти с особым правовым статусом. К этой группе органов с особым правовым статусом относятся уже рассмотренные органы прокурорского надзора, органы Следственным Комитета РФ, а также Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека РФ.

Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий денежную эмиссию, обеспечивает защиту рубля и его устойчивость, не подчиняется Правительству Российской Федерации, подотчетен Государственной Думе. Председатель Центробанка назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, но кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации. Также и члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации, согласованному с Президентом Российской Федерации.

—   Счетная палата Российской Федерации — государственный орган, формируемый палатами Федерального Собрания на паритетных началах (по шесть аудиторов) для контроля за исполнением федерального бюджета и других финансовых законов. Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты, Государственной Думе представляет кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты  

—   Центральная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе и осуществляющая руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдума. В соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Президент Российской Федерации совместно с Советом Федерации и Государственной Думой принимает участие в формировании ЦИК, он назначает пятерых членов (одна третья часть) ЦИК. Палаты Федерального Собрания также назначают по пять членов ЦИК. Члены ЦИК избирают из своего состава тайным голосованием председателя, заместителя председателя и секретаря ЦИК.

—   Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, назначается Государственной Думой и призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. И хотя Уполномоченного по правам человека назначает на должность Государственная Дума, но предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями Государственной Думы.

В субъектах Федерации формируются территориальные органы Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Центрального банка РФ, а также создаются самостоятельные органы государственной власти с особым правовым статусом. Контрольно-счетные палаты формируются законодательным органом субъекта РФ. Региональные избирательные комиссии формируются законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта РФ на паритетных началах. Уполномоченный по правам человека назначается законодательным органом субъекта РФ.

Некоторые авторы относят все эти государственные органы к числу органов исполнительной власти. Однако эти органы имеют статус самостоятельных органов и не подчиняются Правительству РФ, которое возглавляет единую систему исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

Некоторые авторы относят к числу органов с особым правовым статусом Российскую академию наук (РАН). Однако статьей 2 федерального закона «О Российской академии наук…» от 27. 09. 2013 № 253-ФЗ и соответственно Уставом РАН установлено, что «Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением ». И естественно, РАН не может быть государственным органом, даже с особым статусом.

Таким образом, после раздела единого надзорного органа прокуратуры в Российской Федерации действуют два самостоятельных государственных органа ─ Генеральная прокуратура и Следственный комитет, каждый из них осуществляет свои функции. Оба органа играют важную роль в системе сдержек и противовесов. Наряду с этими органами функционируют еще четыре самостоятельных органа с особым правовым статусом

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...