Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Дизаденоидные заболевания 11 страница




В письме прежде всего могут находить свое выражение все те расстройства, которые касаются внутренней речи (скачка идей, разорванность, манерность, стереотипия). Маниакаль­ные больные продуцируют богатое, бегло набросанное боль­шими, выразительными штрихами письмо; меланхолики — скудные, отрывочные, вымученные записи; при Dp. негати­визм может мешать письму вовсе или приводить к неокончен­ным попыткам письма: манерность и стереотипия может вести к разукрашенному, замысловатому писанию с однообразны­ми, бесконечными повторениями. При Pp. наблюдается гряз­ное, испачканое писание, в котором с одной стороны обнаруживаются явления аналогичные с спотыканием на сло­гах, т. е. пропуски, удвоения, смещение и перестановка букв, слогов и слов, а с другой стороны нетвердость, размашистость и неравномерность отдельных штрихов письма, которое обу­словлено недостаточной способностью управлять тонкой иг­рой движений, В более поздних периодах заболевания обычно наблюдается полная аграфия, письмо делается бессмыслен­ным царапаньем. Тоже самое наблюдается при других тяжелых заболеваниях головного мозга (Ascl., Zc. Alzh. ). При Ну и Тг. N. мы наблюдаем атактическое письмо; при первой иногда встречается аграфия, обусловленная явлениями вытеснения. Недостаточное развитие внутренней речи и недостаточная способность управлять речевыми движениями вызывает при Olig — акатаграфию, т. е. неспособность правильно состав­лять слова и предложения, а с другой стороны беспомощное неуклюжее письмо.

Более тонкие расстройства письма, измерение времени, силы нажима, скорости, направление писания и их сложные взаимоотношения могут быть исследованы при помощи специа­льного аппарата — “весов для письма”.

2. Физические признаки болезни

Общий осмотр больного дает нам возможность судить об его общем состоянии. Мы должны определить, соответствует ли оно его летам, нет ли физического недоразвития (рост, вес, выраже-

 

ние лица, сравнительная величина головы), или преждевремен­ной старости (поседение, поблекшие черты, согнутая фигура). Затем отмечаются особенности телосложения (карликовый или слишком большой рост, акромегалия, искревление позвоночни­ка, членов), а также состояние питания (обилие жирового слоя, мускулатура, цвет кожи, окраска слизистых оболочек).

При обследовании кожи — ее сухость, постояное утолще­ние в соединении с недоразвитием скелета, указывает на Кг.; при Bas. мы наблюдаем тонкую чувствительную, легко потею­щую кожу, с живой возбудимостью сосудов. Сильное покрас­нение после первоначального побледнения почти до припухлости очень распространено при различных психопа­тиях, при Ну., а также в первой стадии Dp. При последней, именно при ступорозных состояниях, часто наблюдается циа­ноз и похолодание рук и ног: многочисленные рубцы от уко­лов на предплечьях, бедрах, груди животе свидетельствуют о наличности морфинизма. Брасающееся в глаза скопление жира на груди и бедрах может обусловливаться дизаденоидны-ми заболеваниями (гипофизис, половые железы). Слабая во­лосистость и слабо выраженные половые признаки указывают на задержку развития, которая обычно затрагивает и душев­ную область (случай 74). Редко встречающаяся adenoma seba-ceum может быть одним из проявлений туберозного склероза мозга.

Далее, мы должны обратить внимание на признаки задерж­ки развития и на следы перенесенных болезней. К первой группе прежде всего принадлежат — физический инфатилизм и длин­ный ряд уродств: заячья губа, волчья пасть, полидаталия, пла­вательные перепонки, сростание и искривление пальцев на руках и ногах, уродства ушей, неба, ненормальное положение зубов, эпиигипоспадия, крипторхизм, колобома, микрофталь-мия, альбинизм, ненормальная волосистость недоразвитие по­ловых органов, затем позднее выучивание ходить, неловкость движений, неопрятность мочею, картавость. Во второй группе важную роль играют признаки сифилиса: сифилистические за­болевания глаз, ушей, носа, сыпи, кожные рубцы, утолщение костей, Гутчинсоновские зубы, параличи глазных мышц, атро­фия зрительного нерва, исчезновение коленных рефлексов, спастические параличи, которые могут, правда, вызываться и другими энцефалитическими заболеваниями. На рахит, кото­рый, невидимому оказывает незначительное влияние на духов­ное развитие, указывают искривление позвоночника, грудной коробки, грудины и конечностей, утолщение костных эпифи-

зов, выемки, зазубрение и недоразвитие зубов. Неточно извест­но значение “Scapula scaphoidea”, западение внутреннего края лопатки, которое мы часто находим у больных со слабым сло­жением (lues, rachitis? ). Уменьшение какого-нибудь из членов нужно рассматривать, как возможное последствие детского па­ралича.

Особенно важны величина и форма черепа, так как они по­зволяют нам до известной степени судить о состоянии мозга. Маленький череп сам по себе или по отношению к величине тела является последствием недостаточного развития мозга, ко­торое в свою очередь является продуктом недоразвития или бо-лезненых процессов; в данном случае важную роль играет сифилис. То же самое относится к равномерному, шарообразно­му увеличению черепа с уменьшением скелета лица, что вызыва­ется гидроцефалией. Равномерно увеличенная голова часто соединяется с простым слабоумием.

Иногда рекомендуется более точное измерение величины и формы черепа, согласно методике Reiger'a для того, чтобы составить суждение насколько череп по отношению к длине тела является патологически малым (“относительная микроцефа­лия”).

Показательным для lues'a является череп с “олимпийским лбом”, который сильно выступает над глубоко запавшими носо­выми костями и “натиформный” череп с запавшими венечным и стреловидным швом. Рахитический череп характеризуется утол­щенным затылком и грушевидной формой с выступающими бо­ковыми частями. Иногда мы находим разные другие изменения черепа: косой череп, башнеобразный (turmschadel), острые голо­вы и килевидные головы, которые не имеют определенного отно­шения к клинической картине. Отверстия и рубцы на голове могут дать указания в этнологическом отношении на поврежде­ния головы, в особенности если эти рубцы срощены с костями и болезненны при давлении.

Из областей, принадлежащих головным нервам, глаз и его двигательный аппарат является самым важным. При исследо­вании зрения важно обратить внимание на цветосознание (Olig. Psych. ), затем на величину и форму поля зрения (кон­центрическое сужение при Ну, половинные или частичные выпадения при мозговых очагах), конечно не говоря уже на­сколько важно констатировать уменьшение остроты зрения, вызываемой заболеваниями зрительного нерва, о сущности которого дает возможность судить исследование глазного дна. (Застойный сосок) при мозговых опухолях и менингите, атро-

фия зрительных нервов при Pp. и Lc, retinitis при уремии). Встречающаяся иногда при Ну. слепота характеризуется по­мимо отсутствия какого бы то ни было изменения глазного дна, еще и тем, что больные довольно уверенно передвигают­ся. Своеобразную картину глазного дна дает редкая амауроти-ческая идиотия (срав. стран. 331).

Очень большое значение имеет точное исследование зрач­ков. Они могут быть узкими (Pp., в особенности табическая фор­ма Мо. ) или очень широкими (Pp., Lc, с другой стороны Ер. Psych., Atropin. del. ). Разница в ширине не встречается довольно часто (Pp., Lc. Psych. Dp. ). Неправильности формы зрачков, если, она не вызывается сращениями, рассматриваются как признак неравномерной инервации отдельных участков радуж­ной оболочки. Вялость сокращения, которую трудно опреде­лить, наблюдается при Ascl. T)sen., далее при Lc. и Pp., в последнем случае обычно, как предвестник полного исчезнове­ния реакции. Исчезновение всех зрачковых движений наблюда­ется при атрофии зрительного нерва, также при Lc. и Pp. Характерными для метасифилистических заболеваний (Рр, ta­bes) является рефлекторная неподвижность зрачков и исчезно­вение сужения на свет, при сохранившейся реакции на аккомодацию.

Меняющаяся неравномерность зрачков при разном освеще­нии может вызываться разницей в подвижности обоих зрачков. Также при еще сохранившейся реакции на свет (Pp. ) содружест­венное сужение освещаемого глаза при одновременном освеще­нии другого, а также обоюдосторонняя реакция на слабую гальванизацию глаза может отсутствовать. Тонкие исследования зрачков могут производиться особыми увеличительными аппа­ратами. Именно, можно констатировать (Dp. ) отсутствие игры зрачков и отсутствие расширения при эмоциональных пережи­ваниях (страх, боль, умственная работа).

Исследование слуха, помимо определения глухоты, которая может являться причиной умственной отсталости и вызывать иногда бред преследования, важно для открытия заболеваний лабиринта после повреждений головы (переломы черепа), а так же иногда сифилитических изменений среднего уха.

Изменения кожной и глубокой чувствительности мы встре­чаем прежде всего и более грубых поражениях мозга (опухо­лях, Ascl. Lc), особенно в связи с односторонними параличами (потеря чувствительности, стереогностические расстройства): конечно, у наших больных с более значитель­ным повреждением психики очень часто бывает невозможно

сделать точное исследование. Общее понижение болевой чув­ствительности представляет обыденное явление при Pp.; при табических формах оно особенно сильно выражено на ногах. При алкогольных невритах встречается то повышенная боле­вая чувствительность, то понижение кожной и глубокой чув­ствительности, но на ряду с этим постоянная болезненность при давлении на большие нервные стволы, часто и на мышцы. Разнообразные, часто изменяющиеся и поддающиеся внуше­нию расстройства ощущений могут сопровождать Ну.; а они обыкновенно отличаются тем, что будучи вызваны представ­лениями, связанными с сильным эмоциональным пережива­нием, по своему положению и распространению совершенно независимы от распределения нервов. Часто встречаются от­дельные болезненные при давлении точки (затылок, -под гру­дью, боковые стороны в нижней части живота, позвоночник), именно когда на них обращено внимание больных. Тогда час­то удается при давлении на эти пункты вызывать припадки или прекращать их.

Из двигательных явлений раздражения мы должны прежде всего обратить внимание на однообразно длящиеся в течение значительного времени, хореатические движения (хорея Syde-nahm'a Huntington'a, после гемиплегии) (стр. 402) и медленные атетотические (как остатки прошедших очаговых заболеваний, ). К ним примыкает пестрый ряд истерических судорожных явлений (судороги при глотании, икоты, отрыжка, судорожный кашель, спазм век, подергивание головой, лицом и плечами), paramyo-klonus, хореообразные подергивания), далее “тик” пси­хопатов (кивание головой, гримасы, подпрыгивание, откашли­вание, прищелкивание, прищуривание). Вторую группу составляют длительные напряжения, которые также могут явля­ться признаком тяжелого поражения мозга и часто односторон­него (Ascl., опухоли, Lc, Alzh., Enc, Hydr. Pp. ) или же бывают выражением душевного расстройства (негативистическое на­пряжение при Dp. ). Большое многообразие и изменчивость про­являют он при истерии (контрактуры отдельных частей членов, судорога век, лица, челюстей, аккомодации, половины языка, голосовых связок скашивание глаз, головы, позвоночника, спа-зом мочевого пузыря, кишечника). Наконец здесь следует упо­мянуть о наступающих приступами судорожных явлениях, о припадках эпилептических, эпи-лептоформых (Ale., AI. Lh. Lc. уремия, Ascl., Enc, Men., Hydr., экляпсия, повреждения мозга, опухоли), корково - эпилептических, паралитических, кататони-ческих, а также аффектэпилетических и исторических (ср.

стр. 398). К ним же примыкают обмороки (Ер., Dp., Ну., ) и апоплектические припадки (Ascl., Pp. ).

Что касается параличей, то мы должны отличать параличи органические и параличи психогенного происхождения. Наи­более частная форма среди первых, это односторонний пара­лич половины тела с расстройством чувствительности или без нее, с афазией — (при правосторонних параличах) и аирак-сией (в левой руке при правостороннем параличе). Он может быть вызван прежде всего тою же Ascl., далее — благодаря Lc, Enc. опухолям, эмболиям; вначале бывает вялым, позднее спа­стическим, с повышением сухожильных рефлексов, клонусом стопы и симптомом Babinsk'oro. Реже встречаются диплегии, (двусторонний Епс, моноплегии, параплегии. В противопо­ложность этим, большею частью длительно-устойчивым или, все таки, лишь очень медленно выравнивающимся расстрой­ствам, вызванным очаговыми заболеваниями, односторонние или ограниченные параличи при Pp., соответственно их про­исхождению путем микроскопических изменений, бывают бо­льшею частью необыкновенно скоропреходящими и могут бесследно исчезнуть уже через несколько дней. Подобные же быстро преходящие и неполные параличи встречаются иногда после тяжелых эпилептических припадков. При Ascl., Lc, Pp., очень часто наблюдаются более или менее распространенные парезы (неравномерная инервация обеих половин лица, сла­бость одной руки или ноги). Особое внимание следует обра­щать на параличи глазных мускулов. Етли они не являются остатками острых менингитических, реже энцефалитических заболеваний, то они с большою вероятностью указывают на сифилитический базальный менингит, иногда на встречаю­щийся у старых алкоголиков Polioencephalitis hamorhagica su­perior.

Параличи периферических нервов наблюдаются чаще всего при Korss, где они всегда связаны с болезненностью при дав­лении, при высоких степенях также с мышечной атрофией и реакцией перерождения.

Параличи при Ну., вследствии особых условий их проис­хождения в больше или меньше ясной связи с резко эмоциона­льно окрашенными представлениями совершенно независимы от области рапространения нервных путей. Их появление, так же как и исчезновение, прихотливо, изменчиво, часто доступно влиянию всевозможных воздействий. Сухожильные рефлексы часто бывают при этом очень живы, может существовать кло­нус стопы: наоборот, рефлекс Babinsk'oro всегда указывает на

разрушительные болезненные процессы. Хотя мускулы от от­сутствия упражнений и могут атрофироваться в значительной степени, но никогда не дают реакции перерождения. При близ­ко родственном травматическом неврозе полных параличей обыкновенно не наблюдается, hi блюдается только значитель­ная степень бессилия отдельных членов. То же самоме относит­ся и к Nsp.

Неловкость и неуверенность движений может или существо­вать с молодости, вследствии того, что воля не в состоянии до­стигнуть полного господства над своими механизмами (Olig. ), или же развиться позднее, как следствие разрушающих мозговых заболеваний. (Pp., Ascl., Lc, Dsen., Alzh. ); в качестве приходящих явлений мы наблюдаем их при опьянении и при Del. tr., Психиче­скими причинами они обусловливаются при Ну. и Tr. N., иногда и при Nsp. Выряженная атаксия наблюдается при Del. tr., и срав­нительно редко при Pp. табинскими явлениями. Походка делает­ся шаткой при опьянении, негибкой с широко расставленными ногами при Pp., трясущейся при Dsen., шаркающей при Alzh., медлительной при Ascl. При Ну. и Тг. N. может установиться “ас­тазия — абазия”, полная неспособность держаться на ногах и бес­помощное падение при всякой попытке пройти, хотя параличей нет. Симптом Romberg'a может быть вызван табическими изме­нениями при Pp., невритами при Ale. и Korss.

Дрожание. Очень распространенным симптомом является дрожание. Мы встречаем его в форме грубых, неправильных тол­чков при Del. tr. и при Тг. N. или Ну, очень правильного и одно­образного типа дрожание при Dsen., в виде очень тонкого вибрирования при Ale. и Psych., именно при Ваз.

Менее выяснено в настоящее время значение повышенной возбудимости при постукивании как, нервов, так и мускулов. Бо­лее всего обращает на себя внимание часто встречающийся при Dp., иногда и при других заболеваниях, Facialis — феномен, по­стоянно сопровождающий тетанию. Постукиванием по мускулам кисти и руки, часто можно вызвать Их подергивание. Нередко появление мышечного валика, особенно при постукивании по грудной мышце.

Повышение сухожильных рефлексов очень распространено у наших больных. Мы встречаем его при Psych, разного рода Ну; Ale., Dp., односторонние или двусторонние при разрушающих мозговых заболеваниях (Pp. Ascl. Lc), хотя не всегда удается с уверенностью решить, имеем ли мы дело с последней группой заболеваний, или нет. Безусловное отсутствие коленного реф­лекса указывает всегда на сифилитическую (наследственный

15—3770

сифилис, табические изменения) или алкогольную почву (не­врит). Часто бывает очень трудно получить несомненные дан­ные такого исследования, т. к. мускульное напряжение может вводить в обман; поэтому исследовать нужно неоднократно и при различных условиях (лежа, сидя, с прямо поставленными или положенными одна на другую ногами), пользоваться так же известными искуственными приемами (lendrassik). Простое по­нижение сухожильных рефлексов должно оцениватйся с боль­шою осторожностью, особенно если оно не одностороннее и не всегда находимо. Состояние рефлекса с Ахилова сухожилия по­зволяет сделать менее достоверные заключения. Более точное представление о состоянии сухожильных рефлексов и клонуса стопы можно получить записывая движение на закопченном барабане; это дает возможность отличать органические рас­стройства от функциональных.

Для полноты картины заболевания всегда необходимо бы-зает еще исследование общего состояния организма. При Korss. и при старых случаях Dp. вследствие недостаточного дыхания легко развивается легочный туберкулез; при Pp. конек нередко бывает вызван септической пневмонией. Увеличение сердца наблюдаем мы у пьяниц, аортиты и аневризмы азорты при Lc. реже при Рр, миокардит при Ascl, эндокардит при хорее. Пульс ускорен при Bas, часто также при Тг. К., именно при усилкйх; замедлен, кроме мозговых опухолей, при многих формах D;.. и Ascl., при последнем кроме того пульс часто неправильный, с выпадениями. Повышение кровяного давления представляет важный признак Ascl, в более слабой степени встречается чисто и при Mdp. Исследование мочи дает указания на существова­ние болезни почек (уремия), диабета и алиментарной гликозу-рий (Del. tr., тревожно-тоскливое состояние). Лихорадка относится большею частью к сопровождающим телесным забо­леваниями, но иногда может находиться в тесной связи с этио­логией заболевания млсм (абсцесс мозга, Men, Ene. припадки при Pp. Status < piiepticus, тяжелые формы (Del. tr. ) Обстоятель­ного исследования требует также и состояние общего питания. Оно может указывать нам на этиологию (лихорадочные заболе­вания, истощение вследствие нужды и забот, общую слабость), но и само может пострадать в тяжелой степени вследствии ду­шевных болезней (беспокойство, отказ от пищи, бессонница). Изменение веса тела, которое может давать очень большие ко­лебания, дает часто ценные данные для суждения о состоянии болезни; поэтому оно должно быть прослежено при всех обсто­ятельствах путем правильных взвешиваний. Во время присту-

пов Mdp. обыкновенно устанавливается понижение, затем подъем веса тела, то и другое с колебаниями. Значительная прибавка веса тела при Dp. может означать начало улучшения, но также и начало слабоумия. Тоже относится и к Pp.; здесь вес слабоумных больных часто непомерно повышается, а затем, к концу жизни, снова неудержимо падает до высших степеней изнурения.

Исследование обмена веществ, много обещающее в будущем, к сожалению, трудно исполнимо у наших больных; в настоящее время получены интересные данные при Ер. и Pp.

При всех душевных заболеваниях, вызывающих предполо­жение о менингитическом или сифилистическом заболевании, необходимо, по возможности, предпринять исследование цереб­роспинальной жидкости. При Men. оно дает, во-первых, повы­шение давления в спино-мозговом канале, а кроме того увеличение клеточных элементов, которые при острых формах (эпидемических, туберкулезный менингит, свежий Lc. ) может быть очень велико (тысячи клеток в кубическом мил. против 2—6 в норме); при Pp. увеличение держится в умеренных гра­ницах (20—200 в куб. мил). При Lc. и Pp. преобладают лимфо­циты, при других формах наблюдается также большое число лейкоцитов. Содержание белка бывает тоже обыкновенно по­вышено, независимо от увеличения числа клеток. При чисто эндартериитическом Lc. содержание клеток в спино-мозговой жидкости не повышено.

Большое значение, наконец, мы должны, сообразно име­ющемуся опыту, придавать исследованию реакции Wasser-тапп'а, хотя правильное выполнение ее сопряжено с возможностью многочисленных ошибок. При психических за­болеваниях реакция почти без исключения всегда ясно выра­жена при Pp., при том не только в крови, но и в цереброспинальной жидкости; при Lc. она тоже невидимому, существует в крови, но отсутствует, или слабо выражена в це-ребро-спинальной жидкости. Кроме того ее можно доказать более или менее выраженной в крови многих других больных. Отчасти здесь дело идет о случайном совпадении разнообраз­ных душевных заболеваний с сифилисом, отчасти же. у моло­дых лиц, о признаках наследственного сифилиса, которые обыкновенно не долго держатся. Во всяком случае, уже, те­перь выясняется, что не только ряд тяжелых детских заболева­ний мозга (микроцефалия, Hydr, хронический Men., и Епс. ) во многих случаях обязаны сифилису своим происхождением, но, невидимому, также и многочисленные более легкие де-

фектности предрасположения (инфантилизм, имбецилыюсть, дебильность, моральная тупость, импульсивные влечения), причины которых до сих пор темны.

Многооспариваемая диалитическая реакция Abderhallen 'a, выясняющая способность кровяной сыворотки диализировать те или иные составные части органов, до настоящего времени не дала еще никаких, ценных для психиатрии результатов.

V. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Главнейшим вспомогательным средством для исследования душевно-больных является расспрашивание их. Содержание во­просов должно быть, конечно, раньше всего приноровлено к данному случаю, чтобы возможно полнее проникнуть во все заболевшие области душевной жизни. Кроме того рекомендует­ся задавать всем больным ряд вопросов общего характера, кото­рое дают возможность сделать общее заключение о психической личности. Для легкости обаора вопросы эти делят на подгруппы, из чкоторых первая касается личных данных и воспоминаний, вторая и третья представлений времени и места, четвертая того, что в настоящее время окружает больного, пятая относится к способности счета, шестая общим школьным и общежитейским познаниям, седьмая способности суждения, восьмая к общим моральным представлениям. Само собою разумеется, что подоб­ные опросные листы, на которые можно заставлять давать отве­ты письменно или устно, можно составлять различным образом. Следующий образец может служить руководством.

I. Личные данные и воспоминания

1.                 Как вас зовут.

2.                 Кто вы такой.

3.                Сколько вам лет.

4.                Когда вы родились.

5.                Замужем ли вы (были) или женаты ли вы (были).

6.                 В котором году вы вышли замуж (женились).

7.             Сколько вам было лет, когда вы вышли замуж (женились).

8.                 Сколько лет вы (были) замужем (женаты).

9.                За кем вы (были) замужем (на ком женаты).

10.                  Какая девичья фамилия вашей жены.

11.                  Имеете ли (имели ли) детей.

12.                Сколько у вас детей (сколько было).

13.                 Сколько детей умерло.

14.                Как зовут (звали) ваших детей.

15.                 Сколько лет вашим детям.

16.                 В какую школу вы ходили.

17.                Как звали ваших учителей.

18.              Можете ли вы назвать кого-нибудь из школьных товари-

щей.

19.                Сколько классов вы прошли.

20.                 Оставались ли вы когда-нибудь в том же классе.

21.                   Какие предметы давались вам легко и какие трудно.

22.                Чем вы занимались по окончании школы.

23.               У кого вы имели ваше первое место.

24.                Отбывали ли вы воинскую повинность.

25.                 Как звали ваше военное начальство.

II. Представления времени

26.                 Какой у нас год.

27.                  Какое у нас сегодня число.

28.                  Какой сегодня день.

29.                 Сколько времени вы уже находитесь здесь.

30.                  Где вы были месяц тому назад.

31.                 Где вы были последнее Рождество.

32.                Скажите названия месяцев.

33.                 Как называются дни недели.

34.                Сколько дней в году.

35.                Все ли годы одинаковы.

36.                 Сколько дней в месяце.

37.                Сколько часов в дне.

38.                Сколько минут в часе.

39.                 Как делится минута.

40.                 Когда начинается весна, зима, осень, лето.

41.                 Отчего происходит день и ночь.

42.                 Когда бывают дни длинные и когда короткие.

43.                 Когда бывают Рождество, Пасха, Троица.

44.                 Какое у нас теперь время года.

45.                Который теперь час.

III. Представлении места

46.                 Где вы жили.

47.                 Назовите страны света.

48.                  Где юг.

49.              Что такое километр.

50.               Что такое квадратный метр.

51.                Как высока эта комната.

52.                  Какой длины ваш средний палец.

53.                 Какой дорогой вы приехали сюда.

IV. Окружающее в настоящее время

54.                 В каком вы городе.

55.                   В каком доме вы находитесь.

56.                 Кто вас привез сюда.

57.                 Знаете ли вы меня.

58.                Что за люди окружают вас.

59.                  Как зовут здешних врачей.

60.                 Как зовут служителей (сиделок).

61.                Знаете ли вы имена соседей больных.

62.                 Сколько кроватей в вашей комнате.

63.                 Сколько окон в вашей комнате.

V. Счет.

64. Сколько будет 2x4
65. ”     ”    5 х 7
66. ”    ”  3x17
67. ”     ”  12x13
68. ”      ”   3: 4
69. ”>     ”  15 + 7
70. ”    ” 64 + 48
71. О   1 ”              ”           О ~~ J
72. ”    ”  32-9
73. ”    ” 83 - 16
74. ”    ” 130 - 58
75. ”    ”   6: 2
76. ”    ”   81: 3
77. ”    ”   68: 7
78. Сколько нужно времени для того, чтобы пройти 6 кило-
метров, если одни километр проходят в 12 минут.
 

79.                Сколько зарабатывают в неделю, если в день получают 2 марки 70 пфенигов.

80.             Сколько процентов приносят 120 марок по 4% в два года.

81.                            Сколько франков составляют 16 марок, если 4 мар-ки=5 фр.,

82.             Каков объем комнаты в 5 метров длины, 4 метра ширины и 3 метра высоты.

VI. Школьные и общежитейские познания

83.                 Какие деревья бывают в лесу.

84.                 Какие сорта овощей вы знаете.

85.                  Каких млекопитающих, хищных зверей, рыб вы знаете..

86.                 Откуда получается шерсть.

87.                 Откуда получается хлопчатая бумага.

88.               Что такое термометр.

89.                 Какие меры веса существуют.

90.                 Как называются части света.

91.                 Какие государства существуют в Германии.

92.             Какая страна больше, Пруссия или Бавария, Вюртемберг или Саксония.

93.             Как называется главный город Германии, Баварии. Баде-на, Вюртемберга, Саксонии, Гессена, Франции, Англии.

94.                 Как называются отдельные округа нашей страны.

95.              На какой реке стоит наш город. Откуда и куда она течет.

96.                 Какие самые большие реки, Германии.

97.                 Какие немецкие города можете вы назвать.

98.                  Какие вы знаете города.

99.              Можете ли вы описать путешествие, которое вы сделали.

100.             Как зовут нашего местного монарха, как зовут кайзера.

101.                 Кто царствовал до него.

102.                 С какого времени существует немецкое Государство.

103.                 Кто был первым кайзером.

104.               Что было в 1870 году.

105.                Кто был Бисмарк.

106.                    Как зовут государственного канцлера.

107.               Что вы знаете о мировой войне.

108.                  Кто такой Гинденбург.

109.                 Как зовут Папу и где он живет.

110.                 Какие существуют религии и чем они отличаются едца от другой.

111.                 Кто такой был Лютер.

112.                  Кто такой был Христос.

113.           Что за праздники Рождество, Пасха, Троица, Крещение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...