Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Дизаденоидные заболевания 12 страница




114.                 Знаете ли вы каких-нибудь немецких поэтов.

115.                Можете ли вы назвать их стихотворения.

116.                Когда призываются к воинской повинности и на долго ли.

117.                 Какие роды оружия вы знаете.

118.                Всякий ли должен быть солдатом.

119.                 Какую цель имеют выборы.

120.                 С какого возраста имеют право выбирать.

121.                 Какие существуют партии.

122.               Чего желает центр, социал-демократия.

123.                    Кто издает законы.

124.                За что наказывают.

125.              Для чего существуют полицейские, суды.

126.                 Отчего нужно платить налоги.

127.               Что такое проценты.

128.                 С какою целью существуют карты инвалидов.

129.                 Какого рода деньги существуют.

130.               Что такое ценная бумага.

131.                               Сколько требуется ежедневно одному человеку для поддержания жизни, сколько семейству из 3-х лиц.

132.                 Сколько вам необходимо в год на одежду.

133.                   Сколько стоит платье, костюм, фунт говядины, чашка кофе.

VII. Способность суждения

134.                   Какая разница между рукой и ногой, между столом п стулом, между быком и лошадью, между птицей и бабочкой, между деревом и кустом.

135.                Чем отличается вода от льда, стекло от дерева.

136.                 Чем отличается адвокат от прокурора, выборы в рейх­стаг от выборов в ландтаг.

137.               Что тяжелее фунт свинца или фунт пуха.

138.                 Отчего дерево плавает, а железо тонет.

140.                 Отчего вода течет в реке и не течет в озере.

141.                 Какой самый необходимый металл.

142.                 Отчего посев не замерзает под снегом.

143.                 Отчего в городе деревья растут хуже, чем в деревне.

144.                 Отчего снег на горах лежит дольше, чем на равнине.

145.                 Отчего трубы строят возможно высокими.

146.                 Отчего в городе дома строят выше, чем в деревне.

147.              Отчего нельзя закрыть трубу, если печь должна топить­ся.

148.            Отчего в школу нужно ходить ребенком, а не взрослым. 139. Отчего плавает судно из листового железа.

149.                Отчего следует слушаться советов старших.

VIII. Общие моральные представления

150.             Для чего учатся.

151.               Какие обязательства мы имеем по отношению к нашим родителям, ближним.

152.                  Кого мы должны слушаться.

153.                 Необходимо ли слушаться родителей.

154.                 Отчего и зачем нужно делать сбережения.

155.                  Какова цель брака.

156.             Что такое клятвопреступление.

157.                 Почему наказывается разврат с детьми.

158.                   Почему не следует мучить животных.

159.                 Почему можно убивать животных.

160.                  Почему даже собственный дом нельзя поджечь.

161.                            При каких обстоятельствах были бы вы счастливы, несчастливы.

162.                 Что бы вы сделали, если бы пы нашли кошелек с 500 марками.

163.          Что бы вы сделали, если бы вы получили большой выиг­рыш.

164.                  Как вы представляете себе ваше будущее.

165.                 Можете ли вы привести пример неблагодарности.

166.              Что такое верность, набожность, скромность.

167.               Что составляет противоположность храбрости.

168.                  Какая разница между заблуждением и ложью, ненави­стью и завистью, скупостью и бережливостью.

Для того, чтобы иметь возможность правильно оценить данные полученных ответов, необходимо сравнить их с данными здоровых людей того же уровня. При этом обыкновенно выясня­ется что границы болезни гораздо уже, чем это можно было бы заранее предполагать. Как примеры явно болезненного заполне­ния опросного листа, я привожу ниже некоторые выдержки, из которых первые относятся к имбецилъности, вторые к мании, третьи к раннему слабоумию.

В этих примерах раньше всего выступает духовная бедность имбециллов. Ряд вопросов остается без ответа (21, 38, 86, 104, 105, 168) частью вследствие недостаточных знаний, частью

вследствие непонимания. Больной совсем не умеет считать. Смысл вопросов о том или другом различии он вовсе не понима­ет. Там, где он отвечает приблизительно верно, поражает беспо­мощный способ выражения, лишь приблизительно намечающий мысль. Недостаточная запись вычислений указывает на незна­чительные успехи школьного обучения (вопр. 20).

Совершенно другую картину представляет маниакальный больной. Хотя и у него школьное образование недостаточно, а знаки припинания почти отсутствуют, но все-таки выясняется, что он вполне понимает поставленные вопросы и отвечает на них по существу правильно, большею частью с излишней затра­тою слов. Ясно видно, что в первой группе ответов до 130 в про­тивоположность к остальным он проявляет наклонность к уклонению в сторону, к Шуточным, часто совершенно бессмыс­ленным ассоциациям и особенно к рифмам. Ясно, что здесь су­ществовала скачка идей, которая позднее (вопр. 135, 136, 138) намечается только в некотором изобилии выражений. Обе части опросного листа заполнены в различное время; при заполнении первой части маниакальное возбуждение было сильнее.

Ответы последнего больного в высокой степени замечатель­ны тем, что они за немногими исключениями (вопр. 34, 55, 36, 37) не имеют ни малейшего отношения к поставленным вопро­сам. Здесь мы имеем дело скорее с письменным “разговором мимо темы”, как это бывает, хотя редко в такой резкой форме, при раннем слабоумии. Следует отметить, в противоположность всегда понятному “разговору мимо темы” у истеричных, отсутст­вие здесь всякой внутренней связи. Сами по себе ответы боль­шею частью смысла и связи; отчасти они были подписаны один под другим, лишены не обращая внимания на вопросы (вопр. 159, 168). Очень часто мы встречаем образование новых слов (“Jonenen”, “fun”, “Gund”, “Nigrumm”, “Waft”) или искажение их (“Suktus”, “Jchackalleru”, “Ringenafter”, “kubnse”, “Rahmsau”). За­тем незаконченные предложения или скопления слов без грам­матической связи. При том больной был в состоянии свободно и вполне понятно изъясняться устно, хотя и тут все-таки была очень заметна разорванность его речи.

вопросы имбецилль-ность мания Ранее слабо­умие
20. Оставались ли Вы в том же классе?..... Очень часто Нет, кроме тех частых случаев, когда я вста­вал и садился снова Falterwirt Weinschenk1
21. Какие пред­меты были для Вас легки, ка­кие трудны?... Никакие, вообще это было тогда так же, как и теперь, так же и упо­требление, тяжелые тяжелы, легкие легки, предпоследнее воскре­сение мне было легко Hohiweg Stadelheim
34. Сколько дней в году?... 365... 365—366 полных, их также можно разде­лить на столько же половин Дни в году бы­вают только для меня лично
36. Сколько дней в меся­це?... 30 дней 31, 30, 28, в какой сте­пени принять и при­том часто бывают теплые и холодные... Sonenen und auch.
37. Сколько ча­сов в дне?... 24 часа 24 длинных и корот­ких, также длинных и более длинных, также совершенно вздорных Soviel Thiirstocke im Haus
38. Сколько ми­нут в часе?.. Круглых 60, могут быть квадратными 30 белые 30
40. Когда начи­нается весна, осень, зима?... Осень начина­ется в октябре 21 марта, 21 июня, 21 октября, 21 декабря, минут и секунд точно не знаю..... Eichhornchens Abgott
55. В каком доме Вы нахо­дитесь В здешней психиатриче­ской клинике Дом для наблюдения над душевно-больны­ми Ортопедическая лечебница
65. Сколько бу­дет 5x7? 43...... 35............ Fun
68. Сколько бу­дет 8+4?... 12........ 12............. Gund
72. Сколько бу­дет 32-9?... 72...... 23............ Pech

Ответы приводятся по-немецки, так как не поддаются переводу.

  имбецилль-   Ранее слабо-
вопросы ность мания умие
86. Откуда по-   Fon denSchafen fon der Reicheneder
лучается   Polizei nicht den sie fer-  
шерсть? steht nichts Sie sperrt die  
    Gscheiten ein die Affen  
    lassts laffen..,  
88. Что такое Мерить тепло- Мерить воздух и воду, Vereinszeichen-
термометр?... ту... aber nicht zum Ruam konkirs
    stessen (Ruben zerstos-  
    sen) Ich hatt' bald was  
    fergessen fom Essen  
    wenn ei was hatt' that  
    ichs essen...  
104. Что было в   Война против Фран- Freibad stadt
1870 году?...   ции, грехи и пороки  
    (Laster), были также  
  различные мостовые  
    (Pflaster), умные и глу-  
    пые люди, веселье и  
    страдание...  
105. Кто был Немецкий государст- Снова      не
Бисмарк?...   венный канцлер ob a возвращается
    hobser oder tanzer...  
114. Знаете ли Гете... Gothe, Gabelsberger, Девушка
Вы каких ни-   Jaan und wanns bressirt  
будь немецких   dichte ich auch was zsam  
поэтов?   von die Monarchen die  
    jetzt scho nimmer  
    schnarchen...  
126.   Отчего Из-за Чтобы государство Doch nichtalla
нужно платить государства имело деньги, для того Hindenburg
налоги?...   чтобы уравнивать рас-  
    ходы, которые требует  
    правление, для того  
    чтобы все содержать в  
    порядке...  
129.   Какого Золото и се- Banknotten war recht fur Полмарки
рода деньги су- ребро... Hotten totten und die  
ществуют?...   Todten aus Nickel und  
    Eisen kennst es glei weg-  
    schmeissen so a Eisen...  
  имбецилль-   Ранее слабо-
вопросы ность мания умие
130. Что такое Почтовая бу- Материя, сделанная из Kehrichtabfuhr
ценная бума- мага... дерева или тряпок и  
га?...   сверху номер so a Geld  
    nicht der Hergott schuf  
    so an Lumpenstoff off  
    offsoff...  

134. Какая разница между:

а) рукой и но- А) тело... А) то что руками рабо- A) Samenhand-
гой   тают, почти все устра- lung Gesellschaft
    ивают, между тем как mit beschrankter
    ноги служат почти Haft
    исключительно для  
    движения тела...  
В) столом и сту- В)скамейка В) стол выше стула, на B) Wulstig Saktus
лом?...   него можно все стано- Augenblick
    вить, а стул только во- Sammelstelle
    обще служит для  
    сидения...  
С) между быком С) это собака С) бык служит для C) Polio ist Nig-
и лошадью?...   тяги, у мясников для rinn Schackalleru
    питания; лошадь для Suchard
    бега, езды, даже для  
    цирка...  
D) птицей и ба- D)   между D) птица принадлежит D) Ringenatter
бочкой? ними голубь к птицам, а бабочка к Kusssse Missge-
    насекомым... burt Rahmsau
Е) деревом и Е) цветок... Е) Дерево высокое и E) Thn bich
кустом?...   сильное, имеет боль- hubsch erleich-
    шую частью только tern meiner Ver-
    один ствол, а куст wundung gemass
    много маленьких тон-  
    ких стволиков...  
135. Какая раз- Болото Вода это жидкость, He забывай ни
ница между во-   может быть налита во малейшего, ког-
дой и льдом?...   всякой формы сосуды, да ты придешь
    лед это твердая, офор- вниз
    мленная холодная вода  
136. Какая раз- Бургомистр Адвокат защищает, Emas Ungeschick
ница между ад-   уменьшает вину, про- ist unverzeihlich
вокатом   и   курор, наоборот, дока-  
прокурором   зывает,   обвиняет,  
    представляет дело худ-  
    шим  
  имбецилль-   Ранее слабо-
вопросы ность мания умие
138. Отчего де- Легкость... Потому что дерево лег- Du Saukerl dein
рево плавает на   че, содержит больше Gebell macht
воде, железо то-   воздуха, пористее, чем mich nicht irr.
нет...   железо и занимает бо-  
    льше места...  
142. Почему по- Вследствие хо- Потому что снег отго- Собака голая, а
сев не замерзает лода... раживает его от холода все-таки она бе-
под снегом?...   и сохраняет теплоту, жит на встречу
    поднимающуюся из работе.
    почвы на поверхность  
    земли...  
143. Отчего де- Из-за возду- В городе почва не при- Если ты уже вы-
ревья в городе ха... способлена для дере- учил это, прошу
растут хуже чем   вьев, также и воздух не на вальс.
в деревне?...   так плотно насыщен  
    газами...  
144. Отчего снег Вследствие хо- Так как существуют Gott kopfdos ge-
в горах остается лодного вохду- долины и ущелья, в recht kehrt kurz
лежать дольше, ха которых влияние пого-  
чем в городе?   ды не имеет значе-  
    ния...  
146. Отчего в Вследствие Так как больше людей Желание пожать
городе дома массы людей и почва должна быть дружескую руку
строят выше,   сэкономлена, для то  
чем в деревне?   чтобы использовать  
    верхние помещения..  
158. Почему не Вследствие Потому что они также, Я тоже полюбил
нужно мучить боли... как и мы, чувствуют бы губную гар-
животных?   причиненную им этим монику
    боль и не для того со-  
    творены Богом, а для  
    служения людям...  
159. Почему Вследствие Можно убивать, но то- Да совсем чисто
можно убивать съестных лько вредных и служа-  
животных?... припасов щих для питания  

168. Какая разница между:

А) ненавистью А) довольство А) или никакого или Weil Frida regel-
и завистью?...   небольшое; оба явля- massig  Platz
    ются главным злом nahm simit Stras-
    вместе с другими боль- se frei watt Lass
    шими и малыми поро- die Masche ja
    ками nicht fallen
вопросы имбецилль-ность мания Ранее слабо­умие
В) скупостью и бережливостью расходование В) скупость ведет к бесчестному ростов­щичеству, много гре­хов, в то время как бережливость — пре­красная, достойная похваля добродетель...  
С) заблуждени­ем и ложью? Q- С) заблуждение есть безответственная вещь в то время как ложь умышленно направле­на к несению вреда ближнему, чтобы во­обще повредить его имуществу, чести, жизни  

VI. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Для применения ассоциативного эксперимента к клиниче­ским исследованиям целесообразно пользоваться нижепомещен-ной, разнообразно составленной таблицей слов-раздражителей. Внешние раздражения должны быть, по возможности, устране­ны; лучше всего больного заставить закрыть глаза, чтобы случай­ные впечатления не отвлекали его. Ему указывают, что нужно без дальнейших размышлений называть первое представление, при­шедшее на ум по восприятии слова-раздражителя. Ответы точно записываются в том виде, как они произносятся; в случаях, ког­да таковые представляются непонятными, рекомендуется тут же потребовать объяснения, не вдаваясь, однако, в длинные рас­суждения. Время, протекшее между произнесением слова-раз­дражителя, и ответом можно приблизительно определить по секундным часам; более точные хроноскопические измерения являются при обыкновенных исследованиях излишними. Так как при ассоциациях речи привычно заученные мысли и обще­принятые обороты речи играют главенствующую роль, то часто получается большое число обыденных, ничего не говорящих от­ветов. Однако, тут же в очень многих случаях можно наблюдать те или другие уклонения, в зависимости от состояния больного. Прежде всего мы нередко встречаем склонность отвечать не от­дельными словами, а целыми фразами или даже определениями понятий, правда весьма бедными по содержанию. Это является следствием ограниченной способности владеть языком, благода­ря которой субъект не находит быстро нужного слова, но решает задачу, конечно через некоторый промежуток времени, как школьник. С этим связывается обычно ограниченность запаса представлений, которая сказывается в частом повторении одних и тех же ассоциаций, склонности вставлять мысли, имеющие от­ношение к собственному “я”. Эта склонность обычно усиливает­ся беспомощностью речи, но она может также явиться следствием эмоционально-возбуждающих условий жизни (в особенности подследственного заключения) Подчас можно заметить, что ответы принимают одну определенную внешнюю

форму, являясь либо постоянным свойством испытуемого лица, либо преходящим свойством, обусловленным какой-нибудь слу­чайностью.

Тугоподвижность мысли проявляется прежде всего в от­сутствии или в слишком запоздалом возникновении ассоциа­ций, затем в повторении слова-раздражителя, после чего только следует новое представление. Нередко в таких случаях сло­во-раздражитель вызывает ответ, ни в какой связи с раздражите­лем не стоящий, но случайно оказавшийся на готове, вызванный либо предыдущим представлением, либо последним раздражи­телем, либо ассоциацией, равно как чувственным впечатлением. Кроме того это отсутствие связи между ассоциациями может быть обусловленно также негативистическим “разговором мимо темы”, (вопросный лист, пример 3). В указанном случае ответы часто сами по себе бессмысленны, вычурны, заключают в себе искажение слов или их новообразование. Когда ассоциация обу­словлена звуком слова-раздражителя больше, чем его содержа­нием, то в этих случаях возникают звуковые ассоциации и рифмы. С этим мы встречаемся при затрудненном понимании слов. Явлению этому способствует значительный навык к двига-тельно-речевым представлениям, который делает возможным быстрое появление сходных звуков. При этом, в свою очередь, облегчается возникновение других ассоциаций речи: цитат, сте­реотипных оборотов, переводов; одновременно, мы, как прави­ло, обнаруживаем повышенную отвлекаемость. скачку идей от представлений только что возбужденных к другому течению мысли. Умение владеть словом также ведет к ассоциациям более внешнего характера, к ходячим оборотам речи, к громким фра­зам.

Чтобы дать некоторое представление, по крайней мере об отдельных отклонениях из числа выше вкратце указанных, я прилагаю к таблице слов-раздражителей некоторые результаты ассоциациативного эксперимента; ответы исходят первый от имбецилла, второй — от эпилептика, третий от двух маникаль-ных больных и четвертый — от психопатического обманщика, который находился в подследственном заключении по обвине­нию в разных мошенничествах. Время реакции обозначено в се­кундах.

 

№№

Слово-раз-

имбецилльность секун-

эпилепсия

секун-

мания секун- психопатия

секунды

 

дражитель

  ды

 

ды

  ды  

 

Хлеб

Хлеб    печет

Что будет

1, 8

Не заслужил ли я в этом Это — пища
 

 

булочник  

делать

 

месте. О, caramba Ligno-   народная

 

 

 

   

моя мать

 

re — не закон    

 

Разлучать-

Когда умирают

Больно

1, 8

Они разлучились раньше, Прощаться
 

ся

   

 

 

чем она познакомилась. О    

 

 

 

   

 

 

мои черный дьявол    

 

Приве-

Когда ночью спят

Устало

1, 8

Ты, ты умен Дух
 

дение

и видят что-то  

 

 

     

 

Много

Когда кто-либо

Мало

Денег он не может дать, Мало
 

 

имеет много де-  

 

 

этого не переносит вес    

 

 

 

нег и не знает что  

 

 

     

 

 

 

делать  

 

 

     

 

Овца

Которые пасутся

Глаз

1, 6

Мне приходит на ум Ант- 3, 5 Пессимисти-
 

 

на лугах  

 

 

верпен. Да, примиряетесь   чески (понял

 

 

 

   

 

 

с этим?   не Schof —

 

 

 

   

 

 

    овца, a Schorf

 

 

 

   

 

 

    — сурово, по-

 

 

 

   

 

 

    этому подумал

 

 

 

   

 

 

    о суровости

 

 

 

   

 

 

    закона)

 

Весело

Когда кто-либо

Мало-

1, 7

Я был бы весел, как сегод- Печально
 

 

примерно имеет  

душный

 

ня (поет); Я еще никогда    

 

 

 

много пива воз-  

 

 

не был так грустен, как    

 

 

 

бужден и весел  

 

 

сегодня    

 

№№

Слово-раз­дражитель имбецилльность

секун­ды

эпилепсия секун­ды

мания

секун­ды

психопатия

секунды  
Решение Когда знаешь, что лучше, и об­ладаешь силой воли, то достига­ешь этого Преодо­ление 1, 4

Эффект

Затягивать

 
Вонять Когда кто-либо начинает разлагаться Хорошо 2, 2

Пучить. Поверни его, ре­бенок здоров..

Благовоние

 
Муха Летает на цветок Жи­вотное 1, 6

Клейкая бумага для мух совершенно безцельна; тогда лучше сорвать все и бросить даме в лицо

Насекомое

 
Солдат Должен служить Строго 2, 2

Этот мне повстречался. Это тот же господин, он тлько постарел. Я тоже постарела

1, 5

Защита отечества

 
Алло Когда кто-либо что-либо выиграет Хорошо 1, 4

Это лучший проповедник, из когда-либо слышанных мною

3, 5

Междометие

 
Семь Семь — слово Головная боль 1, 2

Это число, при котором смеешься

Рождение (7 ноября)

 
Давать Если бедному че­ловеку что-либо даешь Охотно 2, 2

(Поет): дай мне обратно, что я тебе не давал

2, 5

Праведнее, чем брать

 
                             

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...