Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Дизаденоидные заболевания 14 страница




но, тонко. Сто раздражителей вызвали лишь 64 ассоциации. Если мы можем рассматривать незначительный внутренний от­клик, вызванный обращенными к ней словами, как следствие психической туго подвижности, то частые повторения одних и тех же, большей частью ничего не говорящих ответов, произво­дит впечатление бедности мысли. Время ассоциаций в среднем довольно коротко; средний коэфициент лежит около 1, 4"; 95% дает ниже 2"; ни один не превышает 5", если не считать двух слу­чаев, которые вообще не дали ассоциаций; тем не менее совер­шенно ясно, что из краткости времени реакции отнюдь не вытекает вывода о нормальной скорости ассоционированья представлений, так как слишком часто нет на лицо никакой свя­зи с данным словом, а имеет место лишь высказывание уже име­ющегося наготове представления.

В следующей графе представлены первые 46 опытов с очень возбужденной маниакальной больною, а остальные с довольно спокойной. Соответственно этому получается большие разли­чия. У первой больной прежде всего выступает в многочислен­ных примерах скачка идей. Она ассоциирует с обращенным к ней словом, но тотчас же перескакивает и дает другие представ­ления, совершенно не связанные или слабо связанные с данным словом. Несколько раз (12, 18, 45) ответы представляются на первый взгляд не имеющими отношения к слову-раздражителю быть может потому, что первое связующие звено не было выска­зано. Часто произносятся цитаты (13, 20, 35), вместе с этим име­ло место уклонение в сторону вследствие скачки идей1. Еще чаще встречаются составныя слова, свидетельствующие о силь­ном влиянии речевых созвучий (1, 4, 16, 21, 22, 23, 44) соответст­вующие речевому возбуждению; такое же значение имеют рифмы (38, 40). равно как и пристрастие к иностранным выра­жениям (7, 8, 39, 42). У второй больной обращает прежде всего внимания большая склонность к составным словам; также и ци­таты занимают у нее значительное место (52, 61, 62, 63, 91). К этому присоединяются некоторые- привычные фразы (74, 88) и рифмы (56, 69); все это признаки, в которых ясно сказывается господствующее влияние звуков на возникновение ассоциаций. Среднее время реакции у первой, значительно более тяжелой бо­льной равняется 3" у второй — 1, 5". Время реакции дольше 5 было в первом случае в 4, 3%, в последнем — в 5, 5%, единичные случаи длились дольше 10". У второй больной имеются 9 ответов в 0. 5", большей частью — составныя слова. В то время, как у пер-

1 Многие из указанных здесь особенностей в переводе не заметны.

16—3770                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     465

вой больной обращает на себя внимание, главным образом, уд­линение в среднем времени реакций, во втором случае мы имеем дело с большим колебанием времени: наряду с очень коротким временем, встречается чрезвычайно продолжительное.

В последнем опыте обращают на себя внимание наравне с обыденными ответами ряд изысканных выражений (1, 4, 17, 29, 33, 44, 61, 63, 80, 87), из которых можно вывести заключение о пристрастии больного к цветистым оборотам речи. В несо­мненной связи с этим находятся некоторые поговорки (27, 28, 60, 64, 88), которые в своем противоречии к действительному образу жизни больного, обнаруживает его стремление произве­сти благоприятное впечатление. В дальнейших случаях можно установить обилие цитат и трафаретных оборотов речи (20, 22, 24, 37, 42, 78, 81, 84), свидетельствующих об искусном владении речью. Совершенно особую, довольно значительную группу об­разуют ассоциации, которые имеют отношение к собственной личности больного (19, 85, 90, 91, 93, 95). В то время, как подоб­ные ассоциации у здоровых отступают на задний план, появле­нию их у больного благоприятствует вынужденное положение, в котором он находится; к концу эксперимента они накопляются в чрезвычайной мере. Кроме того, в целом ряде ответов ясно проявляется дурное настроение (12, 21, 46, 66, 69, 73, 94, 97, 98, 99). Время ассоциаций в среднем довольно продолжительно, очевидно в связи с настроением; среднее равняется 3". Короче 5" — приходится на 83 случаях, дольше 10" в 5 случаях; колеба­ние, таким образом, довольно значительно, что, в свою очередь, является следствием эмоциональных влияний. Нельзя, однако, категорически утверждать, как это делалось, что именно эмоци­онально окрашенные ассоциации преимущественно требуют продолжительного времени реакции.

Приведенные здесь примеры, конечно, не могут в своих ча­стностях считаться характерными для данного болезненного со­стояния. При опытах с ассоциациями многое настолько зависит от степени образования, дара речи, привычки мыслить и многих других индивидуальных особенностей, что благодаря им, влия­ние болезни значительно затушевывается и изменяется. Тем не менее, при осторожной оценке подобных опытов, некоторые черты болезни обнаружатся яснее, чем при обыкновенном раз­говоре с больным.

VII. ИСПЫТАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО BINET- SIMON

Для более точного определения степени психической от­сталости ребенка можно с успехом пользоваться способом, вве­денным и разработанным французскими исследователями- Binet и Simon'oM. Узнав по опытам со значительным числом здоро­вых детей, в каком возрасте могут быть правильно решены изве­стные простые, расположенные по степени трудности задачи, они создали масштаб, дающий возможность в годах " определить умственную отсталость ребенка, степень отсталости выразится в разнице между действительным возрастом ребенка и обнаружен­ном путем эксперимента “возрастом интеллекта”. Несомненно дело обстоит не так просто, как хотелось бы. Прежде всего даже здоровые дети соответствующего возраста не всегда целиком вы­держивают испытание; в общом — один отстает в одном, дру­гой — в другом, а отдельные дети забегают вперед. Это колебание в правильности решений значительно усиливается у совершенно неравномерно развитых и исковерканных лично­стей олигофреников, что еще увеличивает трудность отнесения их в определенную группу по интеллекту. Следуя предложению Binet, выходят из затруднения тем, что в ступени по возрасту, из которых каждая характеризуется 5-ю испытаниями, “возраст по интеллекту” считают тот, для которого разрешено, по крайней мере, 4 задачи, причем прибавляют за каждые решенные 5 во­просов, выходящие за пределы найденного по интеллекту возра­ста, еще лишний год. Второе затруднение заключается в том, что отдельные опыты, которые составляются в значительной степе­ни произвольно, имеют, очевидно, совершенно различное зна­чение, некоторые опыты имеют дело с естественными способностями, в то время как решение других зависит су­щественным образом от воспитания и обучения, основой для которых, в свою очередь, служит врожденное предрасположе­ние. Затем полученные у детей показания не подлежат простой оценке, как верные или ложные; скорее тут речь идет о всевоз­можных ступенях правильности, которые должны быть сгруппи-

рованы сравнительно произвольно. Наконец, следует иметь в виду, что отсталость “возраста по интеллекту” имеет тем боль­шее значение, чем моложе испытуемый ребенок, так как по мере созревания личности увеличивается и без того разница в ответах. Ниже воспроизводятся испытания, предложенные Binet-mon, в последней редакции, многократно измененной другими

исследователями

Ребенок должен уметь:

В 3 года:

1)                Показать по требованию рот, нос, глаз.

2)                  Назвать свое имя.

3)               Повторить два однозначных числа.

4)                 Повторить предложение из 6 слогов.

5)              Узнавать на картинках отдельные изображенные предме­ты.

В 4 года:

1)                     Назвать показываемые знакомые предметы (нож. ключ, монета).

2)                  Повторить три произнесенных числа.

3)                Определить свой пол.

4)              Из двух линий, нарисованных одна под другой, найти бо­лее длинную.

В 5 лет:

1)              Из двух картонок, одинаковых по размеру, но значитель­но отличающихся по весу, найти более тяжелую.

2)               Повторить фразу из 10 слогов.

3)               Сосчитать 4 предмета (монеты).

4)               Срисовать пером и чернилами квадрат.

5)            Правильно сложить разрезанный по диагонали прямоуго­льник.

В 6 лет:

1)               Различить время до и после полудня.

2)               Различить на картине красивые лица от безобразных.

3)                        Указать назначение обычно употребляемых предметов (вилка, стол, стул, лошадь).

4)               Сосчитать 13 одинаковых монет.

5)                Срисовать ромб.

1 Краткое руководство с необходимыми вспомогательными пособиями можно получить Klein—Glienicke bei Potsdam. Wannseestrasse. Jnstitut fur angewandte Psychologie.

 

В 7 лет:

1)               Различать левую и правую сторону.

2)                  Выполнить три одновременно данных поручения (поло­жить книгу на стол, открыть дверь, принести стул).

3)               Рассказать изображенное на картине событие.

4)               Сосчитать 9 разных монет.

5)              Назвать четыре цвета.

В 8 лет:

1)          Заметить пробелы в рисунках (отсутствие носа, глаз, рук).

2)               Повторить 5 чисел.

3)               Сосчитать в обратном порядке от 2о до О.

4)                Определить разницу между двумя известными предмета­ми, которых нет перед глазами (бабочка и муха, бревно и стакан, мясо и кости).

5)             Указать месяц, число и год.

В 9 лет:

1)                    Найти родовое понятие для предметных представлений (роза и фиалка, собака и кошка).

2)          Дать сдачу с какой-нибудь монеты.

3)               Назвать все монеты.

4)               Назвать месяцы.

5)             Принимать решения в несложных жизненных положени­ях (что делать, если опоздал к поезду; если что-либо разбил; опоздал в школу).

В 10 лет:

1)            Расположить по возрастающему весу 5 одинаковых на вид гирь разного веса.

2)          Обсуждение трудных жизненных положений. (Что следует делать, если твой друг тебя по недоразумению поколотит; если ты намереваешься предпринять нечто серьезное; если тебя расспрашивают о ком-либо, кого ты мало знаешь. В какой сте­пени гнев служит смягчающим обстоятельством для дурного по­ступка. Почему следует людей судить по их делам, а не по словам).

3)             Три данных слова разместить в двух предложениях.

4)               Рассказать по памяти содержание картин.

5)                         Находить противоречие в бессмысленных фразах. Как примеры приводятся: а) велосипедист разбил себе голову и умер на месте; его отвезли в больницу, опасаются, что ему там не поправиться, б) У меня три брата: Павел, Эрнст и я. в) Вчера на­шли труп молодой девушки, который был разрезан на 18 частей; подозревают самоубийство, г) Вчера имела место железнодорож-

ная катастрофа. Она не была значительна; число убитых дости­гает всего 48. д) Некто заявил; если я повешусь, то не в пятницу — этот день приносит несчастье.

В 11 и 12 лет:

1)              Три указанных слова применить в одном предложении.

2)               В течение трех минут назвать более 6о слов.

3)                                 Разъяснить значение понятий (зависть, сострадание, справедливость).

4)                 Слова фразы, названные в разбивку, разместить по мес­там (защитила добрая господина храбро своего собака; мы кани­кулы на деревню поехали в; я моего учителя исправить работу просил).

5)          К данной линии найти парную ей, равную по длине в ряду линий с постепенно уменьшающей разницей в длине.

Для более поздних возрастных ступеней еще не удалось установить пробы.

Опыт лучше всего производить в виде игры, чтобы завоевать доверие робких детей и по возможности приковать их внимание. Необходимо избегать отвлекающей внимание, чуждой или нео­быкновенной обстановки, а также присутствия посторонних лиц. При появлении признаков усталости следует делать короткие пе­рерывы. Экспериментатор правильно поступит, придерживаясь до щепетильности одинакового обращения, прибегая к тем же са­мим объяснениям и вопросам и записывая не только ответы де­тей, но тщательно отмечая и поведение детей в целом. Только при соблюдении указанных предосторожностей опыты могут быть сравнимы друг с другом. В этом случае они ему дадут не только ценные указания о степени недоразвития и о возможности обуче­ния, но дадут возможность иметь суждение о подходящей к дан­ному случай форме воспитания (школа, вспомогательная школа, обучение в одиночку, обучение в больничном учреждении), об избрании профессии, пригодности к военной службе, а иногда и о дееспособности и ответственности.

YIII. ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВА И ЛЕЧЕБНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ

В ПСИХИАТРИИ

А. Лекарства

1.          Алкоголь может быть добавляем в жидкую пищу в дозах от 80, 0—100, 0 для достижения успокоения при тяжелых состояниях истощения, связанных с возбуждением и отказом от пищи. Столь частое применение его при Delirium tremeae не оправдало себя. Привычное употребление возбуждающих напитков должно быть запрещено всем психическим больным, в особенности (не говоря уже об алкоголиках), эпилептикам, морфинистам, исте­рикам, психопатам и слабоумным.

2.          Amylenhydrat употребляется в дозах от 5, 0—6, 0 в слизистом растворе в виде клизмы, а именно при Status epile-pticus и подоб­ных состояниях (эклампсия, повторные паралитические при­падки; спустя несколько часов доза может быть повторена.

3) Бромистые соли употребляются прежде всего в виду их благотворного действия при частных эпилептических припад­ках. Дают бромистый натрий, Егкитеуег'овскую смесь (броми­стый калий, натрий и аммоний в равных частях) или Sandows'Kyio шипучую бромистую соль в течении продолжите­льного времени в дозах 4, 0—6, 0 ежедневно. Ulrich'oM особенно рекомендуется Sedobrol (1—5 таблеток ежедневно). Лучше всего увеличить дозы до тех пор, пока совершенно прекратятся при­падки, и тогда начать уменьшать их на 1, 0. Внезапное прекраще­ние употребления этого лекарства может вызвать Status epilepticus и поэтому не должно быть допущено. Действию бро­мистой соли сильно способствует пища, лишенная соли. При продолжительном употреблении брома замечаются признаки отравления: akne, исчезновение рефлексов со слизистых, ослаб­ление памяти, тупость, неуверенность в движениях, затруднен­ное пищеварение, бронхит, что заставляет уменьшить дозу. Кроме того, бром часто употребляется как легкое успокаиваю­щее средство при нервной тоске и возбуждении (1, 0—3, 0), равно

как и для достижения сна, если он расстраивается вследствие чувства внутреннего напряжения.

4.                                Chloralhydrat (2, 0—3, 0) является весьма надежным сно­творным, но действует вредно на сердце и сосуды, так что в на­стоящее время может быть заменен другими менее опасными средствами.

5.            Diogenal дается при легкой тоске в дозах от 0, 5—1 гр. 3 раза в день.

6.                Dorneiol, см. снотворное.

7.                       Hyoscin Scopolamin (0, 0005—0, 001) есть верное и быстро действующее, при том сравнительно безвредное успокоительное средство при тяжелых состояниях возбуждения; оно имеет боль­шое преимущество, так как применяется подкожно. Оно вызы­вает расстройство зрения и сухость в горле, почему и очень неприятно для больных. В виду этого им можно пользоваться то­лько эпизодически, тем более что при систематическом употреб­лении действие его видимо ослабляется.

8.                Laudanon, см. опий.

9.                  Luminal является в дозах 0, 1—0, 3 хорошим снотворным; повидимому, при продолжительном, планомерном употребле­нии (0, 1 2—3 раза в день) он оказывается весьма полезным в некоторых случаях эпилепсии.

10.                     Кокаин прежде рекомендовался для облегчения страда­ний при отнятии морфия. Это в высшей степени опасное средство, от длительного употребления которого мы не в состоя­нии достаточно серьезно предостеречь (случай 48).

11.                 Medinal, см. Veronal.

12.              Морфий употреблялся десятилетия тому назад в большом количестве, как успокоительное средство. Не говоря о том, что он лишь успокаивает боль и парализует волю, но в то же время действует возбуждающе на психику: опасность увеличения числа морфинистов так велика (случай 46, 47), что употребление этого средства у наших больных, особенно при нервных и истериче-

' ских заболеваниях, должно быть решительным образом запре­щено.

13.                Нуклеиново-кислый натрий, в виду свойства вызывать уве­личение количества белых кровяных шариков, был рекомендован (0, 3—1, 0 1—2 раза в течение недели) при лечении прогрессивного паралича. Действие его представляется иногда полезным, тем не менее решительного суждения пока высказать нельзя.

14.                Опий — превосходное средство для облегчения состояния тревоги, особенно при меланхолии. Дается 3 раза в день по 10—40 капель тинктуры в быстро растущих дозах, (3 раза в день

 

увеличивая по 5 капель). Когда успокоение достигнуто, то при­ступают к постепенному уменьшению дозы каплями, а при по­вторном ухудшении — дозы опять быстро увеличивают. Что мешает, особенно вначале, так это появляющиеся запоры, с ко­торыми надо бороться при помощи клизм, диэты или соответст­вующих лекарств. У больных, отказывающихся принимать внутрь, можно пользоваться впрыскиваниями соответствующей смеси составных частей опия, которые имеются в продаже под названием Pantapon (0, 01—0, 04; и Laudanon (0, 01—0, 04 гр. ).

15.                 Pantapon см. опий.

16.            Paraldehyd (4, 0—6, 0) вызывает быстро и с достаточной га­рантией спокойный сон без дурных последствий; кроме того, он имеет то неоценимое преимущество, что является безвредным даже при больших дозах. К сожалению, он обладает весьма неп­риятным вкусом и запахом, которые только отчасти могут быть устранены ароматичными приправами. Продолжительное и планомерное употребление может вызывать болезнь состояния­ми спутанности, напоминающими бред алкоголика.

17.            Ртутное лечение следует по возможности применять в тех случаях, где с уверенностью можно установить психическое рас­стройство на почве сифилиса. Большие надежды можно возла­гать при свежем meningoencephalitis (случай 22); при устаревших случаях ожидать много не приходится. Также незначительно его влияние и на эндартеритические формы. При наследственном сифилисе в большинстве случаев удается остановить процесс болезни, хотя, естественно, разрушения, имеющееся налицо, исправить не удастся. Ртутное лечение не только не вызывает улучшения при прогрессивном параличе, но подчас содействует ухудшению; его применение, следовательно, надо ограничить теми случаями, где предполагают возможность сифилитического псевдопаралича.

18.                     Сальварсан также показал себя весьма ценным средством при лечении душевных расстройств на сифилитической почве. При свежих заболеваниях следует его давать вместе с ртутью в виде впрыскиваний (0, 3—0, 6) после ряда втираний серой мази. Но, кроме того, рекомендуется во всех тех случаях, в которых Wa—R. обнаруживает признаки сифилитических заболеваний де­лать попытки лечения сальварсаном, что, однако, встречает пре­пятствие при пользовании детей в виду трудности впрыскиваний у них. Даже при параличе это средство оказывается небесполез­ным, хотя решительного успеха, к сожалению, не приходится от­метить.

19.                 Снотворный нам предложила химия в большом количест­ве, однако у них только незначительное число оправдало себя. Кроме ранее здесь упомянутых, следует еще указать Dor-miql, смесь из Amylenhydrat'a и Chloralhygrat'a, Urethan, Neuronal и Proponal; без них, как и многих других, можно обойтись.

20.                 Scopolamin, см. Hyoscin.

21.                  Sedobrol. см. бромистые соли.

22.                    Sulfonal (1, 0—2, 0) — снотворное, оказывающее медлен­ное, но продолжительное и сильное действие, оставляющее по­сле пробуждения усталость, тяжесть головы и слабость. В виду того, что это лекарство плохо растворяется, его следует давать разбавляя в большом количестве горячей жидкости. И в таком виде оно может легко привести к накоплению нерастворяющей-ся массы в кишках, что несомненно может обусловливать тяже­лые явления отравления. При продолжительном употреблении обнаруживается заболавание, которое первоначально сказывает­ся в красной окраске мочи (Hamatoporphyria).

23.             Thyreoidin (0, 1 1—3 раза в день), сушеная баранья щито­видная железа, вызывает при миксэдеме, а равно при свежих случаях кретинизма (случай 75) быстрое ослабление болезнен­ных явлений признаков болезни. Как правило, лекарство дол­жно даваться продолжительное время; только в более легких случаях гипотиреоидизма в детском возрасте оно может с тече­нием времени стать лишним.

24.                   Т г i о n a I i. o—2, о медленно, но верно действующее снотворное; в виду его плохой растворимости целесообразно да­вать его в горячей жидкости. Продолжительное употребление вызывает схожие, но менее тяжелые явления отравления, как при употреблении Sulfonal'a.

25.                              Tuberkulin. Впрыскивание рекомендуется при лечении прогрессивного паралича, но до сих пор результаты его при­менения неудовлетворительнь?.

26.            Валерианосодержащие лекарства. Валериановый чай, водя­ная или эфирная настойка, Bornyval, Valyl могут употребляться, как легкие успокаивающие средства для нервно-возбужденных (истерия, нервность, невроз навязчивых состояний); они облада­ют преимуществом совершенной безвредности.

27.                  Veronal (0, 5—1, 0) завоевал себе быстро место, как надеж­ное безопасное снотворное, не вызывающее дурных по­следствий и побочных явлений. Однако, при продолжительном и частом употреблении могут и здесь возникнуть серьезные яв­ления отравления. Для подкожных впрыскиваний является весь­ма пригодным легче растворимый Veronal-natrium (“Medinal”).

В. Другие лечебные мероприятия

1.                             Психиатрическая больница определенным воздействием пребывания в ней прежде всего удаляет больного от всех тех вредных влияний, которым он подвергался при своей професси­ональной деятельности, в своих личных отношениях, в своей среде (семье). Больница освобождает его от ответственности за его поступки, защищает от опасностей, недрящихся в самой его болезни и собственных его действиях, и ставит его под специа­льное попечение. С другой стороны, больница вырывает его из среды его жизненных привычек, разлучает с близкими, лишает свободы передвижения и приводит в постоянное соприкоснове­ние с людьми и явлениями, которое может его отталкивать, пу­гать и тревожить. Опыт показал, что при всех серьезных психических заболеваниях преимущества лечения в больнице безусловно преобладают над невыгодами. Неминуемо оно во всех тех случаях, когда больной представляет опасность для дру­гих или для себя. Особые предосторожности должны быть при­няты по отношению к усиленным стремлениям меланхоликов к выписке кажущееся столь убедительным изображение неприят­ностей пребывания в больнице, которое будто бы делает невоз­можным самое выздоровление, является лишь выражением внутреннего напряжения, по исчезновении которого больные обычно охотно подчиняются советам врачей.

2.                   Ванны играют при лечении душевных болезней большую роль. Прежде всего следует упомянуть о теплых (34° Ц) Длитель­ных ваннах, которое при возбужденном состоянии, маникально-го, паралитического или делирантного характера, вызывают успокоение и одновременно до минимума уменьшают неприят­ные проявления болезни (нечистоплотность, агрессивность, склонность к самообнажению и разрушению). К таким ваннам можно, в случае надобности, прибегать в течение многих часов и даже дней и недель кряду, причем, конечно, наступление успо­коения должно быть использовано для того, чтобы вновь уло­жить больного в постель. Для приучения больного к ваннам вначале может понадобиться легкое оглушение Hypnotcim'oM или каким-нибудь снотворным. Во избежание сыпи от ванн (Trichophytia) целесообразно смазывать кожу ланолином. Ванны могут неблагопрятно действовать при воспалении среднего уха. При возбуждении, связанном с тоской, действие длительных ванн менее определенно. Напротив, теплые ванны по вечерам (1/2—1 ч. ) вызывали при меланхолических и психопатических состояниях угнетения известное успокоение и способствовали сну (понижение кровеного давления); рекомендуется при этом

держать на голове холод: Электрические ванны могут оказаться полезным при истерических и ипохондрических явлениях, но только благодаря психическому воздействию; тоже самое дол­жно сказать и о ваннах с примесями лекарств. Для больных очень слабых, парализованных, склонных к пролежням может явиться необходимость держать их в ванне на натянутых про­стынях.

3.                      О работах больных вообще можно говорить только тогда, когда бурные проявления болезни улеглись и либо намечается выздоровление, либо устанавливается длительное состояние сла­боумия. И именно, в последнем случае, при исходных состояниях раннего слабоумия, у эпилептиков и алкоголиков приучение к ре­гулярной работе является задачей величайшей важности не толь­ко для поддержки физического здоровья, но и для того, чтобы, по возможности, развивать и упражнять остатки работоспособности, интеллектуальной и эмоциональной дееспособности, которые пощадила болезнь. Этой цели служат мастерские и рабочие ком­наты, огороды и поля, которыми располагают наши больницы для душевнобольных, занятие в доме, на кухне, в прачешной и на скотном дворе. Можно сказать, что правильное занятие, соответ­ствующее индивидуальной склонности и способностям, является еще более важным для больных с врожденным слабоумием; они все свои возможности для дальнейшего развития почерпают толь­ко из этих работ. Наконец, для массы психопатических лично­стей, особенно для больных со страусами, работа дает, с одной стороны, веру в себя, с другой — способствует самовоспитанию и подавлению болезненных склонностей и тормазов.

4.                Постельное содержание показано при всех свежих душев­ных заболеваниях до тех пор, пока страдает сон и питание и па­дает вес. В дальнейшем, при хорошем самочувствии лежание можно прерывать простым покоем, умеренными движениями на воздухе или какой-либо легкой работой, вначале на несколько часов, затем на пол дня и больше. Только в период выздоровле­ния или при наступлении окончательного слабоумия следует ле­жание в постели заменить правильными занятиями, однако, вновь возвращаясь к нему при ухудшении.

5.                     Гипнозу при лечении душевнобольных отводится весьма незначительное место. При ясно выраженных состояниях угнетения его действие ненадежно и непродолжительно. Неко­торые истерики совершенно не поддаются гипнозу; на других его действие сказывается очень быстро, но на очень короткое время. При неврозах навязчивых состояний можно на время гипнозом достигнуть успокоения обычно, однако, без длитель-

ного результата. Напротив, всякие расстройства у нервных и психопатов, поскольку они вызваны чувством тревоги, легко поддаются воздействию. Большой и длительный успех можно достигнуть при неврозах ожидания. Гипнозом также с успехом пользуются при лечении половых извращений, алкоголизма и морфинизма.

6.                   Изоляция возбужденных или почему-либо неудобных бо­льных не есть, в общем, лечение, а скорее отказ от него, если даже и признать, что в некоторые впечатлительные и легко возбуждаемые больные в вынужденном удалении от общества успокаиваются. Не говоря уже о том, что во многих случаях изо­ляция сопряжена с применением насилия и приводит к жесто­кому сопротивлению, она при продолжительном применении вызывает целый ряд, тяжелых последствий: склонность к нечис­топлотности, к разрушению, онанизм, увеличение обманов чувств, отвыкание от общения, враждебность и склонность к на­силию. Таким образом, появляются пользующиеся столь дурной репутацией больничные “артефекты”, больные, которые в силу своего одичания должны быть исключены из общежития на про­должительное время. Последние полтора десятилетия показали мне, что можно совершенно обойтись без изоляции. Во всяком случае, этого можно достигнуть не причиняя вреда больным и окружающим лишь в том случае, если в распоряжении имеется много места, целесообразные приспособления (ванны) и много­численный, хорошо обученный больничный персонал. При вся­ких обстоятельствах следует, однако, иметь в виду, что изоляция является тяжелым злом и представляет собой банкротство поль­зующего врача.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...