Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Психогенетика как область науки.




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Основы психогенетики» является знакомство обучающихся с основами генетики поведения человека. Освоение элементарных знаний в этой области способствует формированию у студентов адекватного представления о различных причинах поведенческих особенностей индивида. Эти знания позволят профессионально участвовать в организации и проведении процессов обучения и воспитания. Для предупреждения нежелательных социальных последствий современный специалист-психолог должен профессионально диагностировать причинно-следственную связь формирования различий индивидуальных психологических особенностей человека. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

Основные задачи дисциплины:

- формирование у студента научного понимания о приоритетном значении наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей человека;

- эти знания определят выбор стратегий деятельности специалиста в социокультурном пространстве с учетом личностных характеристик человека;

- позволят специалисту-психологу диагностировать и продуктивно содействовать благополучию семьи, развитию и становлению отдельной личности и в целом формированию психоэмоциональной стабильности социума.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплины «Основы психогенетики» представляет собой дисциплину базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3) по направлению 030300 «Психология».

Дисциплина «Основы психогенетики» имеет взаимосвязь с дисциплинами базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3): «Организационная психология», «Психология личности» и с дисциплинами вариативной части профессионального цикла (Б.3): «Психология массовых коммуникаций», «Психология семьи», «Психология конфликта».

Дисциплина является частью дифференциальной психологии и объясняет природу происхождения индивидуальных различий, изменчивость и закономерность индивидуальных признаков. Психогенетика выявляет причины межиндивидуальной изменчивости за счет двух показателей: различий в генетической конституции людей и в условиях средовых характеристик.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по психологии курс «Основы психогенетики» читается в 1-м семестре и завершается итоговым экзаменом.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук;

ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-8: нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· Знать:

· основные условия проявления наследственности и последствий воздействия внешней среды на формирование индивидуальных особенностей личности(ОК-2);

· основные положения современной генетики, специфику психологических признаков как объектов генетического исследования(ПК-9);

· применение знаний молекулярно-генетических исследований в научно-практических областях психологии(ПК-11);

· Уметь:

· анализировать проявления наследственных и средовых факторов поведенческих особенностей нервно-психической деятельности человека(ОК-3, ПК-11);

· применять знания в методах изучения закономерностей функционирования и развития психики(ПК-9);

· Владеть: основными методами психогенетических исследований и понимать прикладной смысл их результатов, а также иметь представление о перспективах развития генетики как научной области с целью осознания определяющего значения генетических законов для здоровья народонаселения(ОК-2, ПК-9).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Основы психогенетики» составляет 5,00 зачетных единиц или 180 часов.

 

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
1. Психогенетика как область науки   1-3     - -     -
1.1 Человек как объект и субъект психогенетического исследования.         - -     -
1.2 Основные понятия и категории современной генетики         - -     Тематическая беседа
1.3 Генетический аппарат человека         - - - - -
2. Элементарные основы общей генетики   4-5     - -     -
2.1 Признаки в популяциях         - - -   -
2.2 Генетическая основа простых качественных признаков наследственности         - -     Опрос-беседа
3. Биометрическая генетика   6-8     - -     -
3.1 Генетические основы изменчивости         - -     Мини-реферат
3.2 Фенотипическая структура популяции         - -     -
3.3 Математическое моделирование в психогенетике         - -     -
4. Экспериментальные методы психогенетики   9-10     - -     -
4.1 Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований         - -   - Тематическое тестирование
4.2 Методы использования молекулярных технологий         - -   - -
5. Психогенетика и развитие   11-12     - -     -
5.1 Генотип и среда в индивидуальном развитии         - -     Аналитический обзор
5.2 Онтогенез поведения и психики         - -     -
6. Психогенетические исследования         - -     -
6.1 Генеалогические исследования         - -     исследовательский семинар
6.2 Элементарные психические функции (психофизиологические характеристики)         - -     -
6.3 Интеллект, темперамент, личность         - -     доклад
6.4 Психогенетические исследования близнецов и приемных детей         - -     -
6.5 Современные исследования и проблемы биоэтики       - - -     Обзор-беседа
  Заключение       - - -      
Всего за семестр:     - -      
                     
                     
Всего за семестр:              
Экзамен:              
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 180/5            
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры: - -  

 

Содержание дисциплины

4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины:

Раздел 1. Психогенетика как область науки.

 

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
1.1 Человек как объект и субъект психогенетического исследования. ОК-2; ОК-3; ОК-8; ПК-9; ПК-11 Знать: сущностные характеристики личности; Уметь: анализировать особенности поведения человека; Владеть: пониманием психогенетических исследований Просмотр и обсуждение видио-материала тестовый опрос, беседа,  
1.2 Основные понятия и категории современной генетики -значение наследственности, изменчивости; -различать расовую и половую принадлежность; -владеть представлениями о евгенике, селекции и пр. Тематическая беседа с обсуждением
1.3 Генетический аппарат человека   Знать: основные этапы развития человека; Уметь: объяснить свойства генома; Владеть: методами прикладного анализа  

 

Тема 1.1 Человек как объект и субъект психогенетического исследования.

Роль и место психогенетических исследований в системе биологических и психологических знаний. Основные проблемы. Этапы развития психогенетики в рамках общей генетики: античное время, Средние века, Мендель и Гальтон, первая половина XX века, настоящее время. Позитивная и негативная евгеника. Предмет «Основы психогенетики». Краткий обзор исследований в области детерминации психики. Фундаментальные проблемы, основные направления и перспективы развития современной психогенетики.

Семинарское занятие:

1. Общие принципы организации живой системы.

2. Сущностная целостность личности. Дух, душа, тело.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-

 

Тема 1.2 Основные понятия и категории современной генетики.

Эволюция представлений о наследственности. Концепция гена. Понятия доминантности, рецессивности, кодоминантности. Аллелизм. Генотип и фенотип. Норма реакции. Гены и хромосомы. Организация и передача генетического материала. Нуклеиновые кислоты. Избыточность ДНК в геноме человека. Тонкая структура гена. Кодирующие и некодирующие последовательности. Механизмы транскрипции. Генетический код. Генетические карты. Динамичность генома. Мобильные элементы и эволюция.

Семинарское занятие:

1. Взаимодействие организма с внешней средой и регуляция его внутренних процессов.

2. Механизмы сохранения и воспроизведения стабильности систем.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-

 

Тема 1.3 Генетический аппарат человека.

Хромосомный комплекс человека, особенности организации, отклонения. Сведения о внехромосомном генетическом материале.

Семинарское занятие:

1. Хромосомный набор человека.

2. Причины хромосомных нарушений.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...