Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 6. Психогенетические исследования




№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
6.1 Генеалогические исследования ОК-2; ОК-3; ОК-8; ПК-9; ПК-11 Знать: историю генеалогического древа; Уметь: определить межпоколенные связи; Владеть: пониманием причинно-следственных связей Просмотр и обсуждение презентации  
6.2 Элементарные психические функции (психофизиологические характеристики) Знать: теоретическую базу психофзиологии; Уметь: определить характеристики функций; Владеть: диагностикой Обзор - беседа
6.3 Интеллект, темперамент, личность Знать: теоретические основы; Уметь: определить категории; Владеть: методиками Тематический доклад
6.4 Психогенетические исследования близнецов и приемных детей Знать: теоретические основы исследований; Уметь: определить основные категории; Владеть: методиками исследования Обзорный семинар
6.5 Практическая психогенетика в современном социуме Знать:понимать особенности современного общества; Уметь: диагностировать проблему; Владеть: методами практических исследований Аналитический обзор презентации
6.6 Современные исследования и проблемы биоэтики Знать: проблемы современной биоэтики; Уметь: соотносить нравственную позицию с этическим отклонением; Владеть: исследовательской проблемой Семинар-беседа

Тема 6.1 Генеалогические исследования

Психологическое исследование родословных. Методы построения генограмм и их анализа. Основы психогенетических теории поведения М. Д. Тойч и К. Ч. Тойч. Родовые программы поведения. Базовое внутреннее направление рода и личности. Наследование отклоняющихся форм поведения. Девиантное поведение и генетика. Генеалогическое изучение наследования способностей.

Семинарское занятие:

1. Генеалогические исследования. Древо родословной.

2. Базовое внутреннее направление рода и личности.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-

 

Тема 6.2 Элементарные психические функции (психофизиологические

характеристики).

Психогенетические исследования сенсорного восприятия. Вкусовая чувствительность и ее наследование. Наследственность и среда в слуховой и зрительной чувствительности, зрительном восприятии. Психогенетические исследования морфологии и физиологии мозга. Исследования электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов в психогенетике. Основные результаты. Асимметрия и наследственность. Основные результаты психогенетических исследований движений.

Семинарское занятие:

1. Наследственность и среда в слуховой и зрительной чувствительности, зрительном восприятии.

2. Асимметрия и наследственность.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html

Тема 6.3 Интеллект, темперамент, личность.

Первые исследования наследственности умственных способностей, проведенные Ф. Гальтоном. Психометрическая модель интеллекта. Интеллектуальные тесты. Коэффициент интеллекта (IQ). Общий интеллектуальный фактор (фактор g). Психогенетические исследования фактора g: основные итоги. Коэффициент наследуемости интеллекта: аддитивный характер наследуемости. Возрастные изменения коэффициента наследуемости интеллекта. Генетические корреляции. Поиск "генов интеллекта" в современной психогенетике. Изучение факторов среды, влияющих на развитие интеллекта. Понятие о темпераменте. Основные признаки темперамента. Психогенетические исследования черт темперамента: основные результаты. Неаддитивный характер наследуемости. Психогенетика и факторно-аналитический подход к изучению личности. Психогенетические исследования экстраверсии-интроверсии и невротизма. Психогенетические исследования черт личности: основные подходы и результаты.

Семинарское занятие:

1. Коэффициент наследуемости интеллекта: аддитивный характер наследуемости.

2. Реализация наследственности в качествах личности.

3. Поиск "генов интеллекта" в современной психогенетике.


Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html

Тема 6.4 Психогенетические исследования близнецов и приемных детей.

Особенности развития близнецов и их влияние на формирование когнитивных процессов и личностных характеристик. Феномен «близнецовой матрицы», исследования особенностей разлученных монозиготных близнецов. Методика исследования особенностей развития приемных детей, сопоставление психических и биологических характеристик детей с их приемными и биологическими родителями.

Семинарское занятие:

1. Феномен «близнецовой матрицы», исследования особенностей разлученных монозиготных близнецов.

2. Сопоставление психических и биологических характеристик детей с их приемными и биологическими родителями.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-

 

Тема 6.5 Практическая психогенетика в современном социуме.

Методологическое значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии развития, как способ изучения общепсихологических психофизиологических проблем антропогенеза, расоведения и этногенеза.

Психотерапевтическое использование психогенетических исследований. Представления о виктимизации и ее профилактика. Диагностика дезадаптивных паттернов поведения и работа с ними.

Семинарское занятие:

1. Практическое значение психогенетических исследований для организации процесса обучения и воспитания.

2. Психотерапевтическое использование психогенетических исследований.

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html

 

Тема 6.6 Современные исследования и проблемы биоэтики.

Применение новых биомедицинских методов в преодолении недуга бесплодия. Расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества.

Семинарское занятие:

1. Современные проблемы биоэтики.

2. Применение новых биомедицинских технологий в репродуктивной области

3. Этические проблемы биомедицинских технологий..

Литература:

1. Л. А. Атрементова, О. В. Филипцова Введение в психогенетику (учебное пособие). М.: «Флинта» 2004 г.

2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Основы генетики. Клинико – генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: «Владос» 2001 г.

3. М. С. Егорова и др. Генотип. Среда. Развитие. М.: О. Г. И. 2004 г.

4. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.

5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.

6. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.

7. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.

8. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.

Интернет – ресурсы:

1. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

2. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

3. http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html-

 

Лабораторный практикум

 

Лабораторный практикум по дисциплине «Основы психогенетики» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...