Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сколько хорошего уже чересчур?




Сколько хорошего уже чересчур?

 

Несколько предупреждающих слов: слишком много хорошего может быть плохо. Если мы полностью сфокусируемся на благе других, всегда ставя их на первое место, мы рискуем пренебречь собственными нуждами. Существует слишком много трагических историй людей, пожертвовавших своим счастьем ради семьи или во имя великой цели. Помощь – это хорошо, но в ней должны быть система и свобода воли. Как подчеркивал американский ученый‑ психолог Адам Грант, эксперт по вопросу жертвенности ради общественных интересов: «Это большая разница – угождать людям и помогать им»[213]. Помогать любому, кто попросит, просто потому что вы не умеете сказать «нет», – это совершенно другое, нежели рационально решить помогать тому, кому вы действительно хотите помочь. Действительно ряд экспериментов показали, что помощь, которую оказывают по своей воле, усиливает внутреннее ощущение благополучия помогающего, и этого не происходит в случае, если человека вынудили или заставили делать что‑ то во имя других[214]. Научившись говорить «нет», мы сможем сконцентрироваться на такой помощи и оказании ее тогда, когда наши интересы и таланты можно применить с наибольшей пользой и когда с помощью своего вклада мы можем сделать нечто наиболее значимое. Постарайтесь не поддаваться желанию помогать всем и всегда. Помогайте только тем, кому вы действительно хотите помочь, кто получит наибольшую пользу от вашего участия, а не тем, кто громче всего просит.

Человек не остров. Будучи существами социальными, у нас есть как желание заботиться о себе, так и желание заботиться о других[215]. Вот почему такие крайности, как заботиться только о себе или служить только другим, наносят ущерб нашему чувству внутреннего благополучия. В обоих случаях страдает какая‑ то часть нашей человеческой сущности. Ключ ко всему – сохранение баланса. Но в наш век индивидуализма и беззастенчивого интереса к себе достижение такого баланса часто означает необходимость осознанно искать наилучшие способы помощи людям вокруг вас.

 

11. Станьте самим собой

 

«Верь себе! Нет сердца, которое не откликнулось бы на зов этой струны».

Ральф Уолдо Эмерсон «Доверие к себе», 1841 (Пер. Н. Кияченко)

 

Мой сын, которому почти три, как и большинство малышей своего возраста, не ходит. Он либо прочно стоит на месте, как бык, либо бежит вовсю. И так всегда. Середины нет. Если он чувствует, что‑ то извне оказывает на него давление, наотрез отказывается участвовать в этом. С другой стороны, я сразу же могу определить, когда что‑ то зажигает его изнутри, тогда и сила исходит оттуда. Его ликование, его возбуждение ощутимы, и в таких случаях безоглядно бежать кажется единственно естественным выходом. В маленьком ребенке легко увидеть, навязано ли какое‑ то действие извне или родилось у него внутри. Еще яснее можно видеть, что ребенок по этому поводу чувствует: навязанная извне активность обычно сопровождается угрюмым лицом и слезами; рожденная внутри мотивация обычно сопровождается смехом или улыбкой, от которой тают сердца.

Величие бытия человека состоит в том, что каждый из нас обладает свободой делать то, что одобрено изнутри, и то, что мы чувствуем, родилось в нас самих. Мы держимся за руки. Мы пишем и говорим. Мы творим. Мы поем, танцуем, смеемся, бегаем, карабкаемся и прыгаем. Нас будоражит что‑ то, и мы погружаемся в активный процесс. Иногда нас настолько влечет какое‑ то действие или способ самовыражения, что нам не терпится начать это делать. У нас есть возможность выражать и реализовывать себя, делать то, что мы хотим. В общем, мы можем вести себя аутентично.

Суть аутентичности заключается в ощущении того, что направление нашей жизни мы выбираем сами. И это очень важно для ощущения осмысленности нашей жизни. Суть смысла в жизни – в связи с другими. И хотя в двух предыдущих главах подчеркивались важность и значение нашей связи с другими людьми, важна также связь с самим собой. В противном случае мы всего лишь пустые оболочки.

В том, чтобы жить так, как избрал сам, и делать то, что сам выбрал, заложен важный источник смысла. Американский философ Ричард Тейлор говорит о «странной осмысленности», чтобы описать способность делать то, в чем «лежит интерес» человека[216]. Она отвечает нашему «внутреннему побуждению делать именно то, для чего мы предназначены». В этом смысле жить аутентично является само по себе самостоятельной внутренней ценностью. Другой американский философ, Лоуренс Бекер, говорит обо этом более решительно, заявляя, что «у автономных человеческих жизней есть собственное достоинство, которое неизмеримо, несопоставимо, бесконечно и не имеет цены»[217]. Даже Толстой признавал силу самовыражения в руководстве человеческими действиями, написав однажды: «Во всем, практически во всем, написанном мною, меня вела необходимость свести вместе идеи, связанные между собой, дабы достичь самовыражения»[218].

Психологические исследования подтверждают то, что говорили философы о важности аутентичности для смысла жизни. Доктор психологии Ребекка Шлегель и ее коллеги из Техасского университета A& M продемонстрировали, как различные формы аутентичности и самовыражения связаны с повышением чувства осмысленности в жизни. В одном из своих исследований Шлегель попросила каждого из группы студентов как можно подробнее описать «свое истинное я»: «Какой, по вашему мнению, вы на самом деле? »[219] Другую группу студентов попросили описать свое «обычное, повседневное я» на основании того, как они реально ведут себя в повседневной жизни, а третью группу студентов попросили письменно описать книжный магазин кампуса. По окончании задания студентов попросили оценить уровень смысла в своей жизни.

Исследователей интересовало, насколько детальным будут студенты в своих описаниях, полагая, что чем большее количество деталей будет в эссе про «свое истинное я», тем теснее у студента связь со своим аутентичным, подлинным «я». Неудивительно, что те, кто писал о себе в повседневной жизни или о книжном магазине кампуса, практически не использовали деталей, которые были бы как‑ то связаны с осмысленностью их жизни. И только когда люди писали о своем истинном «я», в эссе появлялось больше деталей, и человек в среднем ощущал больше смысла в своей жизни. Это и другие исследования, проведенные Шлегель и другими, демонстрируют нам, что связь со своим истинным «я» ведет к росту смысла в жизни[220]. Таким образом, эмпирическое исследование Шлегель поддержало то, что еще несколько десятилетий назад предложили великие психологи‑ гуманисты Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, а теория самодетерминации недавно провозгласила: «Автономия является фундаментальной человеческой потребностью, и потому мы считаем самоценным возможность жить свою жизнь аутентично. Возможность выражать себя – неотъемлемая часть полноценной жизни, а самоактуализация[221] способна сделать наши жизни действительно стоящими того, чтобы их прожить».

Качество нашего жизненного опыта, а именно, насколько мы чувствуем, что наш выбор и наши действия автономны и аутентичны, а не навязаны извне сторонним давлением, – все это оказывает значительное влияние на благополучие человека, его развитие и целостность. Это доказано буквально в сотнях статей, написанных в связи с исследованиями, проведенными в рамках теории самодетерминации, показавшими важность автономии в различных областях человеческой жизни: от образования и воспитания детей до спорта и физкультуры, от выбора работы до снижения веса и отказа от курения и даже гигиены полости рта[222].

Общий вывод таков: чувство автономии важно как для поведенческих результатов, так и для внутреннего благополучия человека. Автономные люди более мотивированы и чаще достигают своих целей, чаще довольны своей жизнью, испытывают больше положительных ощущений, и у них большая жизненная энергия.

Чтобы лучше понять, что такое автономия, важно для начала осознать, что это не то же самое, что индивидуализм. Именно автономия исключительно важна для внутреннего благополучия человека не только в Западных странах, где индивидуализм стал культурной нормой, но и для таких стран, как Китай, Южная Корея, Турция, Россия и Перу[223].

Индивидуализм подчеркивает человеческую обособленность и самоутверждение, независимость своих действий от других; приоритет здесь отдается индивидуальным, в противоположность общественным, предпочтениям и ценностям. Автономия же – это ощущение, что твои действия и твой выбор сделаны именно тобой, а не управляются извне. Это означает, что человек может автономно, то есть исходя из собственной воли, разделять общественные ценности. Другими словами, я могу автономно выбрать помогать тебе; я могу автономно решить, что благополучие моих детей приоритетнее моего собственного благополучия. Исследователь, профессор психологии в университете Саскачевана в Канаде, Валерий Чирков показал, что, хотя студенты из России и Южной Кореи считают культуры своих стран более коллективистскими по сравнению с культурой США, между всеми тремя странами наблюдается разница в автономности принятия культурных ценностей своей страны[224].

Так, некоторые американские студенты полагают, что индивидуализм в их стране зашел слишком далеко, в то время как другие индивидуализм полностью принимают.

Точно так же некоторые южнокорейские студенты полностью воспринимают коллективные ценности своей страны и автономно поддерживают их, в то время как другие стремятся к более индивидуалистичным ценностям. И по тому, насколько автономно они принимают культурные ценности своей страны, можно было предсказать, насколько благополучно они будут себя чувствовать во всех трех странах. Вне зависимости от того, является ли страна коллективистской или индивидуалистской, чувство автономии внутри той или иной культуры играет большую роль в личном благополучии человека. Только когда мы можем оставаться верными себе и жить в соответствии со своими ценностями и интересами, мы по‑ настоящему оживаем. Как выразились Деси и Райан[225]: «Наилучшие образцы человеческой природы показывают людям, что они должны быть любопытны, полны жизненной энергией и мотивированы. В своем максимуме они деятельны и воодушевлены, стремятся к познанию, выходят за границы себя, осваивают новые навыки, ответственно применяют свои таланты»[226]. Иными словами, человек лучше всего реализует себя, когда он вступает на поприще, которое сам себе избрал, когда он живет аутентично, в тесной связи со своим истинным «я» и с тем, что он по‑ настоящему ценит. Когда мы можем это делать, жизнь стоит того, чтобы жить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...