Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Совершенствуйте свой потенциал




 

«В каждом человеке есть неукротимое стремление развить себя, соответствуя тому размаху, с которым его сотворила природа; говорить, действовать согласно тому, что природа заложила в него. Это правильно, это для него впору, это само собой разумеется; и это не есть его обязанность и даже не сумма обязанностей. Смысл жизни здесь, на Земле, может быть определен как состоящий в следующем: раскрыть себя и работать с тем даром, который у тебя есть».

Томас Карлейль

«Герои, почитание героев и героические в истории», 1840

 

Есть своя красота в совершенстве. Неважно, в какой сфере: будь это современные танцы или баскетбол, политическая риторика, гастрономия, синхронное жонглирование или собирание трех кубиков Рубика одновременно: мы смотрим, замирая от восхищения, когда что‑ то делается превосходно. Мы не можем не восхищаться этим. Являясь всю свою жизнь игроком любительского футбола, я не могу удержаться от восторженных возгласов, когда наблюдаю за мастерством, с которым такие игроки, как Лионель Месси, Криштиану Роналду или Марта Виейра да Силва, владеют мячом. Если я читаю что‑ то, то иногда останавливаюсь, чтобы насладиться какой‑ то особенно хорошо составленной фразой. Если кто‑ то является лучшим в мире в чем‑ то – неважно в чем, – мы сразу начинаем относиться к этому человеку с большим уважением. До нынешней эры глобализации быть лучшим на местном уровне было достаточно, чтобы завоевать восхищение людей вокруг тебя. Когда моему деду было за восемьдесят, он помнил имена легкоатлетов и бегунов, которые в дни его молодости были чемпионами страны.

Есть ли добродетель в совершенстве? Древние греки считали, что есть. Для них совершенство являлось добродетелью, Гомер использовал в своих поэмах греческое слово areté для обозначения совершенства любого рода[233]. Быстрый бегун проявляет areté своих ног, большой, сильный меченосец демонстрирует arete своей физической силы. Во времена тех героических обществ, описанных в поэмах Гомера, в Исландских сагах, в ирландском Уладском цикле[234], высшим долгом человека являлось исполнение своих обязанностей, которые возлагало на него общество. Все, что помогало ему в исполнении этих обязательств, считалось добродетельным, а все, что препятствовало, считалось пороком или злом. Анализируя моральные принципы героических обществ, философ Аласдер Макинтайр писал: «Добродетели – это такие качества, которые поддерживают свободного человека в исполнении его предназначения и которые проявляют себя в тех действиях, которые это предназначение требует»[235]. Другими словами, герою для исполнения своего предназначения порой нужна сила, а порой хитроумие. Добродетель заключалась в обладании требуемым совершенством.

В мастерстве и совершенстве заключен собственный, присущий им смысл. Как сказал об этом американский философ Джон Ролз: «Людям нравится тренироваться в реализации собственных возможностей (своих как врожденных, так и приобретенных способностей), и их удовольствие тем больше, чем больше возможностей им удалось реализовать или чем сложнее задачу удалось преодолеть»[236]. Преуспеть в чем‑ то уже само по себе является ценным; мы чувствуем смысл, занимаясь в своей жизни тем, в чем можем проявить компетентность, мастерство и искусность. Как еще можно тогда объяснить тот факт, что люди затрачивают огромное количество часов на совершенствование своих навыков, которые не принесут больше ничего, кроме этого самого совершенства? Разумеется, существуют такие области, как профессиональный спорт или искусство, в которые вкладываются миллиарды долларов, потому что мы, похоже, никогда не устанем наблюдать за тем, как люди достигают высот, будь то в соревновании, или в выступлении, или в искусстве. Но если мы посмотрим на множество тривиальностей, в которых люди специализируются: кручение хула‑ хупа во время катания на водных лыжах, игра на воображаемой гитаре, шахбокс[237], совершенствование заваривания кофе[238], мы должны будем признать очевидное: люди получают наслаждение и видят смысл в том, чтобы достигать совершенства в чем угодно. Компетентность, как говорит об этом теория самодетерминации, есть базовая психологическая потребность. Поскольку мы творение эволюции, в наших интересах развить наибольшее количество умений, ведь мы никогда не знаем, какой из наших навыков спасет нам жизнь. Если ничто не представляет непосредственной угрозы, то наилучший способ использовать пока наше время – развивать или оттачивать какие‑ то способности, которые могут пригодиться впоследствии. Безделье – худшая стратегия выживания по сравнению с совершенствованием навыков. Соответственно, эволюция снабдила нас сильной мотивацией – искать возможности обучения новым навыкам и получать удовольствие, когда мы чувствуем, что совершенствуемся в чем‑ то. Обучение чему‑ то и личностный рост – прекрасное занятие и отличные источники удовольствия, дающие нам почувствовать, что наша жизнь движется вперед. И когда у нас есть возможность погрузиться в ту деятельность, в которой мы совершенствуемся, мы порой настолько уходим в нее, что забываем обо всем на свете. Американский психолог венгерского происхождения Михали Чиксентмихайи создал понятие flow для обозначения полного погружения человека в какую‑ либо деятельность. Это хорошо знакомо многим спортсменам и художникам, когда они полностью концентрируются на какой‑ либо сложной задаче или проекте[239]. В таком состоянии полной погруженности человек концентрирует все свое внимание и энергию на лежащей перед ним задаче, его сознательный и бессознательный ум работают в унисон. Чиксентмихайи рассматривал такое состояние как оптимальное для нашего внутреннего опыта и говорил, что само подобное переживание приносит такое удовольствие, что «люди будут это делать любой ценой только ради того, чтобы это делать»[240]. Люди ищут те задачи, в которых они могут реализовать свои навыки, не просто ради достижения чего‑ то, а потому что в моменты такого полного погружения они ощущают себя наиболее живыми. И правда в исследовании, в котором приняли участие четыре тысячи американцев, около четырехсот человек указали «жизненные трудности» в качестве источника для смысла жизни[241]. Именно поэтому я считаю, что мастерство и жизненные вызовы могут служить для человека важным источником смысла в жизни[242].

Все‑ таки важно осознавать, что мастерство и совершенствование как источник смысла не должны обязательно касаться чего‑ то из ряда вон выходящего. Восхождение на Эверест или морская кругосветка в одиночку наверняка дадут вам с лихвой ощутить собственное мастерство, а самое меньшее – вы заработаете восхищение окружающих, и у вас появится хорошая тема для коктейльной вечеринки. Однако собственное мастерство можно почувствовать и в обычной жизни. Некоторое чувство мастерства появляется у меня, когда я играю в мяч со своими детьми, которые мне по пояс; или же когда мне удается одолеть несколько крутых холмов на своем велосипеде по пути на работу. У меня есть легкое чувство мастерства и исполнения задуманного, когда мне удается ловко разместить последнюю тарелку в посудомоечной машине и закрыть ее, и все это благодаря моим наработанным навыкам в игре «Тетрис». Даже домашняя уборка может послужить полем для совершенствования мастерства и источником удовольствия (по крайней мере, некоторые так говорят). Эти примеры могут показаться чем‑ то незначительным и прозаическим, но чувство осмысленности и значимости в нашей повседневной жизни рождается как из больших, так и из малых достижений и проявлений собственного мастерства.

Разумеется, помимо наслаждения этими повседневными моментами мастерства, также здорово, если вы будете активно искать возможности развить свои навыки в тех областях, которые смогут усилить ваше чувство мастерства. На работе, например, следует узнать про навыки, которые необходимы, чтобы получить повышение, и затем регулярно нарабатывать и оттачивать эти навыки. Вне работы заведите себе несколько интересных хобби, занимаясь которыми вы будете чувствовать, что учитесь чему‑ то или совершенствуетесь в мастерстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...