Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные средства предприятия (фирмы) 8 глава




Доходы и расходы от обычных видов деятельности Операционные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы Чрезвычайные доходы и расходы
Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы
    Проценты, получен­ные за предоставле­ние в пользование денежных средств организации, а также проценты за исполь­зование денежных средств банком Проценты, уплачи­ваемые организа­цией за предостав­ление ей в пользо­вание кредитов и займов Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных органи­заций Прочие операцион­ные расходы Суммы кредитор­ской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности Курсовая разница Сумма дооценки активов (за исклю­чением внеоборот­ных) Прочие внереали­зационные доходы Курсовая разница Сумма уценки активов (за исклю­чением внеоборот­ных) Прочие внереали­зационные расходы    

Основной удельный вес в общей сумме доходов эффективно рабо­тающего предприятия занимают доходы от обычных видов деятельнос­ти. Под обычными видами деятельности понимается изготовление продукции, перепродажа товаров или оказание услуг, т. е. те виды деятельности, с целью осуществления которых создано предприятие. Они являются предметом деятельности организации и указываются в ее уставе. Однако это условие не является обязательным. Предприятие может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности с соблюдением установленных законодательством требований, напри­мер лицензирования отдельных видов деятельности.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Если пред­метом деятельности предприятия является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, то арендная плата будет включаться в выручку, в противном случае — она будет относиться к операционным доходам. Это же относится к доходам от предоставления во временное владение и пользование объектов интеллектуальной собственности и от участия в уставном капитале других организаций. Важнейшим условием успешной дея­тельности предприятия является своевременное и регулярное по­ступление выручки. Это связано с тем, что поступление выручки завершает кругооборот средств предприятия и означает возмещение расходов, осуществленных в процессе производственно-хозяйствен­ной деятельности. Создаются условия для восполнения потребности предприятия в оборотных средствах и возобновления нового круго­оборота. Поступление выручки позволяет своевременно осуществ­лять расчеты с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налоговым платежам, с кредитными организациями по возврату кредитов и уплате процентов по ним.

Выручка от продаж может определяться двумя методами — кас­совым (по оплате) и методом начислений (по отгрузке). При кассо­вом методе объем реализации определяется по поступлению денег на счета или в кассу предприятия. При методе начислений стоимость отгруженной продукции показывается как выручка от реализации независимо от поступления оплаты за проданную продукцию. В це­лях налогообложения предприятия могут выбирать метод призна­ния выручки — либо «по оплате», либо «по отгрузке» продукции. Определение выручки «по оплате» с точки зрения предприятия- поставщика выгоднее, чем метод начислений. При применении ме­тода начислений, т. е. признании выручки по моменту отгрузки то­варов, возникает ситуация, когда стоимость отгруженной продук­ции признана выручкой, следовательно, определен размер прибыли от реализации и предприятие должно платить налог на прибыль, НДС и другие платежи, хотя деньги за продукцию не поступили.

Выручка признается собственностью предприятия при одновре­менном выполнении следующих условий:

♦ организация имеет право на получение выручки, подтвер­жденное конкретным договором или иным соответствующим об­разом;

♦ сумма выручки может быть определена, т. е. в договоре есть все необходимые показатели для определения цены или она в нем указана;

♦ имеется уверенность в том что в результате конкретной опе­рации произойдет увеличение экономических выгод организации;

♦ право собственности (владения, пользования и распоряже­ния) на продукцию (товар) перешло от организации к покупате­лю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

♦ расходы, связанные с этой операцией, могут быть определены.

К операционным доходам относятся поступления, связанные с

операциями с имуществом организации, с участием в уставном капитале других организаций и совместной деятельностью, а также поступления от предоставления во временное пользование денеж­ных средств (см. табл. 8.1). Величина данных доходов зависит от ак­тивности предприятия на фондовом рынке, размера финансовых вложений в ценные бумаги других предприятий и доходности этих бумаг.

Внереализационные доходы отражают состояние договорной дис­циплины между предприятием и его контрагентами. К данным до­ходам относятся штрафы, пени, неустойки, признанные должни­ком поступления в возмещение причиненных организации убыт­ков, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Кроме этого, к внереализа­ционным доходам относятся активы, полученные безвозмездно, курсовая разница, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

К. доходам предприятия не относятся поступления сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и иных ана­логичных обязательных платежей; поступления по договорам ко­миссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу коми­тента, принципала и т. п.; поступления в порядке предварительной оплаты продукции, авансов, задатка, в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Расходы предприятияэтоуменьшение экономических выгод в результате выбытия активов(денежныхсредств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капи- талаэтой организации, за исключениемуменьшенияуставныхвкладов порешениюучастников (собственников имущества). Они классифи­цируются по видам аналогично доходам предприятия. Расходы пред­приятия от обычной деятельности — это расходы, связанные с из­готовлением и продажей продукции, приобретением и перепрода­жей товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Они принимаются к учету:

♦ в сумме, равной оплате и/или кредиторской задолженности, связанной с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, предназначенных для осу­ществления видов деятельности, являющихся предметом деятель­ности предприятия;

♦ в сумме расходов, возникающих в процессе переработки ма­териально-производственных запасов для целей производства про­дукции (работ, услуг) и ее продажи, формирующих себестоимость продукции и незавершенного производства.

Совокупность всех расходов предприятия составляет себестоимость продукции. Себестоимость продукции {работ, услуг) представляет со­бой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энер­гии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. При этом одни предприятия (напри­мер, производственные, бытового обслуживания) определяют себе­стоимость как всей продукции, так и конкретных видов (групп) про­дукции (работ, услуг). Другие предприятия (например, занятые тор­говой, снабженческой, сбытовой и иной аналогичной деятельностью) формируют издержки обращения, приходящиеся на проданные то­вары.

Для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) по производству в целом расходы группируются по элементам за­трат, характеризующим их экономическое содержание:

♦ материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных от­ходов);

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация основных фондов;

♦ прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, коман­дировочные расходы и др.).

При этом по элементу «Материальные затраты» отражается стоимость покупных основных и вспомогательных материалов, изделий, топлива, энергии, услуг производственного характера сторонних организаций. Их стоимость формируется исходя из цен приобретения (без учета НДС), включая наценки (надбавки), комиссионное вознаграждение, оплату брокерских и иных по­среднических услуг. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка по статьям кальку­ляции, характеризующая направления использования затрат. Ти­повой перечень калькуляционных статей включает следующие по­зиции:

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производствен­ного характера сторонних организаций

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Заработная плата производственных рабочих

6. Отчисления на социальные нужды

7. Расходы на подготовку и освоение производства

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10. Потери от брака

11. Прочие производственные расходы________________

Итого производственная себестоимость

12. Коммерческие расходы___________________________

Итого полная себестоимость

Предприятия самостоятельно определяют перечень калькуляци­онных статей в соответствии с отраслевыми инструкциями по пла­нированию, учету и анализу себестоимости. Основным требовани­ем является максимально возможное выделение прямых затрат. Пря­мые затраты — это затраты, непосредственно связанные с производством продукции. Они могут быть включены в себестои­мость отдельных видов продукции на основании установленных норм (основная заработная плата производственных рабочих, сырье, ос­новные материалы). Косвенные расходы связаны с работой цеха, предприятия в целом и одновременно относятся ко всем видам выпускаемой продукции. Их нельзя прямо отнести на себестоимость изделия. В конце отчетного периода они распределяются между ви­дами продукции пропорционально условно выбранной базе рас­пределения:

♦ пропорционально прямым расходам на оплату труда;

♦ пропорционально прямым материальным затратам;

♦ пропорционально сумме прямых затрат;

♦ пропорционально выручке.

Предприятия самостоятельно выбирают экономически обосно­ванную базу распределения в соответствии с отраслевыми методи­ческими рекомендациями. К косвенным расходам относятся обще­производственные, общехозяйственные и коммерческие расходы (расходы на продажи). Таким образом, при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применя­ются следующие виды группировки расходов (рис. 8.3).

Предприятия могут выбирать вариант учета затрат на произ­водство и калькулирования себестоимости продукции и формиро­вать либо полную, либо неполную производственную себестои­мость объекта калькулирования. В первом случае, затраты от-

Рис. 8.3. Классификация расходов, формирующих себестоимость продукции

 

четного периода делятся на прямые и косвенные. Прямые непос­редственно относятся на себестоимость отдельных видов продук­ции, а косвенные распределяются между отдельными видами про­дукции в конце отчетного периода. Таким образом калькулируется полная себестоимость готовой продукции, включающая все виды затрат на ее производство и реализацию. При втором методе учета затрат все затраты делятся на производственные, связанные с осу­ществлением производственного процесса (затраты на основное производство, вспомогательное производство, общепроизводствен­ные), и периодические, связанные с длительностью отчетного пе­риода (общехозяйственные расходы). В конце периода в себестои­мость отдельных видов продукции включаются только производ­ственные затраты. Периодические затраты в калькуляцию продукции не включаются и списываются на уменьшение выруч­ки от реализации.

Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, ус­луг), составляют подавляющую часть расходов предприятия. По­этому их величина напрямую влияет на размер прибыли, получае­мой предприятием. Снижение себестоимости является основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Это может достигаться за счет снижения материало­емкости продукции, повышения загрузки оборудования, улучше­ния использования трудовых ресурсов. Кроме этого, предприятие может воздействовать на величину себестоимости, выбирая те или иные методы учета затрат при формировании учетной политики предприятия. Помимо затрат по обычным видам деятельности пред­приятие осуществляет операционные расходы и внереализационные расходы (см. табл. 8.1).

По источникам осуществления расходы предприятия можно подразделить на:

♦ включаемые в себестоимость продукции;

♦ относимые на финансовые результаты (убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой дав­ности, и других долгов, не реальных для взыскания; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены; некоторые виды налогов и т. д.);

♦ осуществляемые за счет чистой прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия после налогообложения (затраты на со­держание культурно-бытовых объектов, выплата доходов по ценным бумагам предприятия, образование различных фондов и т. п.).

8.4. Система цен на продукцию и их структура

Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги. Это в первую очередь относится к выручке от реализации продукции (работ, услуг), кото­рую можно представить в следующем виде:


 

где Ц. — цена на /-й вид продукции предприятия; К. — количество изделий /-го вида, реализованных предприятием; п — число видов продукции, реализуемых предприятием.

Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к ко­нечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изготовителя, которая должна возместить затраты на произ­водство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности:


 

где // — оптовая цена изготовителя; С— себестоимость изделия; Я — прибыль на единицу изделия.

При определении отпускной цены предприятия в цену включа­ются НДС и другие косвенные налоги:

При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и же­лаемого уровня прибыли учитываются:

♦ качество продукции, ее конкурентоспособность;

♦ соотношение спроса и предложения на рынке данного про­дукта (если спрос в отдельных регионах превышает предложение, то продукция при неизменной себестоимости будет продаваться по различным ценам; чем выше спрос, тем больше возможностей для увеличения цен);

♦ эластичность спроса (определяются возможные объемы реа­лизации при разных уровнях цен);

♦ среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;

♦ цели, которые преследует предприятие при выработке цено­вой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличе­ние доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация пока­зателей деятельности и т. д.).

При реализации продукции через оптовых посредников форми­руются оптовые цены закупки, включающие посреднические на­ценки (скидки):


 

где //м_ — цена закупки; if, м — отпускная цена предприятия-изго­товителя; Иы сЯ — снабженческо-сбытовая надбавка.

При реализации продукции через предприятия розничной тор­говли формируется розничная цена, включающая розничную торго­вую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка — это цена услуг посреднической или торговой орга­низации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном от­ношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.

где НДС — сумма налога на добавленную стоимость.
Пример. Себестоимость единицы продукции — 800 руб. Планируемая рентабельность продукции — 30% к себестоимости. Ставка НДС — 20%. Определить оптовую цену изготовителя и отпускную цену предприятия. Оптовая цена изготовителя составит:

В зависимости от распределения расходов на транспортировку, погрузку и разгрузку продукции между покупателем и продавцом различают структурно более полные и менее полные цены. Напри­
мер, в России в добывающих отраслях используются цены франко- станция отправления и франко-станция назначения. Последние вклю­чают расходы! на доставку продукции на склад потребителя (рис, 8.4).


 

 

Рис.8.4. Виды цен в добывающих отраслях в зависимости от учета базисных условий поставки

 

Описанный выше метод формирования цены, когда к полным издержкам прибавляется некая прибыль, определяемая через норму рентабельности, носит названиеметод полныхиздержек (fullcostpricing, cost pluspricing). Формула для расчета по данному методу имеет вид:


 

где С— себестоимость продукции; Л, — норма рентабельности.

Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рента­бельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышесто­ящих организаций или регулирующих органов. Метод полных издер­жек повсеместно использовался в бывшем СССР всеми категориями предприятий, носил ярко выраженный затратный характер, так как задачей руководства предприятия при формировании цены являлось максимальное увеличение плановых затрат. В настоящее время приме­няется на рынках с несовершенной конкуренцией. К недостаткам дан­ного метода относится то, что не учитывается поведение конкурен­тов, эластичность спроса. Разновидностью этого метода является оп­ределение цены на основеметодарентабельности инвестиций (return on investment pricing). Цена определяется по той же формуле, а норма рентабельности — на основе стоимости заемных средств.

В условиях развитых рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований — ме- modмаркетинговыхоценок (pricingbasedon market considerations). Дан­ный метод основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены и т. д. Он подразделяется на два подметода:

• метод сходной (подобной) цены — цена определяется в соот­ветствии с ценами конкурентов на аналогичный товар;

• метод оценки реакции покупателя — продавец выясняет и устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обяза­тельно продан.

Часто возникают ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. В этом случае рекомендуется использовать метод удельной цены. Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнении его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:


 

где Ц — новая цена; Us— базовая цена; Я, — новый показатель; П. — базовый показатель. Базовым показателем может быть лю­бая качественная характеристика товара — вес, мощность, ско­рость и т. п.

Цены фиксируются в договорах купли-продажи (контрактах), в которых помимо этого указываются:

♦ предмет договора (количество и качество товара);

♦ срок (период) поставки;

♦ условия (базис) поставки товаров (обязанности продавца и покупателя, момент перехода права собственности);

♦ порядок расчетов;

♦ дополнительные (особые) условия;

♦ расторжение (изменение) договора;

♦ форс-мажор;

♦ ответственность сторон.

В контрактах могут указываться как твердые цены, не изменяю­щиеся в течение срока договора, так и скользящие цены, которые могут пересматриваться при изменении согласованных элементов цен или конъюнктуры рынка. Последние применяются в долгосроч­ных контрактах.

Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузо­вые перевозки, тарифы на услуги связи и т. д.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производ­ственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг занима­ет значительный удельный вес в себестоимости продукции.


Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Приме­няя систему разнообразных скидок, предприятие может добивать­ся значительного увеличения продаж. Это могут быть:

♦ скидки за количество приобретаемых товаров;

♦ сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезон­ные покупки;

♦ скидки для постоянных покупателей;

♦ скидки за платежи наличными;

♦ товарообменные зачеты, т. е. скидки с цены нового товара при условии сдачи старого;

♦ скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продук­ции на условиях коммерческого кредита.

8.5. Формирование и распределение прибыли предприятия

Конечным результатом деятельности коммерческой организа­ции является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собойразницумежду совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие полу­чает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом:

Я = ВР- С,

где П — прибыль от продаж; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР — выручка от продажи продукции (работ, услуг).

Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой сторо­ны, прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирова­ния социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и дру­гие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприя­тие, поставщики — о платежеспособности предприятия.

Таким образом, прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что

она отражает конечный финансовый результат деятельности пред­приятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее рас­пределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюд­жетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим ис­точником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о при­былях и убытках» (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Механизм формирования показателей прибыли

 

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных опе­раций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вна­чале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленчес­ких). Затем после вычитания коммерческих и управленческих рас­ходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания обще­хозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расхо­дов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и обществен­ного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансо­вой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регу­лярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприя­тия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повы­шается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рентабельность продаж — это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции:


 

где П — прибыль от продаж; ВР — выручка от реализации продук­ции.

Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рас­считанного, как


 

где — прибыль на единицу продукции; — себестоимость единицы продукции.

Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприя­тия, рассчитываемый как

8 Эконом, ирсдпр. (фирмы)


 

где Дт — операционные доходы; Ри — операционные расходы.

Результат отданной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т. д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде при­были от совместной деятельности и т. п.

Третья составляющая балансовой прибыли — это результат от внереализационныхопераций:


 

где л|1И — внереализационные доходы; Pjm — внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученны­ми и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расхода­ми. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ра­нее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределя­ется по следующим направлениям:

♦ на формирование резервных фондов;

♦ на выплату доходов учредителям (участникам);

♦ на создание фондов целевого назначения (накопления, по­требления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой при­были. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фон­дов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет сред­ства, зарезервированные для производственного развития пред­приятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает сред­ства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует сред­ства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ре­сурсов предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...