Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемные вопросы для дискуссии




Проблемные вопросы для дискуссии

1. Почему дальние морские путешествия и Великие географические открытия стали возможны именно на рубеже XV–XVI веков (не раньше и не позже).

2. В чем отличие колонизации европейцами Америки, Азии и Африки от колонизации русскими Сибири?

3. Почему ни один из присоединенных к России народов не исчез, не утратил своей национальной идентичности, языка и религии, а многие народы, колонизированные западноевропейцами были полностью истреблены, а многие другие утратили национальную и культурную идентичность?

4.  Как радикальная протестантская идеология помогала оправдывать колониальный грабеж и геноцид покоренных западноевропейских народов?

Тема 6. Вызовы эпохи Просвещения. Российский путь модернизации. Просвещенная монархия в России: достижения и проблемы.

Темы сообщений (с презентациями).

1. Идеология эпохи Просвещения.

2. Развитие Просвещения в странах Западной Европы (Англия, Франция, Германия).

3. Творчество Вольтера.

4. Денни Дидро - французский просветитель, философ и писатель.

5. Жизнь и творчество Жан Жака Руссо.

6. Влияние Просвещения на развитие науки и образования в Западной Европе.

7. Культура и искусство барокко и классицизма в Западной Европе.

8. Просвещение и его влияние на развитие протестных настроений во Франции второй половины XVIII в.

9. Просветительские идеи и их влияние на Американскую революцию 1775-1783 гг.

10. Промышленный переворот в Англии в XVIII в.

11. Предпосылки петровских реформ.

12. Модернизация государственного управления России при Петре I.

13. Характер и последствия социально-экономических преобразований Петра I.

14. Церковная реформа Петра I.

15. Реформы Петра I в области культуры и просвещения.

16. Искусство барокко в петровской России.

17. Санкт-Петербург как символ петровских преобразований.

18. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

19. М. Ломоносов - выдающийся русский ученый, поэт и просветитель.

20. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

21. Влияние политики просвещенного абсолютизма на преобразования в России.

22. Переписка Екатерины II с французскими просветителями.

23. Власть и общество в России при Екатерине II.

24. Вклад Екатерины II в развитие науки, культуры и образования.

25. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре.

Проблемные вопросы для дискуссии

5. Почему на ваш взгляд в XVIII в. не удалось полностью реализовать идеи просветителей?

6. Уже несколько столетий между учеными не утихают споры относительно реформ Петра I. Дайте развернутую оценку преобразованиям первого российского императора.

7. Почему II пол. XVIII в. называют «Золотым веком русского дворянства»?

8. Можно ли считать Екатерину II выдающимся государственным деятелем в истории России? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Тема 7. Россия и страны Запада в борьбе за индустриальное и геополитическое лидерство. Проблема реформирования политических и социально-экономических институтов в Российской империи XIX века

Крымская война 1853-1856 гг. и ее отражение в музейных коллекциях.

Темы для сообщений:

1. «Восточный вопрос» и место Крыма в нем.

2. Начало Крымской войны. Синопское сражение. Европейские союзники Турции.

3. Высадка англо-французского десанта у Евпатории. Альминское сражение. Подготовка Севастополя к обороне.

4. Начало обороны Севастополя. Затопление кораблей в Севастопольской бухте. Первая бомбардировка Севастополя. В. А. Корнилов.

5. Боевые действия осенью 1854 года (Балаклавское и Инкерманское сражения). Героизм защитников Севастополя.

6. Боевые действия зимой-весной 1855 года. В. И. Истомин.

7. Деятельность врачей и медсестер. Н. И. Пирогов.

8. Союзники под Севастополем. Трудности военного быта.

9. Боевые действия лета 1855 года. П. С. Нахимов.

10. Второй штурм Севастополя. Оставление южной части города.

11. Завершение Крымской войны. Парижский мирный договор.

12. Братское кладбище - мемориальный некрополь защитников Севастополя в период Крымской войны 1854 - 1855 гг.

13. Создание Севастопольского музея обороны в 1869 году.

14. Мемориализация памяти о событиях Крымской войны к 50-летию первой обороны Севастополя в 1904-1905 годах

15. Панорама Ф. А. Рубо «Штурм 6 июня 1855 г. », посвященная первой обороне Севастополя.

 

Проблемные вопросы для дискуссии

                     1. Либеральные преобразования Александра I совершались на окраинах: в Финляндии был введен режим политической автономии; в Польше законодательная власть была предоставлена сейму; в Прибалтике было ограничено крепостное право (1804–1819). Почему подобные изменения не распространились даже на Европейскую часть России?

                     2. Что имел в виду А. С. Пушкин когда написал строки: «Дней Александровых прекрасное начало»?

                     3. Сперанского М. М. называли «отцом русской бюрократии». Насколько верно это суждение?

                     4. Историк В. О. Ключевский писал: «План составлялся с необычайной быстротой… Едва ли нужно прибавлять, что этот план не мог быть осуществлен в полном объеме, ибо нисколько не был рассчитан на наличные политические средства страны… Впрочем, кое-что из этого плана было осуществлено…». О каком плане государственных преобразований идет речь? Кто его автор? Что из проекта все же было осуществлено?

                     5. «Декабризм – проявление раскола между обществом и правительством». Прокомментируйте эту оценку.

                     6. Вторая четверть XIX века традиционно оценивается как апогей самодержавия и реакции в России. Однако по выражению русского философа Н. А. Бердяева, 1830-е годы ознаменованы взлетом общественно-политической мысли. Как вы объясните это противоречие?

                     7. Известны слова А. Х. Бенкендорфа, шефа III отделения, о том, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Предпринимались ли Николаем I попытки реформировать аграрные отношения в стране?

                     8. Историк русской общественной мысли писал в 1911 г.: «В проекте Пестеля мы имеем первые зачатки социализма, который со второй половины XIX столетия стал господствующим мировоззрением среди русской интеллигенции»). Насколько объективно это суждение? Аргументируйте свой ответ.

                     9. «Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утрате или о том, что его не будет, – все равно надобно было проснуться». О чем писал А. И. Герцен?

                     10. «… У так называемых западников никакого общего учения не было, – писал Б. Н. Чичерин. – В этом направлении сходились люди с весьма разнообразными убеждениями: искренне православные и отвергавшие всякую религию, приверженцы метафизики и последователи опыта, социал-демократы и умеренные либералы, поклонники государства и защитники чистого индивидуализма. Всех их соединяло одно: уважение к науке и просвещению. И то, и другое, очевидно, можно было получить только от Запада, а потому они сближение с Западом считали великим и счастливым событием в русской истории». Согласны ли вы с подобными выводами? Аргументируйте свой ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...