Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы сообщений (с презентациями).




Темы сообщений (с презентациями).

1. Корейская война. Корейская война – первый вооруженный конфликт «холодной войны».

2. На пороге ядерной катастрофы: непреходящие уроки карибского кризиса 1962 г.

3. Гонка вооружений. Гонка вооружений как составляющая «холодной войны».

4. Л. И. Брежнев: исторический портрет на фоне эпохи.

5. Поколение «шестидесятников»: их след в истории нашей страны.

6. «Бархатные революции» 1989–1991 гг. «Бархатные революции» в странах Центральной и Восточной Европы – причины, специфика, итоги.

7. Распад Ялтинско-Потсдамского порядка.

8. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-середине 1960-х годов.

9. Советский кинематограф в 1960-первой половине 1980-х гг.

10. Повседневная жизнь советского человека в 1970-1980-е гг.

11. «Оттепель» в СССР.

12. Культурное пространство стран бывшего СССР в 1990-е гг.

13. Перестройка и распад СССР.

14. Крымская весна.

 

Проблемные вопросы для дискуссии

1.     В советской историографии полная ответственность за развязывание холодной войны возлагалась на США, а главным инициатором и идеологом этой войны считали У. Черчилля. Сегодня ряд отечественных историков и публицистов утверждают, что главную ответственность за развязывание «холодной войны» несет Советский Союз. Кто из них прав?

2.     В чем причина усиления карательной политики советского государства после войны?

3.     Что такое «Оттепель» и почему период второй половины 50-х - начала 60-х гг. получил такое название?

4.     Оцените эффективность реформ Н. С Хрущева.

5.     Н. С. Хрущев утверждал, что Карибский кризис был «действительно создан политикой Соединенных Штатов в отношении Кубы». Разделяете ли это мнение? Обоснуйте ответ.

6.     Какие обвинения были предъявлены Н. С. Хрущеву на Пленуме ЦК КПСС 14 октября 1964 г.? Соответствовали ли они реалиям? С чем был согласен и не согласен Н. С. Хрущев?

7. «На каком-то этапе, – писал М. С. Горбачев, – особенно это стало заметно во второй половине 70-х годов – произошло на первый взгляд труднообъяснимое. Страна начала терять темпы движения, нарастали сбои в работе хозяйства, одна за другой стали накапливаться и обостряться трудности, множиться нерешенные проблемы. В общественной жизни появились, как мы их называем, застойные и другие чуждые социализму явления. Образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития». Согласны ли вы с этим высказыванием? Свой ответ аргументируйте.

8. М. С. Горбачев писал: «Революция, как мы ее понимаем, – это созидание, но всегда, конечно, и ломка. На то и революция, чтобы ломать отжившее, застойное, все то, что мешает движению вперед. Без ломки не расчистишь площадку для нового строительства. Вот и перестройка означает решительную, крутую ломку сложившихся препон для социально-экономического развития, устаревших порядков в управлении хозяйством, догматических стереотипов в мышлении». «С началом горбачевской «перестройки» положение изменилось коренным образом, – писал А. А. Зиновьев. – Оно изменилось не в том смысле, что вид страны и жизнь людей улучшились (они-то как раз ухудшились), а в том смысле, что взгляд высшего руководства на вид страны и жизнь людей ухудшился. Закончился первый период советской истории – период сокрытия недостатков. Начался новый период – период признания и обнажения недостатков. Причем, недостатки стали обнажать не столько для своих граждан, которые об этих недостатках знали и без указаний начальства, сколько для Запада. Можно сказать, что началась оргия любования своими язвами и хвастовства ими перед Западом». Чья позиция вам кажется более логичной? Почему?

9. Английский экономист Джон Росс так оценил экономические реформы 1990-х гг. в России: «Россия пережила за всю свою историю крупнейший промышленный крах, фактически, это крупнейший крах промышленной экономики в мирное время, когда-либо случавшийся в истории. Это, как и предсказывал МВФ, высвободило для экспорта огромное количество сырья и энергии». Согласны ли вы с выводом Джона Росса? Аргументируйте свой ответ с использованием статистического материала.

10. По мнению президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, в настоящее время «Россия пытается встать в свой исторический рост». Что он имел в виду? Конкретизируйте свой ответ.

10. 3. Оценка исторической роли М. С. Горбачева.

Форма занятия: тематическая дискуссия

Цель занятия: Систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по советской и российской истории

Группа получает предварительное задание изучить источники и литературу, связанные с деятельностью М. С. Горбачева в советский период.

Источники и литература делятся на два блока: обязательные (преподаватель представляет ссылки на данные источники на общедоступных сайтах сети интернет) и дополнительные (обучающийся самостоятельно осуществляет поиск источников).

Группа разделяется на две равные части по алфавиту. Первая подгруппа должна на основе изученных источников подготовить аргументы в пользу утверждения о том, что М. С. Горбачев и его команда сыграли прогрессивную роль в российской истории и истории международных отношений. Вторая подгруппа должна представить аргументы в пользу того, что деятельность М. С. Горбачев и его команда сыграли негативную роль в российской истории и истории международных отношений.

Аргументация должна строиться с учетом исторических тенденций развития советского общества второй половины 1980-х гг. и международных отношений последнего периода «холодной войны». Семинарскому занятию предшествует самостоятельная работа с учебной литературой, конспектирование, тезирование и реферирование текстов. Реализация семинара предполагает командную работу методом исторического анализа и моделирования процессов второй половины 1980-х гг.

Семинарское занятие состоит из трех частей

1. Вступление. Преподаватель кратко сообщает биографию Горбачева и очерчивает основные историографические концепции, доминирующие в отечественной и мировой науке в данный момент.

2. Дискуссия. Представители первой подгруппы представляют свои аргументы, основываясь на изученных источниках (на это им дается 30 минут). Каждый студент из данной подгруппы должен принять участие в дискуссии. В конце выступления подгруппы их оппоненты должны задавать вопросы, на которые представители первой подгруппы должны представить аргументированные ответы. Затем, подгруппы меняются местами.

3. Подведение итогов. Преподаватель объявляет конкурс на самое аргументированное выступление студентов на семинарском занятии. Студенты проводят открытое голосование, которое должно определить победителей, занявших первое, второе и третье место на данном конкурсе. Все они получают отлично за семинарское занятие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...