Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10.1. Итоги Второй мировой войны и начало «холодной войны».




Тема 10. СССР и зарубежные страны в эпоху «холодной войны». Становление постиндустриального общества и поиски путей ускорения социально-экономического развития СССР. Наследие прошлого и современная история России.

10. 1. Итоги Второй мировой войны и начало «холодной войны».

Форма занятия: интерактивный семинар (тематическая ролевая дискуссия).

Цель: установить причинно-следственные связи и закономерности моделирования послевоенного устройства мира странами «большой тройки»и причины начала «холодной войны».

Задачи:  

1. Выявить и охарактеризовать основные тенденции развития международной обстановки послевоенного мира, которые привели к созданию двухполюсной системы Восток-Запад.

2. Сформировать представление о степени ответственности стран «большой тройки» за нарастание конфронтации в отношениях и начало «холодной войны».

Вопросы:

1. Новая расстановка сил на международной арене по результатам Второй мировой войны.

2. Позиции стран «большой тройки» (СССР, Англия, США) по послевоенному устройству и созданию новой архитектуры международных отношений: общие интересы, основные противоречия, точки достижения компромиссов.

3. Планы и намерения сторон по реализации своей внешнеполитической стратегии в мире, причины и предпосылки начала «холодной войны».   

План

1. Сформулировать тему дискуссии.

2. Студентам самостоятельно составить глоссарий терминов по теме.  

Термины: антигитлеровская коалиция, «большая тройка», «холодная война», Ялтинско-Потсдамская система, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, второй фронт, ленд-лиз, сдерживание коммунизма, маккартизм, доктрина Трумэна, Организация объединенных наций.

3. Разделить группу студентов на 3 малых группы по числу позиций (английской, советской и американской), которые будут обсуждаться в процессе дискуссии. Малые группы формируются по желанию студентов. В группах определяется спикер и эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы и подготовку к занятию, формулирует общее мнение малой группы. Эксперты формируют оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малойгруппы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп, занимаются сбором материалов для подготовки основной презентации своего коллектива, которую озвучивает спикер.

4. Подготовительный этап.

Каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени. В результате должна быть подготовлена презентация основных тезисов группы по вопросам, которые выносятся на обсуждение. Основная форма презентации – устный доклад спикера с мультимедийным сопровождением (аудио-, видеоматериалы, фотографии, оцифрованные документы, иллюстрации, карикатуры и т. д. ). Группа также может задействовать для создания антуража символику соответствующей страны (герб, эмблемы, флаги, политические и военные атрибуты, элементы национального костюма и т. п. ).

5. Доклад и обсуждение (аудиторная часть занятия).

5. 1. Вступительное слово преподавателя с краткой характеристикой послевоенной международной ситуации в мире и постановкой проблемы семинара (5 минут).

5. 2. Каждая группа (регламент выступления 15 минут) представляет свой доклад и отвечает на вопросы оппонентов (эксперты других малых групп). Вопросы должны формулироваться исходя из знания исторических реалий обсуждаемой эпохи и позиции по данной проблеме соответствующей страны. При этом допускаются острые полемические выпады в адрес оппонентов, критические замечания в их адрес.    

6. Подведения итогов (10 минут).

Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной своей малой группой во время дискуссии. Преподаватель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.

10. 2: Развитие СССР и США через призму теории конвергенции

Форма занятия: тематическая дискуссия

Группа получает предварительное задание изучить литературу, связанную с экономическим, социальным и политическим развитием СССР и США в период «холодной войны». Литература делится на два блока: обязательную (преподаватель представляет ссылки на данные источники на общедоступных сайтах сети интернет) и дополнительную (обучающийся самостоятельно осуществляет поиск источников).

Обязательная литература:

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Режим доступа: https: //vk. com/doc5787984_427079841? hash=5fb1c558200e30dc34

 

Группа разделяется на две равные части по алфавиту.

Первая подгруппа должна на основе изученной литературы подготовить аргументы в пользу того, что СССР и США в годы «холодной войны» эволюционировали в сторону сближения социально-экономических систем. Вторая подгруппа должна представить утверждения о том, что развитие двух социально-экономических систем осуществлялось по своим внутренним логическим законам и никакой конвергенции между ними не наблюдалось.

Аргументация должна строиться с учетом фактов, характеризующих развитие СССР и США в 1950-е — 1970-е гг.

Семинарскому занятию предшествует самостоятельная работа с учебной литературой, конспектирование, тезирование и реферирование текстов. Реализация семинара предполагает командную работу методом исторического анализа и моделирования процессов 1950-х — 1970-х гг.

Семинарское занятие состоит из трех частей

1. Вступление. Преподаватель кратко сообщает об основных положениях теории конвергенции и раскрывает особенности варианта теории, представленного в работах Дж. Гэлбрейта, затем выделяет аспекты социально-экономического развития, по которым можно провести сравнение советской и американской общественной систем.

2. Дискуссия. Представители первой подгруппы представляют свои аргументы, основываясь на изученных источниках (на это им дается 30 минут). Каждый студент из данной подгруппы должен принять участие в дискуссии.

В конце выступления подгруппы их оппоненты должны задавать вопросы, на которые представители первой подгруппы должны представить аргументированные ответы.

Затем, подгруппы меняются местами.

3. Подведение итогов. Преподаватель объявляет конкурс на самое аргументированное выступление студентов на семинарском занятии. Студенты проводят открытое голосование, которое должно определить победителей, занявших первое, второе и третье место на данном конкурсе. Все они получают отлично за семинарское занятие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...