Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.Н.Радищев. М.В.Ломоносов




А. Н. Радищев

Книга Александра Николаевича Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» вышла в 1790 году в острый момент политической жизни и наделала много шуму в обществе. Книга была направлена против крепостного права и содержала острую критику помещичьих порядков и всей деятельности дворянского сословия. Она же стала причиной его приговора к смертной казни Екатериной II, которая заменена была ссылкой в Сибирь на 10 лет. Павел I освободил его, а Александр I привлек его к разработке новых реформ и законопроектов.

В Сибири А. Н. Радищев написал свой философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792-1796). В социально-политических взглядах Радищев был последователем идей французских просветителей. Радищев интересовался материализмом, но последовательным сторонником его не был. Общество возникает, как он полагает, в результате общественного договора. Власть призвана к тому, чтобы следить за осуществлением этого негласного общественного договора. Радищев является противником самодержавной монархии во всех ее проявлениях. Для него идеалом является республика, когда сам народ управляет государством. Все граждане в республике должны быть равны и должны трудиться. Женщины должны обладать равными правами с мужчинами, должна присутствовать свобода вероисповедания и запрет на крупную земельную собственность. Воззрения Радищева отличаются радикализмом, даже по сравнению с французскими просветителями. Радищев обращает внимание на различие моральных норм у правящего класса и народа. Он показывает нравственное разложение дворянства, его стремление к богатству любыми путями, ложь и лицемерие, и противопоставляет морали правящего класса естественность и простоту народного образа жизни.

В своем главном философском труде «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев ставит проблему человека. Он задается вопросом: бессмертна ли душа человека? Работа построена как диалог: в первых ее частях анализируются аргументы против бессмертия души человека, а в последних приведены доводы, утверждающие ее бессмертие. Сам Радищев занимает позицию деизма, которая признает существование Бога, но сводит его присутствие в мире к минимуму. Радищев пишет, что в природе смерти нет, а одно только преобразование одного явления в другое. Тела состоят из атомов[44]. Телесная субстанция обладает следующими свойствами: пребывание в пространстве и во времени, механическое движение, тяжесть, делимость, форма и другие свойства. Он полагает, что существует духовная субстанция, обладающая простотой, непротяженностью, неделимостью. Отличие духовной субстанции от материальной, души от тела приводят Радищева к мысли о бессмертии души. Поэтому он считает, что после смерти человек остается жив, душа его разрушиться не может и гарантом этому служит – Бог.

Концепция общественного развития А. Н. Радищева опирается на теорию естественного права и теорию общественного договора. Для исполнения «безмолвного» общественного договора создается власть, которая должна исполнять народную волю. «Государство – великая махина, коея цель есть блаженство граждан, а не процветание самодержца», [45] - пишет Радищев. Он выступал против самодержавной монархии. Он считал, что неограниченная власть монарха противоречит естественным правам человека.

Для него идеальной формой государственного правления является республика[46]. Все граждане должны быть равны в этой республике, все должны трудиться, женщины равны в правах с мужчинами. В таком идеальном государстве должна быть свобода вероисповедания и запрет на крупную земельную собственность. Радищев выступал на стороне угнетенного народа против его угнетателей, которые, по его мнению, обладают моралью «зверей алчных». Для них характерны алчность, ложь, лицемерие, стремление к богатству, жестокость. «Звери алчные, пиявицы ненасытные» оставляют крестьянину только то, что взять не могут – «воздух, один только воздух». Морали и образу жизни дворянства Радищев противопоставляет естественность и простодушие народа. Он выступает против индивидуализма, за приоритет в обществе «общественного сожития», общего, коллективного, родового начала в человеке. Он считал, что человек человеку друг настолько, что он скорее избирает беспокойную жизнь разбойника, чтобы жить с себе подобным, нежели преисполненную покоя жизнь пустынника. Совершенствование общественной жизни связано с раскрепощением народной крестьянской массы[47].

 

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов (1711-1765) является не только выдающимся ученым, но и замечательным мыслителем. Ему принадлежит учение о природе теплоты, разработка основ кинетической теории газов, открытие атмосферы Венеры. Он высказал идеи о возникновении органической жизни из неорганической, об определенных эпохах развития Земли. Электричество и магнетизм он объяснял движением частиц. Совместно с Абрамом Петровичем Ганнибалом, прадедом А. С. Пушкина, М. В. Ломоносов разрабатывал новый географический атлас России.

Философию он изучал у Х. Вольфа в Марбурге, последователя философии Г. В. Лейбница. Универсальная разносторонность интересов Ломоносова проявилась в разработке им фундаментальных проблем химии, физики, географии, минералогии, геологии, лингвистики, истории, логики и других наук. Среди его философских работ можно назвать: «Физическая диссертация о различии смешанных тел», «Заметки по физике и корпускулярной философии», «Элементы математической химии»[48]. М. В. Ломоносов считал, что в ведении ученого находится и разработка философских основ тех наук, которыми ученый занимается. Теоретические основы естествознания включают в себя и основные законы мышления и бытия, к которым Ломоносов относил закон противоречия и закон достаточного основания. Наиболее известна «корпускулярная философия» Ломоносова - учение об атомах и корпускулах. Целостная картина мира предполагает определенное понимание материи. Он считал, что материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Ломоносов  утверждает материальное единство мира. Основной признак материи – «непроницаемое протяжение». Все тела состоят из материи и формы, и последняя состоит из первой. Ломоносов разрабатывал учение о двух формах частиц, невидимых и неосязаемых. Во-первых, это – элементы, мельчайшие частицы вещества. Во-вторых, это – корпускулы, соединения элементов. Если элементы неделимы, то корпускулы делимы. Природа, таким образом, в основе своей материальна. По мнению Ломоносова, теплота есть результат движения этих частиц, а не теплорода, как считало большинство ученых того времени. Все качественные, химические изменения тел возникают в результате движения корпускул.

При объяснении природных процессов Ломоносов не обращается к Богу и религии, но и не отвергает их. Он полагал, что наука и религия – это «две дщери родные, дщери единого Всевышнего родителя». Наука и религия не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга, так как у них разные предметы – мир и Бог, и разные функции – объяснение мира и спасение души. Ломоносов выступал за союз науки и религии.

 

                       Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х частях. Л.: Эго, 1991.

2. Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси. М.: Наука, 1987.

3. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.

4. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

5. Св. Игнатий Брянчанинов. Отверзите двери Богу… М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

6. Прот. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

7. Лосский В. Н.  Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

8. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. //История средневековой философии. В 2-х частях. Ч. 1. Патристика. Хрестоматия. Минск, 2002.

9. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. М. Изд-во МГУ, 1990.

10. Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.

11. Сковорода Г. С. Сочинения. М.: Мысль, 1973. Т. 1.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...