Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моисеенко Г.В. Жизнь и учение Григория Сковороды. Жизненный путь Григория Сковороды.




Моисеенко Г. В.

                Жизнь и учение Григория Сковороды

 

Русская философия, истоки которой мы можем увидеть в Древней и Средневековой Руси, проявила себя как самостоятельный феномен духовной жизни России, пожалуй, только в 18 веке.

Россия постепенно становилась обширным многонациональным феодально-абсолютистским государством. Бурные перемены в социальной и культурной жизни страны в конце 17-го – первой четверти 18-го столетия были связаны с деятельностью Петра Великого. Последующие десятилетия, во время которых произошло несколько следующих друг за другом дворцовых переворотов, в целом способствовали реализации петровских реформ в сфере образования и культуры. Особенно яркими и плодотворными были периоды правления дочери Петра I - Елизаветы Петровны (1741-1761) и Екатерины II (1762 - 1796). В результате внешней политики, проводимой Россией в 17-18 веках Малороссия или Левобережная Украина, включая Киев, в 18-м веке входила в состав Российской империи.

Своеобразная ситуация в Российской Империи первой половины 18 века сложилась в сфере образования. Оно носила чисто сословный характер и, прежде всего, была рассчитано на выходцев из дворянской среды. Тем не менее, появляются определенные возможности и для получения образования для представителей других сословий. Прежде всего, это касалось, обучения в богословских учебных заведениях. Важное значение в истории русского просвещения XVIII века имела Киево-Могилянская академия - первое высшее всесословное учебное заведение на Украине. Возможность для получения светского внесословного образования давала созданная Петром I Славяно-греко-латинская академия. Однако обучение в эти учебных заведениях проходило на латыни, что было серьезным препятствием для поступления сюда выходцев из низших сословий.

Своеобразным феноменом в жизни России этого периода явилось появление в  эту эпоху в числе значительных деятелей науки и культуры  таких имен, как М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, С. П. Крашенников, Н. И. Попов, Д. И. Виноградов, С. К. Котельников, Г. С., Сковорода и др., происходивших из среды купечества, духовенства, крестьянства или солдатского сословия.

Жизненный путь Григория Сковороды.

«Мир ловил меня, и не поймал. »

Автоэпитафия Гр. Сковороды

Григорий Сковорода (1722-1794)был выходцем из малоземельных казаков родом с Полтавщины (Украина, с. Чернухи в Полтавской губернии). Своё начальное образование он получил у сельских странствующих дьячков. Он сразу обратил своё внимание на упрямый свободолюбивый нрав и большую охоту к обучению. Также обнаружилось, что у юного Грицко прекрасные голос и музыкальный слух. Он был поставлен первым певцом в церковном хоре, а дьяк-скрипач давал читать книги (большая ценность и редкость в те времена), учил Грицко нотной грамоте, готовил к дальнейшему образованию. В 1733 году Г. Сковорода поступил в Киевскую духовную академию - одно из трех ведущих учебных заведений в Украине. Полный курс обучения должен был занять 12 лет обучения. В академии Сковорода стал одним из лучших учеников и «скоро превзошел сверстников своих успехами и похвалами».

Но в 1741 году, когда на русский престол вступила императрица Елизавета Петровна – «любительница музыки и Малороссии», его певческий и музыкальный талант были оценены по достоинству и Григорий был зачислен в Императорскую певчую капеллу. Так он оказался в Петербурге, столице Российской империи. Певчие при дворе, в том числе и выходцы из Украины, получали безбедное жильё, роскошную жизнь, полную увеселений и праздности, строили карьеру, обретали «сановитый вид». Среди них были дети и значительных малороссийских панов - Разумовские, Стоцкие, Головачевские. Только Григория Сковороду такая жизнь не привлекла и через три года он возвращается в Киев.

В 1744 году он снова продолжает своё обучение в Киевской духовной академии: изучает еврейский, греческий и латинский языки, философию, математику, естественной историю и богословие. Через шесть лет, по окончании полного курса обучения, ему было предложено принять постриг (стать монахом), что открыло бы для него путь к высшим академическим и церковным должностям. Но к этому Сковорода совсем не был расположен, а потому, чтобы избежать подобной участи пошёл на хитрость – «притворился сумасбродным, переменил голос, стал заикаться».

Видимо, Сковорода ещё не чувствовал в себе завершённости образования. Познавательный интерес толкал его к поискам и расширению кругозора. Вскоре ему представилась возможность увидеть мир и побывать за границей Российской империи. Друзья познакомили Григория с находившимся проездом в Киеве генералом российской службы Ф. Вишневским. В составе российской посольской миссии, «занимая необременительную и сносно оплачивающуюся должность», Г. Сковорода отправился в Венгрию. Благодаря знанию языков и предоставленную ему относительную свободу он использует такую возможность для ознакомления с жизнью в Центральной Европе. Согласно его библиографам, Григорий побывал в Австрии, Чехии и Польше, очевидно, также в Германии и Северной Италии. Пишут, что он, по возможности, посещал университетские лекции и, согласно Гее де Кальве, мог даже слушать И. Канта. Так или иначе, но за время путешествия, которое продлилось около двух с половиной лет, Сковорода хорошо познакомился с основными духовно-философскими течениями Европы середины XVIII века.

В1753 г. он возвращается на родину и занимает место учителя поэтики в Переяславской семинарии. С этого времени начинается период жизни Сковороды, когда он занимается преподаванием: сначала в официальных учебных заведениях (например, в Харьковском Коллегиуме), потом становится домашним учителем. Но вольный нрав, неортодоксальные взгляды, своеобразный подход к образованию, смелость высказываний, а порой, и резкость выражений приводили его к увольнению и смене места жительства.

С 1769 года он ведёт скитальческую жизнь «странничка». В своём ветхом одеянии он бредёт от селения к селению с посохом в руках, с котомкой за спиной, в которой лежит Библия и ведёт дружеские беседы на нравственно-просветительские темы с представителями разных сословий и званий. Останавливается на временное жительство у своих друзей на хуторах, в имениях или монастырях, живёт «милостыней и гостеприимством». [49] Фактически вся Слободская Левобережная Украина от Днепра до Дона его знала как духовного подвижника и проповедника, как своеобразного отшельника в миру, который прославился своим благочестием, нестяжанием и пламенной преданностью служения Богу и людям. Он поистине стал народным любимцем. Его песни пел простой народ, басни пересказывались, а религиозно-философские трактаты неоднократно переписывались и передавались из рук в руки.

Его друг и ученик Михаил Ковалинский составил первую биографию философа: «Жизнь Григория Сковороды» (1794), которая, по мнению многих исследователей, до сих пор признаётся лучшим источником о Г. Сковороде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...