Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие по теме «образ лисы в сказках Е. М. Рачева»




ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗ ЛИСЫ В СКАЗКАХ Е. М. РАЧЕВА»

Программное содержание. Продолжать знакомить де­тей с творчеством Е. Рачева. Учить понимать содержание ил­люстраций, определять характер героя (добрый, злой, глу-


пый), выразительные средства. (выбор цвета, позы, одежды). Развивать эмоциональную отзывчивоаь при восприятии ил­люстраций.

Материал. Книги с иллюстрациями Е. Рачева.

Образ лисы: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Коти лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Ход занятия.

В группе оформлена выставка книг, иллюстрированных Е. Рачевым.

Рассказ воспитателя.

- Давным-давно появились первые сказки о животных. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные, какой у них характер. В сказках лиса -хитрая, волк - жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда всех боится.

Но в характере и поступках сказочных животных прояв­ляются черты и действия людей. Звери говорят человече­ским языком, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и глупые.

Много лет сказки о животных иллюстрирует художник Евге­ний Михайлович Рачев. Превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев, заставляет их жить по-новому.

Евгений Михайлович наделяет животных человеческими чертами характера. Лисы, медведи, волки, зайцы в рисун­ках Рачева ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. Чтобы они были еще больше похожи на людей, ху-1 дожник «одевает» их в русские национальные костюмы.

Дети, рассматривая иллюстрации ксказке«Лисичка-се-стричка и серый волк», вспоминают содержание сказки. " •* Какой волк в этой сказке? (Страшный. ) " ■ * Каким художник изобразил волка? (Глупым. )

По совету хитрой лисы он опустил хвост в прорубь, что бы поймать, рыбу. Ночь, темно, а он сидит и ждет. Ему хо лодно. За ночь хвост примерз ко льду крепко-накрепко, волк думает: «Вот сколько рыбы я поймал! »

Лиса во второй раз обманула волка.

Вот она едет на волке.


ш* Как вы думаете, довольна лиса?                              

м* Как это изобразил художник?                                    

Волка нам очень жалко, он остался без хвоста.  . Евгений Михайлович уделял большое внимание созда­нию обстановки, в которой живут и действуют его герои.

Рассмотреть две иллюстрации. Одну, где волк сидит но­чью и ловит рыбу на хвост, вторую - где волк везет на себе лису. Обратить внимание детей на фон - что он выражает. Е. Рачев очень много иллюстрировал сказок, где дей­ствует лиса. Показать иллюстрации из сказок. «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот и лиса».

«* Как художник изображает лису в каждой из этих ска­зок? (По-разному. ) '■ * Что о ней можно рассказать?

Рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок», Обратить внимание на одежду лисы, ее настроение, характер. Вот ры­жая лисичка-сестричка в белой кофте, черном сарафане с крас­ным поясом. На шее у нее бусы, на голове красный кокош­ник. Лиса слушает колобка, улыбается, она такая ласковая... Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его. •* Как изобразил художник хитрость? (Глаза хитрые, ши­роко раскрытая пасть, об этом говорит ее поза. ) Рассмотреть иллюстрацию к сказке «Кот и лиса». Сколь­ко легкости и изящества в быстром беге лисы из этой сказ­ки. Она очень довольна.

" * Как это показал художник? (Она нежно прижимает к себе петушка, глаза у нее сверкают, она оглядывается и видит, что ее никто не догоняет. Вот какая я ловкая! ) Рассмотреть остальные иллюстрации. Мы совершили еще одно путешествие в мир сказок и красок. И создал этот мир художник Е. Рачев. Его рисунки легко запоминаются, их сразу узнаешь, потому что Евге­ний Михайлович Рачев своей волшебной кистью, как ска­зочным ключом, открывает дверь в необыкновенную стра­ну - страну сказок о животных.

Советы воспитателю. Предварительное чтение сказок и рассматривание иллюстраций. Рисование, лепка, аппли-


кация на тему «Лиса из моей любимой сказки». Выбрать эпизод из сказки и вид деятельности.

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ХУДОЖНИК В. В. ЛЕБЕДЕВ И ПОЭТ С. Я. МАРШАК»

Программное содержание. Познакомить детей с твор­чеством В. Лебедева, содержанием его иллюстраций. Вос­питывать у детей художественный вкус, умение понимать иллюстрации и их выразительные средства.

Материал. Книги С Маршака, иллюстрированные В. Ле­бедевым.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя.

- Мы отправляемся в следующее путешествие: в страну сказок, созданную художником Владимиром Ва­сильевичем Лебедевым.

В. Лебедев очень любил рисовать животных и много рисовал с натуры.

Владимир Васильевич дружил с поэтом Самуилом Яков-левичом Маршаком. Вместе они создали очень много книг для детей. Первая их общая книжка называется «Цирк». Лебедев нарисовал рисунки акварельными красками, а Маршак написал к этим рисункам стихи. Посмотрите, ка­кая веселая и интересная получилась книжка!

Рассмотреть обложку; белые буквы на красном фоне, красными буквами написаны фамилии авторов, а год из­дания и название написано на сумочке, которая висит у клоуна на плече. А может быть, в этой сумочке спрятаны разные фокусы? Клоун едет на маленькой лошадке. Ло­шадка как будто одета в длинное платье. На ногах клоуна большие ботинки... И кажется, что он не едет, а идет... Вот чудеса!

Откроем книжку, рассмотрим иллюстрации.

Во время рассматривания иллюстраций воспитатель читает стихи к ним.


Вопросы:

к* Какие сцены веселого циркового представления нари­совал художник?

< * Какие он использовал краски, чтобы дать нам почув­ствовать праздничную атмосферу цирка? Владимир Васильевич Лебедев хорошо знал и любил природу. В его альбомах было много рисунков, сделанных с натуры. И его иллюстрации к сказкам отличаются реали­стичностью, тонким лиризмом и поэтичностью.

Творческое содружество В. Лебедева и С. Маршака по­могло им создать много книг, которые очень нравятся де­тям. Одна из таких книг называется «Тихая сказка».

Воспитатель читает детям стихотворение «Тихая сказка». Вопросы:

«► О ком эта сказка? о* Куда пошли ночью ежи? ч* Кого услышали ежи? «* Что сделали ежи, когда услышали волков? «*■ Почему волк боялся укусить ежа? «* Что ежи шептали ежику? «* Почему ушли волки? «* Как кончается сказка?

и» Какое время изобразил художник на обложке? (По­здняя осень. Холодный осенний ветер сорвал листья с деревьев и рассыпал их по всей обложке. Они лежат как ковер. Этот же ветер собрал вместе маленькие веточки и листья и выложил из них название - «Тихая сказка». ) м* Объясните, в какое время суток происходит действие

сказки?

** Как это изобразил художник? (Ночь, светит луна, дере­вья серые, как в полумраке. ) *" ♦ Как художник изобразил волков, которые испугались

охотников?

** Как художник передает настроение в этой сказке? (За­думчивое, тревожное. )

Стихи и рисунки в этой сказке живут, как близкие дру­зья. Они дополняют друг друга и не могут один без другого.


Дружба Лебедева и Маршака продолжалась долгие годы. Встречаясь, они обсуждали, как сделать лучше и ин-. тереснее книжки для детей. Если получалось смешно, сами радовались и смеялись. ,

Советы воспитателю. Рассмотреть остальные книги. Дать возможность детям высказаться. Прочитать стихот­ворения С. Маршака «Цирк», «Тихая сказка». Перед заня­тием внести портрет В. Лебедева и оформить выставку книг, иллюстрированных художником.

Рисование по теме «Цирк».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...