Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный ход. 2. Основная часть. Занятие 12. «Аромат красоты». Рассматривание произведений (например, картины И.И.Шишкина «На севере диком…») осуществляется по обычному алгоритму (описывается изображенное, придумывается название картины, подбираются обр




Примерный ход

1. Вводная часть. Педагог предлагает вспомнить тему прошлого занятия и назвать понравившиеся произведения. Далее предлагает разгадать новые тайны красоты: уточняет, что, создавая изображение, художник стремился «рассказать» зрителю о том, что его поразило, заинтересовало, предлагает детям догадаться о содержании произведения.

2. Основная часть

Рассматривание произведений, трактовка художественного образа

Рассматривание произведений (например, картины И. И. Шишкина «На севере диком…») осуществляется по обычному алгоритму (описывается изображенное, придумывается название картины, подбираются образные слова, ассоциации, анализируется средства выразительности). На данном занятии постижению художественного образа произведения способствует чтение фрагментов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна», в котором нужно найти яркие слова-ассоциации.

                                              На севере диком стоит одиноко

                                              На голой вершине сосна.

                                              И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

                                              Одета, как ризой, она.

                                              И снится ей все, что в пустыне далекой,

                                               В том крае, где солнца восход,

                                             Одна и грустна на утесе горючем

                                             Прекрасная пальма растет.

(М. Ю. Лермонтов)

Предложить детям подумать и объяснить, с помощью каких средств художник и поэт создают выразительный образ; обратить внимание на холодную цветовую гамму, подумать об игре лунного света, подчеркивающего одиночество сосны в огромном пространстве. Сопоставить образы дерева и человека.

Далее можно предложить детям рассмотреть картину И. И. Шишкина «Дубы. Вечер» и самостоятельно описать «характер» дерева, представить «историю» дуба. Обратить внимание детей на могучую крону дерева, его силу и «израненный» временем ствол, морщинистость коры (провести аналогию с морщинистым лицом старого человека). Для активизации детей можно предложить разыграть этюд на тему «Рассказ старого дуба», придумать других персонажей. Для усиления впечатлений можно продемонстрировать этюды, написанные И. И. Шишкиным.

Обратите внимание детей на то, что интересные и выразительные образы нередко создавались при изображении самых обычных предметов, как в картине С. Ю. Жуковского «Подснежники». При рассматривании этого произведения предложить детям описать изображение и придумать историю цветов на окне.

3. Заключительная часть. В заключение занятия вопросами следует подвести детей к рассуждению о том, что художник не просто воспроизводит изображение увиденного, а стремится создать образ действительности, в котором отражены как черты окружающего человека среды, так и переживания и представления самого автора.

Методические рекомендации. После занятия можно предложить детям создать в рисунке или пластическом этюде образ растения – ивы, березы, маленькой елочки, отважного и нежного подснежника и т. д. Следует организовать игры, направленные на развитие синестезии, выразительности форм. В случае достаточного количества времени (или на самостоятельно планируемом занятии) можно предложить рассмотреть другие, контрастные по характеру произведения. Например, картину А. А. Рылова «Зеленое кружево», а также рассказать о «характере» персонажа, представленного в другом по жанру произведения.

 

 

Занятие 12. «Аромат красоты»

Программное содержание

Развить у старших дошкольников эстетические способности в процессе восприятия произведений искусства (на примере натюрмортов).

Обогащать опыт восприятия разных по содержанию и средствам выразительности произведений.

Развивать художественное восприятие, умение откликаться и понимать художественный образ, соотносить образ и средства выразительности.

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательные процессы, творческие способности.

Активизировать использование слов и словосочетаний: цветовая гамма, художественный образ, композиция, первый план.

Основной визуальный ряд:

1. И. И. Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924. ГТГ, Москва;

2. В. Ф. Стожаров. Чай с калачами. 1972. Русский музей, СПб;

3. К. С. Петров-Водкин. Яблоки. 1917. Русский музей, СПб;

4. М. С. Сарьян. Осенние цветы и фрукты. 1939. ГТГ, Москва.

Примерный ход.

1. Вводная часть. Педагог предлагает продолжить игру «Превращение» (разыгрывание сюжетов произведений), но по новым правилам. Дети должны представить себе «характеры» изображенных на полотнах овощей, фруктов, цветов. Педагог уточняет, что было бы замечательно среди зимы попасть в лето или осень и поэтому предлагает «перенестись» в другое время года, чтобы рассмотреть дары осени.

Демонстрируя три-четыре произведения из предложенного визуального ряда, воспитатель предлагает придумать для них названия.

2. Основная часть.

Рассматривание натюрморта и обыгрывание образа

Рассматривается одно расположенное на мольберте произведение. Педагог предлагает детям попытаться самостоятельно описать произведение и с помощью вопросов помогает им составить интересные рассказы. Затем детям можно предложить подобрать более подходящие слова-ассоциации (игра «Тихий-громкий»), цвета (из набора не менее 10 оттенков) теплой и холодной гаммы; представить, что могли бы услышать, почувствовать и определить по запаху, если бы «попали» в картину.

Затем педагог предлагает детям выбрать овощ, цветок, фрукт, деталь и, пофантазировав, придумать его «историю». Например, при рассматривании картины И. И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» попытаться догадаться, почему изображено так много разных видов хлеба? (Рассмотреть и уточнить их названия). Можно обратить внимание на цвет хлеба, булок, булочек и пирожных; предложить очертить в воздухе их форму, обратить внимание на плавность, округлость контура; представить их запах, вкус; пофантазировать, кто будет ими угощаться (ребятишки на ярмарке, купчихи за чаем, служивый люд или барышни)

Педагог предлагает детям придумать «образ» выбранной булочки, описать, как она выглядит на репродукции; представить ее рассказ. Предлагает детям разыграть диалоги, активизируя вопросами проявления творчества. В процессе составления рассказов и обыгрывания этюдов следует уделять внимание не столько пластическому, сколько интонационному раскрытию образа.

Аналогично проводится рассматривание и обыгрывание других изображений.

3. Заключительная часть. В заключение занятия педагог предлагает детям еще раз полюбоваться натюрмортом, подобрать ему название.

Методические рекомендации. На данном занятии следует ограничиться рассматриванием одного-двух произведений, уделяя большое внимание развитию эстетических и творческих способностей. Однако следует помнить об этичности в трактовке образа и учитывать, что чрезмерная увлеченность игрой отвлечет детей от его восприятия. На самостоятельно планируемом в продолжение темы занятия можно предложить разыграть эпизоды, представленные, например, в натюрмортах М. С. Сарьяна «Осенние цветы и фрукты» и К. А. Коровина «Цветы и фрукты».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...