Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для самостоятельного проектирования занятий




Методические рекомендации для самостоятельного проектирования занятий

Идеи для самостоятельного проектируемого занятия в данном месте может стать тема          " Народные промыслы России" или более детальное изучение одного из промыслов. Программными задачами данного занятия будут являться: углубление и систематизация представлений детей о народном декоративно-прикладном искусстве (история создания не рассматриваемых ранее промыслов, функциональное назначение предметов; стилевые особенности); освоение некоторых культурных традиций и обычае; развитие умений сравнивать, различать предметы по содержанию, стилевым особенностям; развитие умений создавать предметы ( украшать) в определённом стиле.

 

Занятие 23. «У самовара…»

Программное содержание

На примере разных жанров и видов искусства (натюрморт, портрет, жанровая живопись, предметы народных промыслов) показать особенности некоторых национальных традиций (встреча гостей, праздников, застольных обычаев, декорирования пространства жилища, сервировки стола) и выразительность создаваемых художниками и народными умельцами образов.

Развивать у старших дошкольников художественное восприятие в процессе рассматривания предметов народных промыслов, произведений живописи. Развивать умения откликаться и понимать выразительный художественный образ; эстетически оценивать изображение, аргументировано анализировать произведение, выделять средства выразительности (анализировать, сравнивать, связывать с образом). Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

Развивать познавательные процессы, умения наблюдать, всматриваться в явлении мира; творческие способности. Поощрять отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве.

Активизировать использование слов и словосочетаний: традиции гостей, сервировка стола.

Основной визуальный ряд:

1. С. Ю. Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915. ГТГ, Москва;

2. Б. М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Русский музей, СПб;

3. О. П. Лушина. Братина «Травка». 1984. п. Семино, Нижегородская обл., Русский музей, СПб;

4. Л. П. Азарова. Чайник «Чаепитие». 1969. Русский музей, СПб.

Визуальный ряд для оформления выставки:

1. В. Ф. Стожаров. Братина и чеснок. 1967. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир;

2. Три-четыре предмета народных промыслов (Жостово- подносы " У печи', " Чаепитие": Гжели, Хохломы), предметы быта (скатерти, самовар, посуда) (по выбору педагога; в соответствии с предварительной работой, опытом детей, имеющимися предметами). Примерный ход

1. Вводная часть. В начале занятия педагог может сообщить детям, что их пригласили «на чай» в гости: предлагает кратко вспомнить правила и традиции, связанные с этим моментом (подготовка подарков гостям, традиции гостеприимства и т. д. );  уточняет, что на Руси всегда были рады гостям - накрывали столы, готовили изысканные угощения, празднично наряжались (можно вспомнить несколько ярких образных слов из народных сказок: " пир горой", " яства", " угощение" ).

2. Основная часть

Рассматривание первого произведения

Педагог демонстрирует изображения, предлагает рассмотреть, что изображено, назвать известные и незнакомые детям предметы, комментирует, предлагает детям пояснить, чем нравится изображение, подумать, почему изображены эти предметы, как (с помощью каких средств) художник создает настроение (праздничное, весёлое, романтическое и др. ). Можно предложить детям подобрать образные слова, разыграть этюд                                    (приглашение в гости, угощение). В заключение рассматривания произведения обратить внимание на образ в целом, предложить детям придумать своё название.

Рассматривание второго произведения

Педагог демонстрирует изображение, предлагает рассмотреть, что изображено, назвать известные и незнакомые детям предметы, комментирует, предлагает детям пояснить, чем нравится изображение, подумать, почему изображены эти предметы, как (с помощью каких средств) художник создает настроение (праздничное, веселое, романтическое и др. ). Можно предложить детям подобрать образные слова, разыграть этюд (приглашение в гости, угощение). В заключение рассматривания произведения обратить внимание на образ в целом, предложить детям придумать свое название.

Рассматривание второго произведения

В процессе рассматривания, используя общий алгоритм анализа произведения, с целью преодоления формального восприятия следует обратить внимание детей на особенности произведения. При рассматривании картины Б. М. Кустодиева " Купчиха за чаем" предложить детям описать героиню произведения, придумать, о чём она может думать, пофантазировать о вкусе чая и варенья на её столе, вспомнить своё любимое блюдо, рассмотреть детали, подумать, о чём они могут «рассказать».

В процессе рассматривания произведения В. Ф. Стожарова " Братина и чеснок" следует уточнить название незнакомых предметов, кратко пояснить их назначение (например, братины); предложить детям выделить «говорящие» детали, подумать, о чём они могут «рассказать» (о настроении, характере персонажа), обратить внимание на цветовое решение и композицию.

Для активизации детей можно использовать игры и упражнения на развитие синестезии-  " Громкий-тихий", придумывание запаха, вкуса изображённых предметов.

Рассматривание предметов народных промыслов целью обогащения восприятия произведений; использование игровых упражнений, способствующих развитию эстетических способностей

Далее, уточнив, что убранству стола всегда уделялось большое значение (стол должен быть красиво «наряжен» - яркими  и сложными узорами расшивались скатерти, разрисовывалась посуда), можно предложить детям рассмотреть предметы народных промыслов: посуду, предметы по тематике " убранство дома". Предложить назвать их функциональное значение (для чего нужны, как использовались), полюбоваться красотой, яркостью предметов (подумать, к праздничным или повседневным их можно отнести), рассмотреть узоры (назвать образы, обратить внимание на сложность и продуманность узоров); предложить разложить предметы (или их изображения) по промыслам (Хохлома, Жостово, Гжель), пояснить выбор. Предложить детям из предложенных предметов (или изображений) «накрыть» стол так, чтобы было празднично, красиво (разделить детей на 2-3 команды и предложить сервировать стол, используя предметы).

3. Заключительная часть. В конце занятия можно обыграть «накрытые» детьми столы, подготовить угощение (символическое угощение печеньем, сушками). Предложить детям вспомнить, какие традиции чаепития им запомнились, понравились, как эти традиции передавали художники.

Методические рекомендации. Занятие не предполагает рассматривание конкретных стилевых особенностей промыслов, истории их возникновения, процесса изготовления предметов. Данная работа предполагается в течение года. Целесообразно предусматривать освоение данных моментов в процессе изобразительной деятельности               (рассматривание предметов и их изготовление: декоративная роспись, лепка игрушек, роспись подносов, шкатулок и т. д. ). В совместной деятельности следует познакомить детей с традициями и особенностями народных промыслов края.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...