Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 15. «История предмета в деталях»




Занятие 15. «История предмета в деталях»

Программное содержание

Создавать условия для обобщения представлений старших дошкольников о натюрморте (его видах, особенностях средств выразительности), акцентировать внимание на символичности некоторых деталей.

Развивать художественное восприятие в процессе рассматривания различных по содержанию и средствам выразительности натюрмортов; развивать умения откликаться и понимать художественный образ, соотносить художественный образ и средства выразительности.

Продолжать знакомить детей с известными произведениями живописи (натюрморты на выбор педагога и в соответствии с задачами образовательной программы).

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательные процессы и творческие способности.

Активизировать самостоятельность, инициативу в процессе освоения искусства.

Активизировать использование слов: предметы-символы, детали, образ.

Основной визуальный ряд:

1. И. Э. Грабарь. Утренний чай (В аллее). 1917. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань;

2. З. Е. Серебрякова. За завтраком. 1914. ГТГ, Москва;

3. Т. Ульянов. Натюрморт с книгами. 1737. Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва.

Примерный ход.

1. Вводная часть. В начале педагог напоминает тему предыдущего занятия, предлагает продолжить изучение тайн картин на полотнах, которые еще предстоит рассмотреть. Персонажи не изображены, но о них можно догадаться, ибо предметы могут «рассказать» о своих хозяевах. Демонстрируя два-три произведения из визуального ряда, педагог предлагает детям рассказать, что интересного они заметили. Затем уточняет, что каждое произведение – это история вещи, хозяина, события, времени и т. д., которую можно научиться читать.

2. Основная часть.

Рассматривание произведений

Педагог, демонстрируя одно из произведений, предлагает детям, рассмотрев его, придумать название, высказаться по поводу изображенного и дать ему свою оценку, поделиться чувствами и мыслями, которые оно вызвало.

Например, при рассматривание картины И. Э. Грабаря «Утренний чай (в аллее)», предложить детям подумать, о чем и о ком могут рассказать изображенные предметы, описать ситуацию до и после изображенного; пофантазировать о настроении, характере персонажей, которых нет на картине (они словно отлучились в данный момент).

Предложить детям рассмотреть предметы (например, столовую посуду, скатерть, блюда). Используя их личный опыт, предложить вспомнить, как выглядит неприбранный утренний стол дома, какие столовые и чайные приборы используются в семье, узнать, считают ли дети и красивыми и т. д. Предложить подумать, чем любуется художник в процессе написания картины, зачем использует определенные детали; подвести детей к тому, что именно детали позволяют автору создать цельный, выразительный образ, раскрыть то, что не только понравилось, но и волновало его.

При рассматривании натюрмортов из визуального ряда для выставки предложить детям подумать, в доме какого персонажа можно увидеть такие предметы. Попросить описать характер персонажа и возможные события, вспомнить сказки, в которых данные предметы могли бы быть использованы героями.

При анализе, например, произведения Т. Ульянова «Натюрморт с книгами», предложить детям перечислить изображенные предметы (книги, сломанная свеча, расческа, вскрытое письмо, вышитый платок) и обыграть их назначение. Обратить внимание на построение композиции и представить воображаемого хозяина изображенных предметов.

Рассматривание лучше проводить на основе сравнения и контрастности, при этом следует обращать внимание на историю предметов, которые могут рассказать об эпохе (времени), событиях, характере персонажа, его богатстве или бедности, пристрастиях, занятиях, увеличениях и настроении.

Для активизации внимания, развития наблюдательности можно провести игру «Будь внимательным», предложив детям внимательно рассмотреть изображение, а затем отвернуться и ответить на вопросы педагога. (см. раздел «Приложения»)

3. Заключительная часть. В заключение занятия подвести детей к обобщению: художники очень внимательно относились к деталям, с их помощью они передавали историю персонажей, раскрывая их характеры и настроение.

 

Занятия 16-17.

Занятие 16. «Линия характера (История книги)»

Занятие 17. «Истории про…мальчиков и девочек, а также их родителей»

Программное содержание

Способствовать первоначальному обобщению детьми представлений о графике.

Подводить к пониманию назначения и особенности иллюстрации для восприятия книги и её художественного образа (цикл иллюстраций, макет книги).

Развивать умения выделять некоторые средства выразительности (красоту и выразительность линий, точек, штрихов, контура, цвета, композиции). Познакомить с изобразительной манеры некоторых авторов, по выбору педагога, на примере иллюстраций Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, А. Ф. Пахомова, В. М. Канашевича, Т. А. Мавриной, М. А. Бычкова, С. А. Острова и др.

Вызвать интерес к графическим работам, выполненным в разных техниках и материалах, воспитывать уважительное отношение к их авторам.

Показать возможности таких изобразительных материалов техник, как графитный карандаш, сангина, постель и так далее.

Развить художественное восприятие, умения откликаться на графический образ, соотносить его со средствами выразительности.

Обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательные процессы, творческие эмоциональные способности.

Поощрять отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве.

Активизировать использование слов: графика, иллюстрация, макет книги, художник-иллюстратор.

Основной визуальный ряд для первого занятия:

1. А. Н. Бенуа. Азбука в картинках. Ил. «Дача, дед». 1904. Музей-заповедник Петродворца. Факсимильное воспроизведение;

2. А. Н. Бенуа. Азбука в картинках. Ил. «Город, генерал». 1904. Музей-заповедник Петродворца. Факсимильное воспроизведение;

Визуальный ряд для оформления выставки:

1. В. М. Васнецов. Книжная лавочка. 1876. ГТГ, Москва;

2. Книги, иллюстрированные художниками-графиками А. Ф. Пахомовым, В. В. Лебедевым, В. Г. Сутеевым, В. М. Конашевичем и др.

 

Основной визуальный ряд для второго занятия:

1. Иллюстрированные книги 2-3 художников-графиков (А. Ф. Пахомова, В. В. Лебедева, В. Г. Сутеева, В. М. Конашевича и др. по выбору педагога; в соответствии с предварительной работой и опытом детей, наличием книг).

2. Например, иллюстрации В. М. Конашевича к «Путанице» К. И. Чуковского, В. В. Лебедева к «Рассказам про маленьких детей» Л. Н. Толстого и «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака, И. Я. Билибина к сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка», В. Г. Сутеева к сказкам К. И. Чуковского «Федорино горе», «Телефон» и «Котауси и Мауси» т т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...